Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 06 января 2025 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОССИЯ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ И СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ
RUSSIA BETWEEN WEST AND EAST: HISTORICAL DISCUSSIONS AND MODERN MYTHS
Wang Lilin
Independent Researcher,
China, Harbin
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию исторической дискуссии о месте России между Западом и Востоком, рассматриваемой через призму культурных, геополитических и идеологических факторов. В работе анализируются ключевые этапы формирования данного вопроса, начиная с XVIII века, а также его трансформации в контексте современности. Особое внимание уделено влиянию исторических мифов и стереотипов на восприятие России в глобальном пространстве. Представлены аргументы сторон, утверждающих принадлежность России либо к Западу, либо к Востоку, а также альтернативные подходы. Исследование акцентирует внимание на актуальности дискуссии в условиях глобализации и многополярности мира.
ABSTRACT
The article explores the historical debate regarding Russia's position between the West and the East, examined through cultural, geopolitical, and ideological dimensions. The study analyzes key stages in the formation of this question, starting from the 18th century, and its transformations in the modern context. Special attention is given to the influence of historical myths and stereotypes on Russia's perception in the global arena. The article presents arguments from proponents of Russia's affiliation with either the West or the East, as well as alternative perspectives. The research emphasizes the relevance of this debate in the context of globalization and a multipolar world.
Ключевые слова: Россия, Запад, Восток, геополитика, культура, исторические мифы, идентичность, глобализация, идеология, дискуссия.
Keywords: Russia, West, East, geopolitics, culture, historical myths, identity, globalization, ideology, debate.
Дискуссия о принадлежности России к Западу или Востоку остается одной из центральных тем в мировой исторической и политической науке. В условиях современных глобальных трансформаций этот вопрос обретает особую значимость, так как влияет на восприятие России на международной арене, ее внешнеполитический курс и внутреннюю идентичность. Идеи о месте России в мировой системе координат продолжают формировать общественное мнение, культурные стереотипы и стратегические подходы, что делает исследование темы актуальным не только для историков, но и для специалистов в области политологии, международных отношений и социологии. Целью работы является систематизация подходов к пониманию принадлежности России к Западу или Востоку, анализ исторических дискуссий на эту тему и выявление их влияния на формирование современных мифов и стратегий Запада в отношении России.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе трех подходов к идентичности России (часть Европы, догоняющая Европа, противоположность Европе) на основе работ как отечественных, так и зарубежных исследователей; выявлении влияния исторических событий на восприятие России как уникального цивилизационного явления; переосмыслении роли западной риторики в формировании мифов о Российском государстве, что позволяет определить устойчивые стереотипы и их трансформацию в современном мире.
Дискуссии о сущности России, о ее месте в мире остаются одной из ключевых тем для обсуждения в русле исторической и политической мысли. Отвечая на вопрос, является ли Россия частью Запада, исследователи предлагали разные подходы, которые варьируются от полного включения России в западную цивилизацию до представления о ней как о принципиально чуждой и враждебной Европе.
Еще в 1894 году русский историк литературы и театра И.И. Иванов писал: «"Гнилой Запад" и юношески-расцветающий славянский Восток! Для большинства просвещенных русских людей это не более как поэтическая метафора. Но для западного слушателя это и есть истинно-национальная "программа действий". К такой программе европеец давно подготовлен» [1, с. 176]. Иванов отмечал, что такие идеи активно использовались западной идеологией и политикой в их риторике против России.
Основные вопросы, связанные с принадлежностью России, – это ее место в европейской цивилизации и возможность ее интеграции в западный мир. Норвежский исследователь И. Нойманн утверждал, что вопрос о европейской идентичности России остается центральным в дискуссиях о системе европейской безопасности [5, с. 99]. Французский историк Элен Каррер д'Анкосс подчеркивала сложность ситуации, объясняя это внутренними разногласиями: «Русские сами не могут определиться со своей идентичностью: они европейцы, азиаты или вообще евразийцы?» [3, с. 6]. Такие размышления создавали основу для формирования западных мифов о России, которые часто строились на бинарных противопоставлениях.
Три подхода к идентичности России
1. Россия как часть Европы
Согласно первому подходу, Россия является неотъемлемой частью Европы. Это мнение разделяли такие ученые, как Мартин Малиа, который утверждал, что «с петровских времен и до эпохи "реального социализма" Россия и Европа вместе составляли этот "Запад" в широком смысле слова» [4, с. 266].
Французский граф Поль де Жюльвекур в своей книге «Балалайка» (1837) выражал восторг по поводу будущего России, заявляя: «Рим и его былое величие больше не интересует. Будущее находится на берегах Невы» [6, с. 7]. Этот подход предполагал, что Россия могла бы стать оплотом традиционных ценностей Европы.
2. Россия как догоняющая Европа
Второй подход описывает Россию как страну, принадлежащую Европе, но отстающую от нее. Французский исследователь Анатоль Леруа-Болье рассматривал Россию через призму «культурного градиента». Несмотря на свою симпатию к России, он видел ее историю как «негативную», отмечая, что стране не хватает традиций и национальных институтов [7, с. 236–237]. Леруа-Болье верил в большой потенциал Российского государства, но только в случае ее развития по западному образцу.
3. Россия как противоположность Европе
Третий подход утверждает, что Россия является полной противоположностью западной цивилизации. Согласно этой теории, Россия воспринимается как свирепая Азия, Орда, чьи достижения — лишь подражание Западу.
Подобные взгляды находили отражение даже в оценках реформ Петра I. Как писал Иван Иванов: «Раньше, чем у нас появились западники и славянофилы, в Европе уже существовала почва для восприятия именно славянофильских взглядов» [1, с. 176]. Европейцы видели реформы Петра скорее как угрозу, чем прогресс.
Дискуссии о принадлежности России особенно обострялись в периоды кризисов. Так, последствия монгольского нашествия остаются одной из спорных тем в отечественной науке. Как отмечал политолог С.А. Караганов: «Россия исторически в известной мере зародилась как восточно-европейская страна. Но после вторжения монголов мы стали другими» [2]. Эти размышления иллюстрируют, каким образом исторические события формировали уникальность России, ее положение между Востоком и Западом.
Дискуссии о месте рассматриваемой автором данной статьи страны в мировой системе координат показывают, что ее идентичность остается открытым вопросом. Россия продолжает балансировать между Востоком и Западом, что делает ее уникальной и одновременно уязвимой в глазах мира. Эта двойственность лежит в основе западных мифов и стратегий, формирующих отношение к Российскому государству и ее роли в глобальной политике.
Список литературы:
- Иванов И. Заметки читателя. Статья Михайловского Н.К. во французском журнале и суждения иностранцев и инородцев о русской литературе // Артист. – 1894. – № 37. – Год 6. – Кн. 5.
- Караганов С. Часть людей потеряли страх перед адом. Нужно восстановить [Электронный ресурс] // Бизнес Online. – 07.01.2024. – URL: https://rn.business-gazeta.ru/artide/619108 (дата обращения: 18.03.2024).
- Каррер д'Анкосс Э. Россия меж двух миров / пер. с франц. А.Ю. Терещенко. – М. : РОССПЭН, 2017. – 239 с.
- Малиа М. NON POSSUMUS. Ответ Алену Безансону // Отечественные записки. – 2004. – № 5 (20). – С. 266–270.
- Нойманн И. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей. – М. : Новое изд-во, 2004. – 335 с.
- Julvécourt P., de. La Balalayka, Chants populaires russes et autres morceaux de poésies traduits en vers et prose. – Paris, 1837.
- Leroy-Beaulieu A. L'Empire des tsars et les Russes. T. 1. – Paris : Librairie Hachette et C-ie, 1881. – 594 p.
дипломов
Оставить комментарий