Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 03 февраля 2025 г.)

Наука: Философия

Секция: История философии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Григоренко И.С. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ ХХ ВЕКА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(70). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 48-51.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ ХХ ВЕКА

Григоренко Иван Сергеевич

студент, Курский государственный университет,

РФ, г. Курск

THE PROBLEM OF CONSCIOUSNESS IN THE WORKS OF TWENTIETH-CENTURY PHILOSOPHERS

 

Ivan Grigorenko

Student, Kursk State University,

Russia, Kursk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы сознания в философии двадцатого столетия. В работе анализируется понятие «сознание», выявляются различные подходы к пониманию его специфики в трудах зарубежных и отечественных мыслителей XX века. В частности, раскрываются позиции в отношении генезиса и развития сознания таких философов как: Анри Бергсон, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и Александр Георгиевич Спиркин.

ABSTRACT

This article is devoted to the problem of consciousness in the philosophy of the twentieth century. The paper analyzes the concept of "consciousness" and identifies various approaches to understanding its specifics in the works of foreign and domestic thinkers of the 20th century. In particular, the positions of such philosophers as Henri Bergson, Edmund Husserl, Martin Heidegger and Alexander Georgievich Spirkin on the genesis and development of consciousness are revealed.

 

Ключевые слова: сознание, философия, неопозитивизм, экзистенциализм, эмпирические традиции, человек, окружающий мир.

Keywords: consciousness, philosophy, neo-positivism, existentialism, empirical traditions, man, the world around him.

 

Проблема сознания является одной из ведущей в структуре философского знания. С ее возникновения и по настоящее время, пытливые философские умы обращались к вопросам формирования, специфики и сущности сознательного опыта. Особенности развития философии сознания XX столетия продиктованы не столько метафизическими требованиями исследовательского поиска, сколько эпистемологическими запросами. Только во второй половине XX века в трудах мыслителей аналитической традиции философской мысли метафизический контекст развития проблемы получил свое разрешение.

В XX веке произошли глобальные изменения во всех сферах жизни общества. Научное знание начинает проникать во все области бытия человека, что нашло свое отражение в изменении ключевых методологических подходов к исследованию феномена сознания. Изучение феноменальных аспектов сознательного опыта было популярным как в начале, так и в конце XX века. В начале XX века, в рамках общей эпистемологической направленности, детерминирующей собственно процесс исследования сознания, существовало как минимум три подхода к пониманию сознания: теория чувственных данных, интенционализм и прямой реализм. Исследования психического в XX веке приобрели определенную популярность, а вместе с тем, возрос интерес к философскому осмыслению феномена сознания в его ключевых детерминациях. Наиболее известными философскими направлениями ХХ века были неопозитивизм, экзистенциализм, философская антропология, феноменология, структурализм и прагматизм.

Неопозитивизм в решении вопроса о сущности сознания отстаивает научную точку зрения, представляемую как единственно верную, абстрагируясь от философских (метафизических) проблем. Стоит сказать, что в начале ХХ века в Европе была сильна эмпирическая традиция. Например, в Венском университете в 1895 году Эрнст Мах (австрийский физик, механик и философ-позитивист) получает должность профессора философии индуктивных наук и организует свой кружок единомышленников [1]. Это уже свидетельствовало об окончательном утверждении эмпирической традиции. Вместе с этим, австралийский философ Джон Пассмор замечал, что большинство из представителей кружка Эрнста Маха слабо были знакомы с классической философской традицией. Характеризуя Венский кружок, философ пишет: «Его членами большей частью были ученые и математики, причислявшие себя к сторонникам Маха и отвергавшие метафизику. Все они, за исключением Шлика, очень мало знали классическую философию, но еще меньше беспокоились по этому поводу» [3].

Одним из крупнейших западных исследователей является французский философ Анри Бергсон, который изучал проблемы сознания. Мыслитель стоял у истоков гуманитарно-антропологического направления западной философии, подвергшего глубокому философскому анализу внутренний мир человека. В своих исследованиях сознания А. Бергсон выступает против позитивизма и классического рационализма, которые, в свою очередь, рассматривали лишь познающее сознание [1]. Мартин Хайдеггер соглашался с тезисом Э. Гуссерля о том, что мир преподносится нам через наше сознание. Но он высказывался против субъективизма. Пытаясь обосновать бытие сознания Гуссерль, считал, что нужно рассматривать аспект его историчности [5].

В концепции Хайдеггера человеческое сознание отличается от классической традиции. Сознание, по Хайдеггеру, – это отнюдь не переход изолированного субъекта к трансцендентному миру, а с самого начала человек находится в окружающем его мире. Это меняет способ взаимоотношений между человеческим “Я” и миром вокруг него. Следовательно, можно говорить о способности человека познавать мир и выявлять определенные закономерности в нем, то есть, включенность человека в мир - необходимое условие возможности всякого познания [5]. Сознание здесь выступает одним из множества способов отношения человека к миру, но не единственно верным и возможным, как это было ранее в классической философии. Основополагающая онтология Хайдеггера гуманистична по своей природе, так как она обращает внимание на нюансы, которые не могли стать объектами внимания прежней философии. Это совершенно другая философская традиция, не допускающая классической субъектно-объектной оппозиции [2].

В отечественной философии двадцатого столетия проблема природы и сущности сознания была столь же актуальной. Александр Георгиевич Спиркин являлся одним из известных исследователей этой проблемы. Он рассматривает генезис сознания в контексте эволюции живой материи. Спиркин пишет: «Сознанию человека предшествовал колоссальный, длившийся более полутора миллиарда лет, период умственного развития животных, сознание могло появиться как следствие развития зародышевых форм стихийной коллективной трудовой деятельности и взаимообщения людей» [4].

Каждый из этих периодов отличается друг от друга. В первый период появилась возможность превращения действий животных в элементарные трудовые действия предчеловека. Стадное сознание отличалось тем, что деятельность человека приобрела элементарные черты целенаправленности. В данный период появляются элементы планирования, но человек не определял собственное “Я”, он чувствовал себя членом общины, где должен был выполнять определенные задачи.

Можно сказать, что при всем разнообразии философских подходов и концепций несомненным является их аксиологическая направленность. Сознание – это ценность, являющаяся во все времена центром внимания философских размышлений. Сознание - одна из вечных теоретических проблем интерес к которой будет лишь возрастать с дальнейшим научно-техническим прогрессом. Философия сознания как самостоятельный раздел знания по праву занимает одно из центральных мест в структуре современной философии.

 

Список литературы:

  1. Кениспаев Ж. К. Философия сознания: история и современность: Монография / Ж. К. Кениспаев. – Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2003. – 161 с.
  2. Коначева С. А. Хайдеггер и философская теология ХХ века: дис. д-ра философ. наук. Рос. гос. гум. университет, Москва, 2010. – 331 с.
  3. Пассмор Дж. Сто лет философии: Пер. с англ. — М.: «Прогресс-Традиция», 1998. — 496 с.
  4. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1960.- 472 с.
  5. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. -М.: Гнозис, 1993. -464 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий