Статья опубликована в рамках: XVI-XVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 февраля 2019 г.)
Наука: История
Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ОЦЕНКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 2000-Х ГГ
SOCIO-ECONOMIC AND CULTURAL DEVELOPMENT OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE KRASNOYARSK TERRITORY AND THE IRKUTSK REGION IN THE POST-SOVIET PERIOD, RESEARCHERS ESTIMATE THE 2000S
V. Kudashkin
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется развитие отечественной историографии 2000-х гг., посвящённой социально-экономическому и культурному развитию коренных малочисленных народов Красноярского края и Иркутской области в постсоветский период. Рассматриваются основные тенденции развития историографии и систематизируются знания о различных аспектах социально-экономического развития малочисленных народов Красноярского края и Иркутской области, накопленные в 2000-е гг. Выделяются основные проблемы малочисленных народов регионов в указанный период, и анализируется то, как исследователи оценивали дальнейшие перспективы развития этих народов.
ABSTRACT
The article analyzes the development of the national historiography of the 2000 s., Dedicated to the socio-economic and cultural development of indigenous peoples of the Krasnoyarsk Territory and the Irkutsk region in the post-Soviet period. The main development trends of historiography and systematized knowledge of the various aspects of socio-economic development of indigenous peoples of the Krasnoyarsk Territory and the Irkutsk Region, accumulated in the 2000s. Highlighted the main problems of indigenous peoples of the region during the period, and explores how researchers evaluated the prospects for further development of these peoples.
Ключевые слова и фразы: коренные малочисленные народы Севера, историография, Красноярский край, Иркутская область, традиционные отрасли хозяйства
Keywords: indigenous peoples of the North, historiography, the Krasnoyarsk Territory, the Irkutsk Region, the traditional sectors of the economy.
На рубеже XX и XXI веков в жизни коренных малочисленных народов Севера происходили значительные изменения. Перестройка и последующий за ней распад СССР оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие этих народов. В данный период наблюдается снижение уровня жизни коренных малочисленных народов России: растет безработица, существенно падает продолжительность жизни. Лишь в 2000-е гг. на фоне улучшения экономической ситуации в целом по стране, наметились положительные изменения в социально-экономическом развитии малочисленных народов. В начале XXI века государство обращает внимание на основные проблемы коренных малочисленных народов Севера и увеличивает инвестиции, направленные на их решения. Кроме того, в 2000-е. гг. был принят ряд федеральных и региональных законов, которые способствовали правовой защищённости малочисленных народов.
Серьезные изменения в постсоветский период происходят и в российской науке, занимающейся изучением коренных малочисленных народов Севера. Отказ от формационного подхода в науке создал возможность для объективного изучения коренных малочисленных народов, и позволил многим исследователям без прикрас показать основные проблемы малочисленных народов. Однако, стоит отметить, что плохие экономические условия 1990-х гг. отрицательно влияли на развитие российской этнографии в постсоветский период. Так, согласно данным известного российского ученого С.А. Арутюнова [1], в начале 1990-х гг. происходило сокращение научных коллективов, а оплата труда ученых-этнографов была чрезвычайно низкой.
В 2000-е гг. ситуации в отечественной науке, занимавшейся изучением коренных малочисленных народов, немного изменилась к лучшему. В указанный период улучшается финансирование научно-исследовательских центров, выделяются гранты на написание актуальных исследований и проведение этнографических экспедиций, все это способствует улучшению материального положения ученых и привлекает в науку новых исследователей.
Благодаря этому в 2000-е гг. было опубликовано значительное количество работ, посвящённых коренным малочисленным народам Севера. В том числе, серьезное внимание исследователи уделяли изучению различных аспектов социально-экономического развития малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края и Иркутской области.
Изучением коренных малочисленных народов Красноярского края в 2000-е гг., занимались В.П. Кривоногов, Ю.Н. Квашнин, В.Т. Манчук, Л.А. Надточий. Красноярский край интересен для исследователей, занимающихся изучением проблем социально-экономического развития коренных малочисленных народов, тем, что на территории данного региона проживает целый ряд народов, относящихся к данной категории: долганы, кеты, энцы, чулымцы, нганасаны, ненцы, селькупы, эвенки, шорцы.
Ведущим специалистом по коренным малочисленным народам Красноярского края является В.П. Кривоногов. В 2000-е гг. данным исследователем был опубликован ряд исследований [4], [5], [6], [7], [8] в которых он анализировал изменения, произошедшие в жизни малочисленных народов за предыдущее десятилетие, и оценивал перспективы их дальнейшего развития. В своих исследованиях В.П. Кривоногов делает акцент на этнических процессах, происходящих в среде малочисленных народов Красноярского края, кроме того автор анализирует языковую ситуацию и состояние традиционных отраслей хозяйства.
В.П. Кривоногов указывает на неоднородность процессов происходящих среди малочисленных народов. Согласно данным автора, сохранение культурной и национальной идентичности малочисленных народов зависит от ряда факторов, таких, как место проживания малочисленных народов, занятость в традиционном хозяйстве и численность народов.
В.П. Кривоногов отмечает, что среди чулымцев, энцев, нганасан, проживающих в Красноярском крае, степень ассимиляции достигла угрожающей для данных народов степени. Автор связывает это с тем, что данные народы проживают в населенных пунктах, где не являются доминирующим этносом. Также В.П. Кривоногов отмечает, что негативно сказывается на развитии данных народов их оседлость и незанятость в традиционных отраслях хозяйства.
Наиболее высокий уровень сохранения культурной и национальной идентичности, согласно данным В.П. Кривоногова, наблюдается среди ненцев и долган. По мнению исследователя, это связано с тем, что значительная часть данных народов занята в традиционных отраслях хозяйства, также часть данных народов проживает в национальных поселках, где практически отсутствует пришлое население.
В.П. Кривоногов указывает на то, что благодаря условиям, описанным выше, среди долган и ненцев наблюдается более высокий уровень, владения родным языком, чем у чулымцев, энцев, кетов. Однако автор отмечает, что среди представителей данных народов, проживающих в населенных пунктах, где большинство населения составляют русские, и не занимающихся традиционными видами хозяйствования, наблюдается более высокий уровень ассимиляции.
Большое внимание в своих работах В.П. Кривоногов уделяет проблеме алкоголизма среди коренных малочисленных народов. Автор отмечает, что уровень потребления алкоголя среди малочисленных народов Красноярского края существенно вырос в постсоветский период. Исследователи считают, что это связано, в первую очередь, с доступностью алкоголя для населения.
Схожие оценки положения и перспектив развития малочисленных народов Красноярского края присутствуют в исследованиях Ю.Н. Квашнина. Особое внимание исследователь уделяет оценки влияния промышленного освоения северных территорий Красноярского края на развитие традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов [2], [3].
Ю.Н. Квашнин отмечает, что активное промышленное освоение территорий, на которых проживают коренные малочисленные народы, в постсоветский период, в первую очередь, негативно сказалось на экологической обстановке. Согласно данным автора в указанный период, на территории Таймырского района Красноярского края было выведено из хозяйственного оборота более 13 млн. га земель охотничье-промыслового назначения и оленьих пастбищ. Кроме того, исследователь обращает внимание на то, что многие реки из-за постоянных загрязнений потеряли промысловое значение.
Кроме промышленного освоения, по мнению, Ю.Н. Квашнина, негативно на развитие традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Красноярского края повлиял спад российской экономики в 1990-е гг. Автор отмечает, что в постсоветский период большинство оленеводческих совхозов стали нерентабельными, а многие из них были закрыты из-за банкротства. В 2000-е гг. согласно данным автора, ситуация в оленеводстве не изменилась к лучшему и, по его мнению, оленеводство на Таймыре переживает глубокий кризис.
Отдельного внимания заслуживает исследование В.Т. Манчука и Л.А. Надточий «Показатели состояния здоровья населения Красноярского края, коренных малочисленных народов Севера и пришлого населения Норильского района» [11]. В данной работе помимо состояния здоровья малочисленных народов, авторы рассматривают вопросы демографического состояния
Согласно данным представленным в работе исследователей коренные малочисленные народы проживают в Красноярском крае в трех районах: Туруханском, Эвенкийском и Таймырском Долгано-Ненецком районе. Общая численность коренных малочисленных народов в регионе, согласно сведениям авторов, по переписи 2002 года составила 26 344 человек. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что сразу четырем малочисленным народам, проживающие в Красноярском крае: кеты, энцы, чулымцы и нганасаны в ближайшем будущем грозит исчезновение.
Оценивая состояние здоровья малочисленных народов в Красноярском крае, В.Т. Манчук и Л.А. Надточий отмечают, что у данных народов наблюдается рост показателей заболеваемости по многим категориям. Так, согласно данным исследователей, у эвенков наблюдается увеличение числа заболевших болезнями мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, у малочисленных народов Таймыра наблюдается рост заболевания психическими расстройствами, болезнями органов дыхания, инфекционными заболеваниями. Также исследователи отмечают, что для малочисленных народов в эвенкийском и таймырском районах характерен рост числа новообразований. Кроме того, как и В.П. Кривоногов, исследователи обращают внимание на высокий уровень алкоголизма среди коренных малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае.
В.Т. Манчук и Л.А. Надточий выделяют несколько причин высокого уровня заболеваемости коренных малочисленных народов Красноярского края. В первую очередь, исследователи выделяют климатографический фактор. Согласно авторам, первостепенное влияние на человека в условиях высоких широт оказывают геофизические изменения, такие, как геомагнитные возмущения, космическая радиация, инфразвуковые излучения. Кроме того, исследователи указывают на то, что плохие метеорологические условия (холод, резкие перепады атмосферного давления и температуры), также негативно сказываются на здоровье малочисленных народов Красноярского края.
Другими факторами негативно, влияющими на состояние здоровья коренных малочисленных народов Красноярского края, по мнению В.Т. Манчука и Л.А. Надточий, являются техногенное загрязнение и комплекс социально-экономических проблем. Исследователи обращают внимание на то, что в постсоветский период в связи с ухудшением социально-экономических условий, среди малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае, наблюдается ухудшение качества питания, хроническое переутомление и невозможность ежегодного отдыха, напряженные семейные отношения, плохие жилищные условия.
Красноярский край и Иркутскую область объединяет то, что на их территории проживает один из наиболее крупных (согласно данным Всероссийской переписи 2010 г. их численность составила 38 396) коренных малочисленных народов - эвенки.
Из работ, посвящённых эвенкам, проживающим на территориях Иркутской области и Красноярского края, в первую очередь стоит отметить исследования А.А. Сириной, данный автор является ведущим специалистом в области изучения эвенков и ее работы признаны как в России, так и за рубежом. Работы А.Н. Сириной интересны, прежде всего, тем, что в них исследовательница анализировала социально-экономическое развитие эвенков в разных субъектах Российской Федерации, следовательно, в ее работах можно проследить зависимость положения малочисленных народов от экономического развития региона и политики местных властей[13], [14].
Однако А.А. Сирина выделяет и общие тенденции характерные для развития эвенков в постсоветский период. Автор отмечает, что в 90-е гг. на фоне развала советского строя повышается национальное самосознание эвенков, возникают «родовые» общины, возрождаются верования, язык, традиционные праздники. Среди негативных моментов в данный период А.А. Сирина выделяет высокий уровень безработицы, сокращение численности домашних оленей, неэффективность законодательных актов.
Анализирую демографические процессы, происходящие в среде эвенков в начале XXI века, А.А. Сирина отмечает, что мнение о вымирании этих народов не соответствует действительности. Согласно данным автора, согласно всероссийской переписи 2002 г. наблюдается умеренный рост численности эвенков в Российской Федерации. Однако исследователь указывает на то, что положительные изменения в демографической ситуации, были достигнуты не за счет естественного прироста, а за счет увеличения национального самосознания. То есть, согласно данным А.А. Сириной, многие представители эвенкийского этноса, в советский период утратившие свою этническую идентичность, в 1990-е и 2000-е гг. на волне национального возрождения вновь начали считать себя эвенками.
Оценивая дальнейшие перспективы социально-экономического развития эвенков А.А. Сирина отмечает, что активное промышленное освоение территорий, на которых проживают этот коренной малочисленный народ, может привести к дальнейшему ухудшению экологической и этносоциальной ситуаций. Автор отмечает, что для улучшения социально-экономического положения эвенков, в первую очередь, необходимо проведение государством грамотной политики в области защиты прав малочисленных народов на землю и традиционное природопользование.
Помимо эвенков на территории Иркутской области проживают тофалары также, относящиеся к коренным малочисленным народам. Анализируя развития отечественной историографии, посвящённой тофаларам в 2000-е гг., в первую очередь необходимо отметить исследования сотрудника Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН И.В. Рассадина.
В своих работах И.В. Рассадин акцентирует внимание на культуре тофаларов и на традиционных отраслях их хозяйства. Кроме того, автор анализирует основные тенденции социально-экономического развития тофаларов в XX веке, в том числе в постсоветской России [12].
Рассматривая изменения, произошедшие в жизни тофаларов в 1990-е гг., И.В. Рассадин указывает на то, что финансовая неразбериха, наступившая после развала СССР, отрицательно сказалось на социально-эконмическом положении этого народа. Согласно данным автора в постсоветский период до 60 процентов увеличился уровень безработицы среди тофаларов, во многом это связано с тем, что в 1999 году стал банкротом промхоз, на котором работали многие представители этого народа. Кроме того, И.В. Рассадин отмечает, что в 1990-е гг. сильно сократилось поголовье оленей. Все приведённые выше факторы позволили автору оценить социально-экономическое положение тофаларов на рубеже XX-XXI веков, как критическое.
Культурное развитие тофаларов в постсоветский период, по мнению И.В. Рассадина также находится в тяжелом положении. Автор, отмечает, что среди тофаларов наблюдается высокий уровень ассимиляции, традиционные черты культуры сохраняются в основном только в традиционных промыслах: охоте и оленеводстве.
Низкий уровень этнического самосознания тофаларов отмечает в своих исследованиях и В.А. Кудашкин. Автор указывает на то, что среди младшего поколения тофаларов практически ни кто не владеет родным языком в совершенстве. Кроме того, исследователь обращает внимание на большое количество смешенных браков среди тофаларов.
Солидарен с И.В. Рассадиным, В.А. Кудашкин и в оценке социально- экономического развития тофаларов. Автор негативно оценивает ситуацию, сложившеюся в традиционном хозяйстве тофаларов Иркутской области в постсоветский период. Согласно данным исследователя, в 2000-е гг. продолжает, сокращается поголовье оленей и одним из немногих источников заработка остается охота.
В.А. Кудашкин связывает негативные тенденции социально-экономического развития тофаларов с ухудшением экономической ситуации в целом по стране. Кроме того автор отмечает низкую эффективность предпринимаемых местными властями усилий по нормализации ситуации в Тофаларии[9], [10].
Подводя итоги необходимо выделить основные тенденции отечественной историографии 2000-х гг. посвящённой социально-экономическому и культурному развитию коренных малочисленных народов Красноярского края и Иркутской области, в постсоветский период. Для начала, необходимо отметить, что большинство исследователей в целом негативно оценивали изменения, произошедшие в жизни малочисленных народов после распада СССР. В первую очередь, ученые обращают внимание на негативные тенденции в социально-экономическом развитии малочисленных народов в 1990-е гг. В указанный период, из-за неблагоприятных экономических условий в целом по стране, властям не удалось должным образом поддержать малочисленные народы, следствием чего стало значительное падение их уровня жизни.
Многие исследователи обращали внимание на то, что одной из основных причин ухудшения положения малочисленных народов в 1990-е гг., является разорение и закрытие предприятий, на которых была занята значительная часть представителей этих народов. Другой проблемой, которая, по мнению большинства ученых, негативно сказывалась на развитии малочисленных народов в постсоветский период, является алкоголизм.
Большое внимание исследователи 2000-х гг. уделяли проблеме влияния промышленного освоения севера на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов. Большинство ученых обращают внимание на то, что из-за активного промышленного освоения территорий, на которых проживают малочисленные народы, значительно ухудшаются экологическая обстановка, что влечет за собой ряд проблем. По мнению многих исследователей, ухудшение экологической обстановки крайне негативно сказывается на развитии традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов. Из-за загрязнения окружающей среды значительно сократилось количество пастбищ, пригодных для выпаса оленей, также из-за загрязнения многие реки потеряли свое значение для рыболовства. Кроме того, многие исследователи отмечают, что ухудшение экологической обстановки негативно сказалось на здоровье той части малочисленных народов, которая проживает в местах активного промышленного освоения. Высокий уровень загрязнения окружающей среды является одной из причин снижение продолжительности жизни среди коренных малочисленных народов Красноярского края и Иркутской области в постсоветский период.
В заключении стоит отметить, что улучшение экономической ситуации в 2000-е гг. способствовало тому, что в большинстве работ, опубликованных в этот период, присутствуют менее негативные оценки социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, нежели в работах 1990-х гг., опубликованных в неблагоприятных экономических и политических условиях. Большинство исследователей 2000-х гг. отмечают, что, несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся после распада СССР, говорить об исчезновении коренных малочисленных народов в ближайшее время преждевременно. Гарантией сохранения малочисленных народов Красноярского края и Иркутской области, по мнению многих исследователей, является традиционное природопользование этих народов. Многие ученые обращают внимание на то, что именно среди той части коренных малочисленных народов, которая занята в традиционных отраслях хозяйства, наблюдается высокий уровень сохранения традиционной культуры.
Список литературы:
- Арутюнов С.А. Преодоление какого кризиса? // Этнографическое обозрение. 1993. № 1. С. 8-14.
- Квашнин Ю.Н. Особенности развития этнических и социально-экономических процессов в низовьях Енисея в ХХ – начале XXI в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2009. - № 10. - С. 102-112.
- Квашнин Ю.Н. Оленеводство сибирских тундровых ненцев // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2006. - № 6. - С. 200-223.
- Кривоногов В.П. Кеты: десять лет спустя (1991-2001 гг.). – Красноярск: КГПУ, 2003. – 195 с.
- Кривоногов В.П. Народы Таймыра (современные этнические процессы). – Красноярск: КГПУ, 2001. – 265 с.
- Кривоногов В.П. Чулымцы в начале XXI века: монография. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. – 145 с.
- Кривоногов В.П. Народы Таймыра в начале XXI века: монография. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. – 418 с.
- Кривоногов В.П. Современные этнические процессы у малочисленных коренных народов Средней Сибири: Автореф. дис. д-ра истор. наук. - Новосибирск, 2000. - 45 с.
- Кудашкин В.А. Этническое самосознание тофаларов // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2007. -Т. 1. -С. 185-189.
- Кудашкин В.А., Лукомский А.В., Фалунина Е.В. Тофалария сегодня // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2007. -Т. 1. - С. 182-185.
- Манчук В.Т., Надточий Л.А. Состояние и формирование здоровья коренных малочисленных народов Севера и Сибири. - Красноярск, 2008. – 109 с.
- Рассадин И.В. Хозяйство, быт и культура тофаларов: дис.... канд. ист. наук / И.В. Рассадин. -Улан-Удэ: Бурят.науч. центр СО РАН, 2000. - 117 с.
- Сирина А.А. Катанские эвенки в ХХ веке: Расселение, организация среды жизнедеятельности. -2-е изд., испр. и доп. - М.; Иркутск: Изд. Оттиск, 2002. -286 с.
- Сирина А.А. Чувствующие землю: экологическая этика эвенков и эвенов // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 2. - С. 121-138.
дипломов
Оставить комментарий