Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 11 января 2021 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология международных отношений
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
SOCIAL FEATURES OF FORMATION OF GLOBAL MASS CULTURE
Daria Kakhnovskaia
4th year student of the Faculty of Sociology, St. Petersburg State University,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является определение специфики социальных аспектов формирования массовой культуры на глобальном уровне. Для достижения цели использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, в частности: теоретические: синтез, обобщение и концептуализация; методы структурного анализа; методы сравнительного и системного анализа научных источников. Автором отмечено, что массовая культура является ведущей формой культуры в современном постиндустриальном (информационном) обществе, которая под влиянием процессов глобализации превратилось в феномен общемирового масштаба. Глобальные процессы в современном обществе обостряют необходимость адаптации личности к новым мультикультурным феноменам. Развитие современных социосистем является не только стремительным, но и чрезвычайно противоречивым по причине универсализации культурных ценностей, предпочтений и интересов субъектов общества. В результате исследования в статье установлено, что в контексте изменений классического восприятия и оценки продуктов культуры особую актуальность приобретает проблема взаимодействия личности и массовой культуры. Распространение массовой культуры и одновременное признание личности как высшей ценности обостряет необходимость поиска адекватных способов воздействия мирового социума на современное развитие массовой культуры.
ABSTRACT
The purpose of the article is to determine the specifics of the social aspects of the formation of mass culture at the global level. To achieve the goal, a complex of complementary research methods was used, in particular: theoretical: synthesis, generalization and conceptualization; methods of structural analysis; methods of comparative and systematic analysis of scientific sources. The author notes that mass culture is the leading form of culture in the modern post-industrial (information) society, which, under the influence of globalization processes, has turned into a phenomenon of a global scale. Global processes in modern society exacerbate the need for an individual to adapt to new multicultural phenomena. The development of modern socio-systems is not only rapid, but also extremely contradictory due to the universalization of cultural values, preferences and interests of the subjects of society. As a result of the research in the article, it has been established that in the context of changes in the classical perception and assessment of cultural products, the problem of interaction between the individual and mass culture acquires particular relevance. The spread of mass culture and the simultaneous recognition of the individual as the highest value exacerbates the need to search for adequate ways of influencing the world society on the modern development of mass culture.
Ключевые слова: массовая культура; субъект социума; общество; продукты культуры; потребление; личность.
Keywords: mass culture; subject of society; society; cultural products; consumption; personality.
Массовая культура, популярная культура, мировая культура, культурные индустрии - эти термины объединяют широкий пласт продуктов культурного производства, которые в контексте развития общества вошли в повседневную жизнь современного человека сравнительно недавно. Широко употребляемыми в отечественной науке о культуре эти дефиниции стали лишь с начала 1990-х годов. Зачастую в средствам массовой информации (СМИ) и в сознании обычного обывателя массовая культура является понятием с отрицательной, пренебрежительной окраской. Причины кроются в предполагаемых угрозах традиционной культуре, обусловленных засильем массовой культуры. Упадок нравственности, духовное обнищание, снижение уровня образованности населения ‑ это лишь обобщенные последствия сокрушительного воздействия продуктов массовой культуры на культуру общества в целом. Многочисленные стереотипы, связанные с противопоставлением национальной культуры, аутентичной культуры и массового производства глобальных культурных продуктов, стали уже традиционными, а использование штампов уже не требует никаких уточнений и исторических ссылок. Массовая культура, к которой на протяжении истории ее существования философы и теоретики культуры привыкли относиться как к вмененному коммерчески- ангажированному продукту, в воспринятии большинства исследователей и российского общества не сопоставляется с мировой культурой, тогда как широкий круг распространения ее влияния продуцируется процессами глобализации. Актуализация трактовки феномена мировой массовой культуры как воплощение продуктов развлекательно-образовательного досуга для населения является довольно важным для понимания социокультурных тенденций в современном обществе и возможностей выхода из духовного кризиса.
Со второй половины ХХ века важную роль в жизнедеятельности людей начала играть так называемая «массовая культура», которая проникла во все сферы жизнедеятельности сначала западных обществ, а затем распространилась почти во всех странах мира, приобретя глобальные масштабы. Наслоение разных культур породило, с одной стороны, величественную мировую культуру, которая дала бессмертные моральные, эстетические, религиозные и другие духовные ценности, принятые всем мировым сообществом, а с другой стороны, возник феномен массовой культуры, характерный для периода, начавшегося со второй половины ХХ века. С точки зрения Драгун Е.М., массовая культура стала порождением современной научно-технической революции, которая позволила без усилий тиражировать материальные и даже духовные ценности [3]. Этот феномен достаточно тщательно исследовался в 60-80-х годах прошлого века как в зарубежной, так и в отечественной философии, культурологии, социологии, в результате чего научным сообществом были выявлены основные его черты. И, прежде всего, исследователями категории было отмечено, что в фундаменте массовой культуры лежит стандарт, которому подчиняются квалификация рабочей силы, стиль управленческой деятельности, образ жизни людей, где социальными особенностями стали тип потребления, досуг, отдых, мода, спорт и т.д.
Состояние человека массовой культуры (или «массового человека») описывал в своих трудах немецкий философ и психиатр К. Ясперс как процесс «растворения» личности в том, что должно быть лишь средством, а не целью, не говоря уже о смысле. С позиций автора, стандартизация культуры ведет к нивелированию настоящих ее ценностей, поскольку всеобщим становится все «поверхностное», а именно: одни и те же манеры, танцы, фильмы, одежда, модные выражения и пр. По мнению К. Ясперса, культуры, состоявшиеся исторически, отрываются от своих корней и направляются в мир технически оснащенной экономики, в «пустую» интеллектуальность [9].
На другой аспект массовой культуры обратила внимание немецко-американский философ, политический теоретик и историк Х. Арендт. Она отмечает, что характерным признаком массовой культуры становится развлекательный характер, который ведет к нивелированию настоящей ценности феноменов высокой культуры. Массовая же культура тем самым превращается в индустрию развлечений, которая сталкивается с ростом потребительского отношения. В этой ситуации те субъекты, которые работают на средства массовой коммуникации, в истоках культуры разных стран изыскивают материал, подходящий для массовых продаж. Этот материал, который в изначальной форме являлся культурной ценностью, искажается для предоставления ему развлекательной формы и формирования спроса у современной аудитории [1].
В современной философской и научной литературе указанные следующие характерные черты массовой культуры: высокая проницаемость, поточность производства, ориентация на массовое потребление (направленное на пассивное восприятие), развлекательность, коммерциализация, достаточно короткая продолжительность жизни продуктов массовой культуры, повторяемость образов и идей, эксплуатация имиджей и стереотипов, создаваемых в ее же сфере, а также ориентированность на маргинальное сознание потребителей ее продукции [8]. Формами ее проявления выступают современный кинематограф, музыка, телевидение, массовая художественная литература, средства массовой коммуникации - радио, мобильная связь, Интернет-коммуникации и компьютерные игры и пр. Тиражированием стандартов массовой культуры в различных сферах общественной жизни занимаются современные средства массовой информации и коммуникации, для которых характерны зависимость от масс и политико-экономических сил. Для формирования спроса на продукты массовой культуры производитель (реализатор) должен учитывать «инстинкт миллионов» [4].
Массовая культура существенно отличается как от высокой элитарной культуры, так и от народной, этно-национальной культуры. Как справедливо отмечают Доддс К. и Фаннелл Л., ценности массовой культуры приняты всем человечеством как условия исторической конкурентоспособности народов, однако не исключают архетипов их национального самоопределения. Поэтому общечеловеческое, мировое, глобальное выступает не как базовое, а как надстроечное явление, возникающее на верхних этажах осуществления процессов регионально-этнической дифференциации человечества [10]. Феномен массовой культуры не может служить средством преодоления расхождений, возникающих на почве различий этнических культур.
Глобализация, процессы которой затронули все социально-экономические сферы жизнедеятельности современного субъекта социума, существенно повлияла на массовую культуру. Как отмечает современный французский социолог и философ Э. Морен, зародившись в недрах культуры одного народа, культурные достижения в процессе культурной глобализации принимают новую идентичность на новой культурной почве. По его мнению, такие феномены культуры, как кино, музыка, телевидение, эффективно организованные преимущественно в развитых странах как объекты для продажи, в соответствии с промышленному разделению труда, создают не только посредственные и конформистские продукты, но также и яркие, сильные произведения. Во всех направлениях культуры продолжает реализовываться мощный творческий потенциал народов. Автор отмечает преимущественно положительное влияние мировой массовой культуры на функционирование национальных культур, а главное - на формирование планетарной культуры, к которой направляется человечество, несмотря на наличие между странами противоречий экономического, политического, религиозного характера. С точки зрения Э. Морена, даже негативные культурные влияния приносят скорее результаты без проигрыша для культур всего мира, которые вступают в контакт друг с другом и развиваются на уровне глобальной культуры [5].
Одной из новых тенденций массовой культуры, которая возникает в информационную эру, является виртуализация ее продукции как стремление к симуляции и созданию множества образов. Главную роль здесь играет сеть Интернет как мощное медиа-средство, стремящееся поглотить все другие средства массовой коммуникации.
Свобода коммуникаций в сети Интернет порождает иллюзию осуществления на новой технологической основе идеалов свободы. Однако новые свободы сопровождаются возникновением нового уровня неравенства, которые вызываются перераспределением благ между участниками и аутсайдерами создания и конкуренции образов - торговых марок, корпоративного стиля, политических имиджей, научных сенсаций [2]. Виртуальная империя - принципиально новая форма политической интеграции и мобилизации экономических ресурсов, которая включает привлечение все большего количества образов и коммуникаций, захватывает культурное пространство, пространство межэтнического общения.
В процессе социализации у человека формируется стиль мышления, индивидуальный запас знаний, которые обусловливают его поведение, интересы, ценностные установки. Причем усвоение культурных ценностей происходит без осознания и рефлексии, таким же образом функционирует в виде функциональных систем и познавательных установок, сложившихся у индивида, которые могут реализоваться в его деятельности автоматически, под влиянием привычных запросов среды и потребностей человека [11]. Именно таким образом происходит усвоение, в первую очередь, эпифеноменов массовой культуры, не требующих существенных усилий со стороны сознания, критического переосмысления человеком их моральной и эстетической ценности.
Ключевым аспектом социального характера формирования мировой массовой культуры становится «растворение» личности в толпе, в массе, что обуславливает снижение способности к рефлексии. В этой ситуации не имеет большого значения, к какой социальной группе относится личность: трансформируется как классовая, так и этно-национальная, религиозная и другие составляющие бытийности личности. Причина здесь кроется в массификации, которая усиливается влиянием средств массовой коммуникации, массовой информации, газет, радио, Интернета с его социальными сетями (Facebook, LinkedIn, Twitter, Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, и др.).
Массовому сознанию, которое формируется под влиянием потребления массовой культуры, присущ фанатизм, когда из-под контроля разума выпадают чувства, эмоции значительных масс людей. Указывая на эту особенность массового сознания, С. Московичи отмечает, что исчезновение индивидуальных свойств, растворение личности в группе происходит одинаково, независимо от уровня способностей или культуры ее членов. С позиций автора, ошибочно считать, что образованные или вышестоящие слои общества лучше противостоят коллективному влиянию. С. Московичи доказывает, что чаще всего стереотипы, клише передаются через соответствующие знаки, образы, слова, и играют существенную роль в формировании массового сознания. Причем языковые средства существенно меняются из-за применения информационно-коммуникационных технологий. Возникает речь смайлов, компьютерных образов, ников и т.д., по которой происходит распространение новых продуктов массовой культуры, порожденных электронными техническими средствами коммуникации [6].
С точки зрения американского философа Дж. Нейсбит, влияние массовой культуры на коммуникативную практику выражается как сокращение лексического фонда, упрощение грамматики и увеличение доли эмоционального содержания высказывания, а также как вульгаризация речи. В общем такая ситуация ведет к культурной деградации общества. Современные средства массовой коммуникации также используют «язык улицы», толпы, пытаясь стать ближе к аудитории, чтобы манипулировать сознанием различных масс людей. Более того, электронные средства вытесняют печатные, слово заменяется мгновенной картинкой, которая не позволяет сознанию успевать осмысливать ее содержание. Дж. Нейсбит отмечает, что развитие информатизации отодвигают на задний план печатные издания, а визуальная культура формируется в ущерб печатному слову. Автор акцентирует внимание еще на одном новом средстве влияния массовой культуры на массовое сознание - на современных видеоиграх, которые приковывают внимание людей как новый вид искусства [7]. Они действуют, в первую очередь, на чувства и эмоции людей, захватывая и те «территории» обработки информации, которые ранее принадлежали мышлению, разуму. Они нередко руководят поступками людей, особенно молодых, наиболее увлеченных этим видом компьютерных технологий.
Выводы. Исходя из вышеизложенного следует констатировать, что современная мировая массовая культура уменьшает способность лица воспринимать культурные ценности и достижения, оценивая их с лично сформированной позиции. В условиях глобализации, усиливается использованием информационно-коммуникационных технологий, существенно меняются акценты в соотношении между массовой культурой и массовым сознанием. Уже не сознание формирует вкусы, предпочтения, идеалы и ценности общества, а, наоборот, новые стандарты в моде, кино, музыке, товарах широкого потребления навязывают общественному сознанию более примитивные образы, которые позволяют легко манипулировать сознанием целых социальных групп. Одновременно формирование мировой массовой культуры является следствием перманентного поиска субъектов современного социума моментального удовольствия, которое приглушает остроту восприятия. Рекламные тексты и практики массовой культуры потребляются социумом как следствие спроса на продукцию массовой культуры. Массовый потребитель становится неотъемлемой частью формирования массовой культуры на глобальном уровне. Желание социума иметь упрощенный доступ к продуктам культуры, следование за модой, имиджем, популярностью мировых тенденций в развитии направлений культуры нивелируют ценность базового культурного образования и интеллектуального наследия. Современная массовая культура все чаще характеризуется бессодержательностью, безнравственностью, упрощенностью с тяготением к однообразным схем в организации (скорее - дезорганизации) досуга.
Обществу, которое хочет осознавать, в каких именно направлениях оно движется и какие последствия оно может получить в будущем, важно предвидеть возможные сценарии и направлять массовое сознание к производству таких стандартов и образцов культуры, которые развивали бы индивидуальное сознание человека в будущем.
Список литературы:
- Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 24-31.
- Болокова М.А. Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 4. С. 106-111.
- Драгун Е.М. Влияние массовой культуры на формирование современного инфотейнмента и его социокультурные функции // Вопросы культурологии. 2014. № 9. С. 34-38.
- Касьянов В.В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 5. С. 139-141.
- Морен Э. К пропасти? / пер. с франц. Г.Наумовой. СПб: Алетейя, 2011. 136 c.
- Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / пер. с фр. Т.П. Емельяновой. М.: Академический проект, 2011. 396 c.
- Нейсбит Дж. Старт! или Настраиваем ум! : Перестрой мышление и загляни в будущее / пер. с англ. А.Георгиева. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 286 с.
- Стычинский М.С. Проблема исторической памяти в политико-культурном измерении современной России: глокальные тенденции // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2020. Т. 11. № 9 (95). С. 28.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.
- Dodds K., Funnell L. Popular Culture // International Encyclopedia of Human Geography. 2020. Vol. 2. P. 223-228.
- Whitehead H. Culture and Social Learning // Encyclopedia of Marine Mammals. 2018. Vol. 3. P. 232-234.
дипломов
Оставить комментарий