Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 11 января 2021 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
SAINT PETERSBURG CULTURE AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURY
Marina Deveykis
Postgraduate student Institute of History, St Petersburg University,
Russia, St Petersburg
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье показан взлет культуры Петербурга на рубеже XIX-XX веков. Цель статьи – отразить роль и личное влияние императора на развитие культурного наследия Петербурга. В работе использовались общеисторические принципы: объективность, историзм и проблемно-хронологический метод. В результате анализа раскрыта роль и влияние Николая II на развитие всех сфер культуры.
ABSTRACT
This article describes the takeoff of Saint-Petersburg culture at the turn of the nineteenth and twentieth centuries. The aim of the article is to show the role and personal influence of the emperor on the development of Saint-Petersburg's cultural heritage. The work used general historical principles: objectivity, historicism, and the problem-chronological method. The result of the analysis reveals the role and influence of Nicholas II on the development of all spheres of culture.
Ключевые слова: культура Петербурга, эпоха Николая II, музеи.
Keywords: culture in Saint Petersburg, era of Nicholas II, museums.
Рубеж XIX-XX веков почти совпал со временем правления последнего императора Николая II (1894-1917). Для каждого исторического периода характерны свои особенности. Эпоха правления Николая II отмечается великими событиями. Среди них можно выделить негативные: события на Ходынке, поражение в Русско-японской войне, событие 9 января 1905 года и др. Следует выделить и положительные моменты: реформы С.Ю. Витте, манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший гражданские свободы, образование Государственной думы, реформа Столыпина. Несмотря на существующие противоречия в обществе именно этот период был наиболее успешным с точки зрения экономики. Никогда еще Россия не развивалась так динамично, а жизненный уровень различных слоев населения не рос так быстро. Изменения, происходящие в России, были отмечены западными исследователями. «В конце 1913 г. редактор «Economiste Europien», Эдмон Тэри, произвел по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключал: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти также, как они шли с 1900 по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении»» [1, с. 499]. Следует отметить, что роль и личное влияние императора на развитие культурного наследия Петербурга недостаточно раскрыты в имеющейся литературе. Именно освещению данного аспекта, будет посвящено данное исследование.
К этому времени уже был накоплен определённый потенциал для развития русской культуры и научных открытий. Петербург как столица империи был крупным промышленным, торговым и научным центром. Так, «по переписи 1900 года оказалось, что в Петербурге без пригородов живет 1.248.122 человека» [2, с. XIV]. В это время здесь появлялись крупные предприятия, строились теплоэлектростанции, функционировал морской порт, быстро развивалось трамвайное движение. «С 1912 года Городская дума начала работы по проектированию метрополитена. Было намечено строительство первой линии от Нарвских ворот до Николаевского вокзала» [3, с. 142]. Положительная динамика роста промышленности, несмотря на ее цикличность, благоприятно отразилась на развитии других отраслей, прежде всего, на развитии культуры. Николай II во время своего правления большое внимание уделял научной, художественной и религиозной жизни Петербурга. Его роль в развитии сфер культуры очевидна и несомненна, что подтверждается многими фактами.
Значительных успехов в этот период достигла сфера образования. Так, в 1906 году Гос. Думой и Гос. Советом был утвержден закон о введении в Российской империи всеобщего образования. «В 1894-5 учебном году в Петербурге было 320 начальных училищ; в следующие годы число их быстро возрастало: в 1895-6 – 330, в 1896-97 – 342, в 1897-98 – 376, в 1898-99 – 396, в 1899-1900 – 423, в 1900-1901 – 446, в 1902 – 514» [4, с. 222]. К концу правления императора функционировало уже более тысячи начальных училищ. Город был на первом месте в стране по уровню грамотности. В столице выходило более 30 газет и 100 журналов. В начале 1913 г. в Петербурге открылся Первый Всероссийский учительский съезд, проходивший в Народном доме, который был поддержан императором. На съезде присутствовало около 7 тыс. человек. На нем в рамках секций были затронуты вопросы, касающиеся педагогической деятельности. По окончанию съезда императору была направлена приветственная телеграмма.
На рубеже веков значительного расцвета получила наука. Были достигнуты небывалые успехи петербургскими учеными во всех ее отраслях. Так, Д.И. Менделеевым в области химии, академиком И.П. Павловым в области физиологии, И.И. Мечниковым в области биологии и инфекционных заболеваний, академиком В.И. Вернадским в области ноосфере и биосфере, профессором Б.Л. Розингом в области электроники и др. Николай II понимал важность данного направления: он выделял значительные суммы для оказания помощи нуждающимся ученым, по его распоряжению для этого была создана специальная комиссия в Академии наук; в 1896 г. был утвержден устав о привилегиях на изобретения, которые заинтересовывали изобретателей в развитии промышленной техники.
Николай II принимал активное участие в художественной жизни Петербурга: посещал выставки, встречался с известными художниками, приобретал картины, содействовал художественному образованию молодежи. Важную роль в Петербурге играло объединение художников «Мир искусства», в которое входили: М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа и др. Эти талантливые художники посвятили значительную часть своего творчества Петербургу.
Петербург начала XX века — это место притяжения для поэтов и писателей. Город дал России их немыслимое количество. Невозможно отделить от Петербурга Ахматову, Блока, Есенина, Гумилёва. Эти писатели во многом определяют поэзию Серебряного века. В это время появляются литературные салоны, кружки, объединения.
В правление Николай II музыка и театр получают новый скачок в своем развитии. Большим успехом у петербуржцев пользовались Александрийский и Мариинский императорские театры. В Петербурге также возникали маленькие театры – небольшие по зрительным залам и по коротким пьесам: театр Буфф, театр миниатюр. Много спектаклей ставилось для народа и интеллектуальной элиты в народных домах. Так, В Народном благотворительном доме В.Н. фон Дервиз действовали то элитарный современный театр, то театр искусства, то первый рабочий театр. Большое интерес у петербуржцев вызывали произведения Н.А. Римского-Корсакого, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, С.С. Прокофьева. Мировое признание в данный период получили артисты русского балета М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, В.Ф. Нежинский. В императорских дворцах устраивались приемы, большой популярностью у аристократии пользовались концерты, театральные премьеры, благотворительные вечера, где неоднократно бывали император и члены его семьи.
В Петербурге возникали различные уникальные архитектурные постройки. Особо следует выделить такие шедевры, как Храм Воскресения Христова – «Спас на Крови», особняк балерины Кшесинской, Народный дом Николая II в Александровском парке и другие. Эти здания можно отнести к стилю модерн.
Важное место в культуре занимают вопросы религии. Огромную роль в этом сыграла истовая вера Императора и его жены в Бога и непосредственно в церковь. Император активно жертвовал средства на строительство храмов в Петербурге и святых памятников за рубежом. Петербург отличался обилием монастырей и церквей.
На рубеже веков появляется новый вид искусства – кинематограф. Императору в 1911 году была показана кинолента «Оборона Севастополя», режиссеру которой был вручен императором бриллиантовый перстень.
В культурной жизни Петербурга немаловажную роль занимали музеи. В период правления Николая II наблюдался музейный подъем – был создан 21 музей. Они оказывали влияние на все сферы культуры. На этом этапе возникает Подвижной музей наглядных пособий, созданный для более полного обеспечения школ учебными пособиями. Он организовывал выставки, выдавал учебные пособия школам, вел методическую работу с учителями. В это время были созданы Пушкинский дом и музей Л.Н. Толстого, которые сохраняли память о русских писателях и были центрами литературной жизни столицы, в них устраивались концерты, поэтические вечера. Был создан первый музыкальный музей при придворном оркестре императора Николая II. В это время также появились такие значимые музеи, как музей барона А.Л. Штиглица, музей Н.И. Пирогова, музей Николая I, Еврейский музей. Император был инициатором открытия многих музеев, направлял значительные средства на покупку экспонатов, постройку зданий, пополнял коллекционный фонд музеев, утверждал Положения о музеях.
Николай II, как человек образованный и разбирающийся в истории и культуре, понимал, что одна из основных целей музеев является проводить государственную идеологию, и что необходимо использовать музей для создания благоприятной для общества интерпретации событий и явлений. Так, одним из самых значимых музеев, созданных в его правление, стал Русский музей. Николаем II был подписан указ об учреждении музея и дано распоряжение о выделении значительных средств - «смета была представлена на 400.000 рублей» [5, с. 8]) для перестройки Михайловского дворца в музей. Финансирование всех работ осуществлялось также под руководством императора. С этой целью музей был передан в ведение Министерства Императорского двора. Император также был инициатором открытия музея А.В. Суворова. В 1898 году он издал указ о сборе средств для него и стал сам одним из главных спонсоров. В музей стали активно поступать предметы и средства от народных масс. Император подарил музею ряд ценных экспонатов. «В общем, ко времени открытия музея, добровольными пожертвованиями русский народ и армия принесли на алтарь своей признательности и глубокого поклонения перед гением Суворова около 300,000 рублей. Однако, эта сумма оказалась недостаточной для окончательного завершения дела постройки Суворовского музея и потому Высочайше повелено было отпустить от казны для этой цели пособие в размере 62,500 рублей» [6, с. 2].
В заключении следует отметить многообразие культурной жизни Петербурга на рубеже веков, значительные достижения во всех ее областях, важную роль в этой сфере Государя, который личным участием положительно влиял на культурные процессы, несмотря на сложную внутриполитическую и международную обстановку. На рубеже веков наметилась демократизация культуры, т.е. постепенное приобщение к ней всё более широких масс. Покупка газет, книг, посещения выставок, театров, кино в этот период были доступны всем слоям населения Петербурга. В это период благодаря поддержке императора культура Петербурга и в целом России была признана на международном уровне.
Список литературы:
- Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. - СПб.: Петрополь, 1991. - 644 с.
- Путеводитель по С.-Петербургу. - СПб.: С.-Петерб. Гор. Общ. Упр., 1903. - 324 с.
- Даринский А.В., Старцев В.И. История Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд. «Глагол», 2005. – 256 с.
- Авсеенко В.Г. История города С.-Петербурга. - СПб.: СОТИС, 1998. - 240 с.
- Случевский К.К. Возникающая сокровищница. Русский музей императора Александра III. - СПб.: Тип. Мин-ва внутр. дел, 1898. - 14 с.
- Суворовский музей: [Организация Музея, и обзор главных экспонатов]. - СПб.: Экономическая тип., 1905. - 5 с.
дипломов
Оставить комментарий