Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2024 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ
HISTORICAL BACKGROUND OF THE FORMATION OF THE ORTHODOX PEDAGOGICAL CULTURE OF KIEVAN RUSSIA
Galina Shevchenko
Master's Degree, Department of International Education and Integration of Migrants, Institute of Social and Humanitarian Education of Moscow State University
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены предпосылки формирования системы православного воспитания и образования в Киевской Руси со временем принятия христианства, выделены основные этапы духовно-нравственного воспитания в период с 862/882 по 1132/1240 гг.
ABSTRACT
The article considers the prerequisites for the formation of the system of Orthodox upbringing and education in Kievan Rus with the time of the adoption of Christianity, highlights the main stages of spiritual and moral education in the period from 862/882 to 1132/1240.
Ключевые слова: русская культура, православное образование, духовно-нравственное воспитание, духовные училища.
Keywords: Russian culture, Orthodox education, spiritual and moral education, theological schools.
Вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделялось серьезное внимание с самого начала зарождения Древней Руси. Принятие христианства на Руси — начало формирования системы православного воспитания. Система православного воспитания и образования на Руси сформировалась со временем принятия христианства св. великим князем Владимиром в 988 году. Он заложил основу российского национального самосознания, русской государственности и русской культуры (табл.1). На Руси Православие изначально стало главным государственно-образующим элементом, определило все представления русского народа о жизни, о типе власти, ставящим во главу торжество нравственного идеала. По распоряжению князя Владимира Святославича, в Киеве было организовано «книжное учение» – школа для «нарочитой чади» или детей знатных людей. При Владимире «устрояемы» были при церквах приходские училища, где воспитывались дети под руководством местных священнослужителей, и «бысть», по словам летописи, «множество училищ книжных». Автор «Повести временных лет» констатирует: «Владимир же был рад, что познал Бога… Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Русская культура не началась с принятием христианства, а поднялась на новый качественный уровень в своем развитии, сумев воспринять совершенные художественные принципы античного мира, творчески соединив их со своими эстетическими традициями. Археологические открытия, литературные памятники и зарубежные источники говорят, что восточные славяне со второй половины IX в. имели школы грамоты, в которых получали элементарное образование. Такие школы существовали на Руси до правления князя Владимира. Групповое обучение чтению и письму было первоначальной формой школы. Введение христианства пробудило в русском обществе первую потребность книжного учения, принесло с собой и первые книги. Уже при Владимире греческое духовенство единственным средством распространения и утверждения христианства считало грамотность, учение книгам. При книгах нужны были и грамотные священники, которые могли бы учить народ. Таким образом, учение книжное, прежде всего, потребовалось для подготовки самих русских пастырей, а затем желание учиться божественному писанию стало активно проявляться и у лучших из мирян. Тогда же возникла определенная система образования. Принесенная вместе с новой религией книжная ученость дала обильные всходы. Дело Владимира продолжил Ярослав, распространяя грамотность в России и умножая число школ. Известно об открытии им, например, в 1030 г. школы в Новгороде, где обучались около 300 человек. Сын Ярослава Святослав Черниговский имел у себя «полны клети книг», из которых до нас дошли два сборника, известных под его именем (1073, 1076). В летописи от 1093 г. упоминается о взносах князя Всеволода Ярославовича на содержание училищ в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве. Кроме этого, кн. Всеволод открыл в 1096 г. школы в Муроме, в 1097 г. — училища во Владимире и т. д. Любовью к образованию известны были также кн. Всеволод Переяславский и сын его Владимир Мономах. Существуют упоминания о том, что Роман Ростиславович Смоленский строил училища и содержал для них греческих и латинских учителей. Кн. Константин Всеволодович Ростовский составил у себя библиотеку более чем в тысячу томов. Создание «училищ» началось сразу после крещения Руси. «Училище» — собственно русское название любого учебного заведения этого периода; понятие «школа» стало употребляться с XIV века. Монастырские школы (училища) — центры древнерусской учености. Первые училища, о которых имеются достоверные свидетельства, — это дворцовая школа князя Владимира в Киеве (начало XI века) и школа Ярослава Мудрого в Новгороде (1030). Княжеские школы (училища) стали важными центрами древнерусской культуры. Отсюда в списках расходились христианские сочинения, здесь переводились произведения античных и византийских авторов. Освоению «книжного знания» предшествовало обучение грамоте, знакомство с иностранными языками, для чего существовали особые школы. По образцу княжеских открывались школы при дворах древнерусских князей и их посадников в Переяславле, Курске, Суздале, Чернигове. Главное внимание древнерусской педагогической культуры было обращено не на систему научных знаний, а на духовно-нравственное воспитание человека, усвоение им житейских правил. Глубоко воспитательной была не только цель обучения, но и его порядок, и устроение школы. Ученье начиналось молитвой, служением молебна, после которого садились за азбуки. По «изучении» азбуки ученику давалась Псалтирь. По ней он «навыкал чтению». Также учебной книгой считался и часослов. По окончании изучения этих книг ученик был подготовлен к чтению других божественных книг и отеческих писаний. Таким образом, грамота выступала лишь как средство духовного просвещения человека.
Таким образом, главной задачей древнерусского образования изначально выступала задача научить, как жить по-христиански.
Таблица 1.
Хронология формирования православной педагогики в Киевской Руси (с 862/882 по 1132/1240 гг.)
№ |
Основоположник |
Годы жизни, гг. |
Вклад в православное образование Руси |
1. |
Владимир Святославич Красное Солнышко— князь Новгородский (970–988) и Великий князь Киевский (978–1015), крестил Русь |
956 - 1015
|
Князь заложил в основание российской истории краеугольный камень, на котором сформировалось православное национальное самосознание, русская государственность и русская культура. Благодаря Крещению Русь приобщилась к православной культуре: стали развиваться каменная архитектура, живопись, произошел всплеск в развитии ювелирного мастерства русских умельцев. Начальный импульс развитию всех этих культурных отраслей дали потребности церкви и православного богослужения. Величайшим приобретением, пришедшим на русские земли вместе с христианством, стала славянская письменность, созданная в IX веке Кириллом (Константином) и Мефодием на основе греческой азбуки и названная кириллицей. Христианская религия, в отличие от устного языческого предания, основана на письменном слове. Потребовалось создание условий для подготовки собственных книжников. Владимир открыл приходские училища при церквах, в которые собрал (не всегда добровольно) множество отроков. Поначалу матери, отдавая своих сыновей в учение, «плакали о них как о мертвых». |
2. |
Ярослав I Владимирович - Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, Великий князь Киевский(1019 – 1054), князь Новгородский (1010 – 1034), Ростовский (987 – 1010). |
978 - 1054 |
Был инициатором создания первой русской библиотеки в Киеве, содержащей переводы древнееврейских, сирийских, греческих и старославянских текстов. При дворе князя Ярослава существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники». Ярослав Мудрый способствовал созданию школ в крупнейших русских городах. В 1028 г. по его указу открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан, рассчитанная на 300 учеников. |
3. |
Святослав Ярославич (Черниговский), в крещении Николай. С 1073 Великий князь Киевский |
1027-1076 |
Завел обширные библиотеки 1073 г. - появление «Изборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и др.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. |
4. |
Всеволод Ярославович, в крещении Андрей. С1054 года - князь Переяславль-Русский, Ростовский, Суздальский, Белоозерский и поволжских городов. С 1078 г. Всеволод I - занял великокняжеский престол. |
1030 - 1093 |
Содержал училища в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве, открыл школы в Муроме, Владимире. Строил монастыри и храмы, оказывал помощь духовенству и нуждающимся. |
5. |
Владимир Мономах, в крещении Василий. Князь Ростовский, Смоленский, Черниговский, Переяславский. В 1113 году стал Великим князем Киевским. Старший сын князя Всеволода Ярославича. |
1053/4–1125 |
Уделял большое внимание развитию письменности, по его поручению была сделана вторая редакция «Повести временных лет». Ему принадлежит знаменитое «Поучение», составленное из трех частей: рассказ о своей жизни в назидание детям, письмо Олегу Святославичу и заключительная молитва. В нем Владимир наставляет молодых людей, чтобы каждый из них стремился совершить три добрых дела: покаяние, слезы и милосердие. В то же время могущественный правитель признает право каждого на индивидуальность, призывает к воспитанию трудолюбия, овладению книжной ученостью, почитанию церкви и духовенства. Он не рекомендует детям спасать свою душу ни в отшельничестве, ни в монастыре, ни в посте. Особенно настойчиво Мономах советует защищать всех обездоленных и призывает к снисхождению даже по отношению к преступникам. |
6. |
Роман Ростиславович, князь Смоленский, Новгородский и Великий князь Киевский (1171—1173, 1174—1176). Старший сын Ростислава Мстиславича. |
1132/35-1180 |
Свои средства расходовал на устройство училищ и содержание для них греческих и латинских учителей. |
7. |
Константин Всеволодович Добрый (Мудрый). Родоначальник Ростовских князей. Великий князь Владимирский (1216 – 1218 гг.), Ростовский (1207 – 1219 гг.), Новгородский (1205 – 1207гг.). |
1186 –1219 |
Основал Григорьевский затвор в стенах ярославского Спасского монастыря как учебного заведения. Григорьевский затвор является первым учебным заведением на Северо-Востоке Руси. Владимирская школа приравнивалась по уровню к высшему образованию. Туда были приглашены преподавать русские и византийские педагоги. Имелись обширные библиотеки с раритетными документами. В это время была книги по истории Руси - «О делах древних князей». Эта школа существовала при Рождественском монастыре. Начиная с конца XII века, монастырь превратился в центр подготовки духовенства для Владимиро-Суздальского княжества. Летописи неоднократно упоминают о грамотности жителей Владимира. Константин завершил благоустройство училища в Ростове, который стал крупным культурным центром Северо-Восточной Руси. Составил библиотеку более, чем в тысячу томов. |
8. |
Анна (Янка) Всеволодовна, княжна, дочь киевского князя Всеволода. |
около 1046 - 1068 — около 1110 - 1113 |
Основала первое женское училище в Киеве. Открыла при монастыре первую в Европе школу для девочек. Фрагмент из летописи: «Собравши молодых девиц, обучала их писанию, тако ж ремеслам, пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят». |
9. |
Евфросиния Полоцкая (Предслава), дочь полоцкого князя Святослава Всеславича |
ок. 1101–1173 |
Организовала монастырь в местечке Сельцо, создала мастерскую по переписке книг, а в 1143 году образовала женское монастырское училище. Сооружение при монастыре церкви Спаса было поручено талантливому полоцкому зодчему Иоанну. В 1161 году был изготовлен крест Евфросинии Полоцкой - «выше всех сокровищ», который являлся вершиной эмалевого искусства Древней Руси. На нем изображены человеческие фигурки с книгами в руках. Так в древности изображали проповедников христианства. |
10. |
Галицкий князь Ярослав Осмомысл |
1153—1187 |
При создании школ Ярослав использовал доходы монастырей, а не деньги собственной казны и населения. В 15 городах Галицко-Волынского княжества существовали монастыри, что позволило открыть немало внешних школ для населения. В остальных княжествах Киевской Руси функционировали только внутренние школы для обучения грамоте только насельников монастырей. Осмомысл заставил монастыри использовать часть своих прибылей для школьного обучения детей, живущих за пределами монастырских стен. |
Список литературы:
- Георгиева Т. С. Христианство и русская культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд-во Центр ВЛАДОС, 2001- 240 с.
дипломов
Оставить комментарий