Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ганибаева Ж.А. СОЦИО-ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА (В НАЧ. XXВ.) // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(3). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 12-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИО-ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА (В НАЧ. XXВ.)

Ганибаева Жайдарман Ануаровна

канд. ист. наук, ст.преподаватель Актюбинского  регионального государственного  университета

Казахстан, г. Актобе

К середине ХIХ в. казахи составляли 96% населения западного региона Казахстана. Этническая ситуация Казахстана изменилась во второй половине ХIХ в. с усилением миграционного потока в казахские степи восточнославянского этноса. В 1870-1897 гг. наблюдалось снижение удельного веса казахского населения в целом по Казахстану на 5,72%, в Уральской области – на 2,6, в Тургайской – на 9,07 [1, с. 140]. При этом в Уральской области удельный вес казахского населения уже в 70-х годах ХIХ в. составлял 69,2%. Это, вероятно, было связано с тем, что на ее территории дислоцировалось Уральское казачье войско, полиэтническое по составу, куда входили татары (5,5% от общей численности войска) и особое «Башкирское отделение» (созд. в 1832 г.), включавшее 782 человека [2, с. 56]. К середине ХIХ в., по определению В. Черемшанского, башкир в Уральском казачьем войске насчитывалось 2546 д. м. п. [3, с. 133].

Таблица 1.

Этнический состав населения в разрезе уездов Уральской и Тургайской областей по данным переписи 1897 г. [4, с. 22-28]

Области,

уезды

 

Всего

 

Казахи

 

Татары

 

Башкиры

 

Русские

Уральская

область

700603

463187

(66,1)

23521

(3,4)

763

(0,1)

163910

(23,3)

 

Уральский

 уезд

337239

151435

(44,9)

17897

(5,3)

673

(0,2)

126030

37,3)

Калмыковский

171597

144459

(84,1)

2410

(1,4)

56

(0,03)

22292

(12,9)

 

Темирский

95687

94260

(98,5)

325

(0,3)

17

819

(0,9)

 

Гурьевский

96080

73033

(76)

1648

(1,7)

1

14769

(15,4)

 

Тургайская

область

453416

410904

(90,6)

3197

(0,7)

1598

(0,4)

30438

(6.7)

Кустанай-

ский

152556

118022

(77,4)

1798

(1,2)

1297

(0,9)

29347

(19,2)

Актюбин-

ский

115215

109585

(95,1)

753

(0,7)

284

(0,24)

 

(12.2)

Иргизский

 

98097

97149

(99,3)

492

(0,5)

--

 

(2.5)

Тургайский

86948

86154

(99)

154

(0,2)

17

 

(1.5)

 

Как видно из таблицы, природно-климатические и исторические условия оказали определенное влияние на особенности размещения населения в разрезе уездов. Зоной наиболее максимального совместного проживания казахов, русских, татар и башкир стали Актюбинский и Кустанайский уезды, граничившие с Верхнеуральским, Троицким, Орским уездами Оренбургской губернии. Это связано в первую очередь с географическим расположением уездов и возможностью «плавного» перехода народов из приграничной зоны в казахскую степь. Во-вторых, Актюбинский и  Кустанайский уезды являлись самыми плодородными уездами Тургайской области, где могло расселиться русское и татарское население, занимающееся земледелием. К примеру, Иргизский уезд, где почти все пространство занято глинисто-солонцовыми и песчаными равнинами, был не пригоден для земледелия. Обрабатываемая земля составляла 0,02% всей площади уезда, поэтому оседлое население было сосредоточено лишь в двух населенных пунктах – Иргизе и Карабутаке. В Актюбинском и Иргизском уездах русское и татарское население было рассредоточено по населенным пунктам городского типа, расположенным на транзитных караванных путях. Так, 64,5% татарского населения Тургайской области проживало в городах, а 47,2% татарского населения Актюбинского уезда было сосредоточено в уездном городе.

К концу ХІХ в. в Темире, возникшем вместо упраздненного военного Эмбенского поста, расположенном среди густонаселенных казахских волостей и на перекрестке караванных путей, проживало 750 человек, а в 1910 г. – 2025 жителей, из них 88,5% – русских, 7,5% – татар, 2,4% – казахов, 1,4% – башкир [5, с. 47].

Татарское население в сравнении с русским больше было рассредоточено и по мелким населенным пунктам городского типа. В форте Карабутак в конце ХІХ в. татары составляли 1/3 населения, в Тургае – 43,4% от общей численности горожан [6, с. 339]. Сосредоточенность татарского населения в Тургае объясняется выгодностью географического расположения, откуда уходили торговые тракты: один на Орск, другой – на Кустанай и третий – в Перовск Сырдарьинской области. Причиной этому явлению явился характер деятельности татарского населения. Анализ распределения населения Тургайской области по группам занятий выявил, что 30,2% татар были заняты торговой деятельностью, 29,3% – земледелием, 3,6% – животноводством. В отличие от татар основной деятельностью башкир было животноводство – 35,4% и земледелие – 26%, а торговля составила 13,9%. Доминирующее положение татары заняли в торговле тканями, кожами – 41%, продуктами сельского хозяйства – 34,8%, в отличие от русских торговцев, специализирующихся в основном на торговле зерном – 62,9%.

Таким образом, именно татары сыграли определенную роль в процессе урбанизации и культурной модернизации казахских земель и явились основным коммуникативным звеном в организации на территории казахской степи русско-казахской и транзитной русско-среднеазиатской торговли.

В конце XIX в. городские жители составляли 36% постоянного населения Акмолинской области, более 8% – Уральской и Семипалатинской, 4% – Тургайской [7, с. 129-132, 203]. Самыми многонаселенными в начале XX в. были Уральск (39 тыс. человек) и такие города, как Семипалатинск, Петропавловск, Кустанай, Усть-Каменогорск, Гурьев, где проживали от 10 до 30 тыс. человек. От 4 до 9 тыс. жителей было в Акмолинске, Илецке, Павлодаре, Кокчетаве, Актюбинске. Всего в городах проживало более 180 тыс. человек.

Таблица 2.

Численность и этнический состав населения в разрезе уездных городов

Города

Казахи

Татары

Башкиры

% ко всему

населению

 города        

Русские

Уральск

499

3461

16

10,9

31850

Илецк

35

1341

18

19,4

5729

Гурьев

112

655

---

8,2

6502

Кустанай

184

416

88

16

 

Тургай

25

413

---

 

---

Иргиз

28

312

---

 

---

Актюбинск

15

203

10

5,5

 

Калмыков

202

158

---

18,7

1545

Темир

166

101

17

46,1

320

 

Как видно из таблицы, наибольшее количество горожан из тюркоязычных народов составляли именно татары, сыгравшие определенную роль в процессе урбанизации и культурной модернизации казахских земель.  Татарское население явилось основным коммуникативным звеном в организации на территории казахской степи русско-казахской и транзитной русско-среднеазиатской торговли.

Самым крупным городом по численности населения в конце ХIХ в. был Уральск, где проживало 36446 человек, из них русских – 93,05%, татар – 6,75% (образовавших Татарскую слободку), казахов – 0,04% [8, с. 22-25].

Появление городов, укреплений в казахской степи способствовало дальнейшему передвижению населения приграничных районов в Северо-Западный Казахстан. Следствием миграций явилось формирование многонационального населения и снижение удельного веса казахов в общей численности в Казахстане.  Этническое развитие казахов, аулы которых были расположены чересполосно с селениями русского, татарского, башкирского, украинского народов, происходило в направлении сближения с окружающим татаро-башкирским населением как близкородственным по языку, культуре и единоверцем по религии. Родственность культуры и общность исламской религии казахов, татар и башкир весьма способствовали культурному взаимодействию. Внутренняя Орда, Кустанайский (Тургайская область) и Уральский уезды (Уральская область) стали зонами активного взаимодействия этносов.

Динамику численности населения Актюбинского уезда можно проследить по данным «Обзоров Тургайской области» за 1880-1915 гг. Если в 1880 г. численность казахского населения в Актюбинском уезде – 98,8%, то в 1915 г. – 63,4%. В 1915-1917 гг. изменилось соотношение численности и удельного веса русского и украинского  населения в Казахстане. Увеличение потока переселенцев из Украины способствовало тому, что украинцы составили 23,7% (57,5 тыс. человек), численно опередив к 1917 году русское население – 21,7% (52,6 тыс. человек) [9, с. 170-171]. Параллельно с массовым переселением русских, украинских и татарских крестьян в Казахстан в миграционный процесс стали активно вовлекаться и аграрные слои немецкого населения Европейской России.

Довольно интенсивно развивалась миграция немцев и в пределах Тургайской области. В 1907 г. началось переселение немецких крестьян из Поволжья и причерноморских губерний России в Актюбинский уезд, где к 1913 г. возникли 8 немецких селений: Михайловка (1907), Романовка (1909), Быхалинский (1911), Кудоксай (1911), Шубар-Кудук (1912) и другие [10, с. 251].

Приток мордовских мигрантов в Тургайскую область был невелик: по данным переписи 1897 года, в Актюбинском уезде проживало 28 представителей мордвы [11, с. 90].

Рассмотреть сословную структуру населения можно на примере Уральской и Тургайской областей по статистическим данным первой переписи 1897 г., что позволит выделить различие этносословной структуры между ними.

Таблица 3.

Сословный состав населения Тургайской и Уральской областей

Сословие

Казахи

Татары

Башкиры

Русские

Потомст.

дворяне

115

28

 

    8

    63

 

---

130

648

 

Личные

дворяне

16

3

-----

6

-----

207

1171

Почетные

граждане

90

80

7

3

1

35

176

Купцы

----

17

26

----

49

262

 Мещане

44

51

1840

1001

84

18884

8863

Казаки

37

163

120

9460

3

772

682

106709

Крестьяне

306

329

1280

329

1468

14879

106709

Примечание:*В числителе отражены данные по Тургайской области, а в знаменателе – по Уральской области.

 

Данные таблицы показывают, что: а) подавляющая часть казахского и башкирского населения областей принадлежит к крестьянскому сословию; б) татарское и русское население областей представлено во всех сословиях, существовавших в этот период; в) у казахского и башкирского населения отсутствовало купеческое сословие; г) в составе традиционных для российского общества привилегированных сословий башкир было меньше, чем казахов и татар.

Если сравнивать удельный вес привилегированного сословия (дворянство, почетные граждане, купцы), то у казахов оно составило 12,8%, у татар – 3,6%, у русских – 77,1%, а у башкир отсутствовало.

Обращает на себя внимание и разница этносословной структуры двух областей. Так, в Тургайской области казахи составляли больший процент привилегированного сословия – 38,6%, в отличие от Уральской области – 4,2%, в то время как татарское население лучше представлено в Уральской области.

В городах сложилась несколько иная этносословная картина. Так, среди горожан Тургайской области удельный вес привилегированного сословия казахов составлял 3,7%, татар – 10,4%, русских – 79,6%. В первую очередь это связано с тем, что казахское население в городах составляло 0,2%, в то время как 64,5% татарского населения Тургайской области проживало в городах, более половины которых занималось торговлей.

Необходимо остановиться на характеристике купечества –привилегированного сословного ядра торговой буржуазии, в котором казахское население не было представлено. Это объясняется особенностями социально-экономического развития казахского народа, преобладанием натурального кочевого хозяйства, более поздним проникновением рыночных отношений в казахскую степь, в сравнении с Волго-Уральским регионом. Привилегированность купечества заключалась в особых правах на широкую торговую деятельность, которая четко определялась в зависимости от принадлежности к той или иной гильдии.

Татарское население, в сравнении с казахами и башкирами, лучше представлено и в составе мещанского сословия, что связано с значительным притоком татар в населенные пункты областей, где они, в отличие от гильдейского купечества, согласно законодательству могли заниматься мелкой розничной торговлей, содержать лавки, харчевни, гостиницы, постоялые дворы. Впоследствии те из татарских мещан, которые смогли накопить определенные капиталы, стремились к расширению своей торговой деятельности и переходили в купеческое сословие.

Более отчетливо тенденции социально-экономического развития проявились в татарском обществе. Это объясняется тем, что они раньше, чем другие народы, вошли в состав Российского государства, близостью хозяйственно-культурного типа с русским крестьянством, а отсюда и более быстрым проникновением в их хозяйство всех новых явлений капиталистического развития России, а именно втягиванием татарского общества в рыночные отношения и усилением связи с общероссийским рынком. Следствием этого стало появление татарской торговой буржуазии, татарских торговых посредников между Россией и национальными окраинами. При этом интересно отметить, что 41% горожан-татар Тургайской области занимались торговлей продуктами сельского хозяйства, тканями, кожами в отличие от русских, которые занимались в основном торговлей зерновыми продуктами – 62,9%. Казахское население в городах больше представлено в административно-управленческой структуре.

Более развитая этносословная структура татар, в сравнении с казахами и башкирами, позволяет говорить о большой степени интеграции татар в российское индустриальное общество. Оно заключалось в растущих связях татарской торговой, административно-управленческой элиты с правящими кругами царизма, торговой и промышленной буржуазии России.

Особое место в социальной структуре национальных обществ занимало мусульманское духовенство. У автора не стоит задача рассмотрения вопроса о функциях мулл в казахском обществе, это тема отдельного исследования, но предпринята попытка рассмотрения процесса формирования мулл из казахов. Если в ХVIII – первой половине ХIХ в. казахских мулл было единицы, то во второй половине ХIХ в. ситуация изменилась. Это было связано со ст. 254 «Временного положения…» 1868 г., по которому муллой мог быть только казах, назначаемый военным губернатором области. В результате муллы в казахском обществе составили социальную опору российским властям. Во-первых, муллы были официальными представителями гражданской власти, порядок назначения которых регламентировался местными властями. При этом губернское управление обязано было наблюдать, чтобы назначенные ими муллы были «люди в верности надежные и доброго поведения». Во-вторых, функции мулл зачастую не ограничивались непосредственными обязанностями, они сосредоточивали в своих руках и функции светского управления.

Со второй половины ХIХ в. наблюдается увеличение количества мечетей и, соответственно, мулл. Если в 1841 г. во Внутренней Орде было 15 мечетей, то к 60-м годам ХIХ в. в Камыш-Самарской части Внутренней Орды – 16 мечетей, Калмыцкой части –13, Торгунской части – 8 [12, с. 38]. В конце ХIХ в. в Тургайской области Актюбинского уезда – 70 мечетей, в Кустанайском уезде – 14 мечетей, 31 молитвенный дом, при этом 12 волостных мулл, 263 частных мулла [13, с. 406]. Число мечетей постоянно росло. Так, только в Актюбинском уезде в 1909 г. начали функционировать 5 новых мечетей, в 1910 г. – 4 мечети, в 1911 добавилось еще 3 мечети [14, с. 55]. При этом на каждую мечеть приходилось по одному мулле, в основном все они были казахами, так как в 1890 г. оренбургскому губернатору были даны списки мулл Тургайской области, не являющимися казахами. Их оказалось пять: при мечети Татарской слободки Кустаная – татарин Сафаутдин Шамсутдинов; при соборной мечети Кустаная – татарин Гатаулла Абдул-Вали; при мечети пос. Челкар – башкир Ахметгариф Кулбаев; при мечети Карабутака – татарин Вали Срумбантаев [15, с. 50-55].

Для понимания социальной структуры национальных обществ региона имеет важное значение тот факт, что к середине ХIХ в. происходила эволюция не только среди элиты местного населения, но и среди крестьянства.

 

Список литературы:

  1. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы ХIХ в. 1917 г.). – М.: Наука, 1986. – 243 с.
  2. Исхаков Д. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). – Казань: ИЯЛИ, 1993. – 173 с.
  3. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. – Уфа: тип. Оренбургского Губернского Правления, 1859. – 472 с.
  4. Первая всеобщая перепись 1897 г. Тургайская область. – М.: Типография акц. общ. печати "Слово",1904. – Т. 37. – 103с.
  5. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII – начало XX вв). – Уфа: РИО РУНМЦ  Госкомнауки  РБ., 2002. – 262 с.
  6. Киргизский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Под ред. В.П. Семенова. – СПб.: Издание А.Ф. Девриена, 1903 г. – Т. 18. – 478 с.
  7. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Северной Киргизии в эпоху капитализма (60-гг. XIX в. – 1917 г.). –М. :Наука. – 246с.
  8. Первая всеобщая перепись 1897 г. Уральская область. – М.: Типография акц. общ. печати "Слово", 1904. – Т. 38. –125с .
  9. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Северной Киргизии в эпоху капитализма (60-гг. XIX в. – 1917 г.). –  М.: Наука,  1986. – 246 с.
  10. Масанов Н.Е., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. и др. История Казахстана: народы и культуры. – Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – 608 с.
  11. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Численность, размещение, состав (1870-1914). – Алма-Ата:Наука,1981. – 111 с.
  12. Центральный Государственный архив Республики Казахстан  фонд 78 опись 3 дело 107.
  13. Центральный Государственный архив Республики Казахстан  фонд 25 опись1 дело 930.
  14. Центральный Государственный архив Республики Казахстан  фонд 25 опись 1., дело 1406.
  15. Центральный Государственный архив Республики Казахстан  фонд 25 опись 1 дело 1383.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.