Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 марта 2019 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология коммуникаций
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: ОТ ДОКУМЕНТАЛИСТИКИ К ПСЕВДОБИОГРАФИИ
АННОТАЦИЯ
Сегодня культурно-просветительские программы на телевидении теряют популярность, а на первый план выходит развлекательный контент с элементами псевдобиографии. Социальные коммуникации между каждым конкретным индивидом, телезрителем, и телепрограммой склоняются к мифизации контента. Статья посвящена сравнению данных видов программ и изучению характера их восприятия аудиторией.
Ключевые слова: телевидение, литература, культура, сериал, программа, документалистика, псевдобиография, социология, аудитория, коммуникации.
Современное телевидение выполняет три основные функции: развлекательную, информационную и просветительскую. В наши дни телевизионные продукты даже культурной направленности не обходятся без примеси развлекательного жанра. Темп жизни диктует правила. Если в прошлом веке зритель мог смотреть программы, где диктор был основным действующим лицом, то теперь аудитория требует интересный визуальный ряд и незатейливое, понятное для широкой аудитории повествование.
Главная теоретическая гипотеза исследования заключается в том, что псевдобиография на телевидении более популярна, чем документальные программы и выполняет, в итоге, культурно-просветительскую функцию. Методология исследования ‒ сравнительный анализ отзывов, рейтинга и доли телесмотрений на примере контента о литературе.
Многосерийный фильм «Таинственная страсть» ‒ одна из самых удачных попыток экранизации литературного произведения на телевидении за последние два года. Это художественная реализация одноимённого романа Василия Аксёнова. Сериал вышел в эфир «Первого канала» 31 октября 2016 года. Интересно, что литературное произведение посвящено эпохе шестидесятников и затрагивает жизнь самых знаменитых поэтов этого периода: Беллы Ахмадуллиной (в сериале и романе ее зовут Нэлла Аххо), Роберта Рождественского (Роберт Эр), Андрея Вознесенского (Антон Андреотис), Евгения Евтушенко (Ян Тушинский), Булата Окуджавы (Кукуш Октава). Замена имен героев на созвучные произошла обоснованно, сам автор романа, Василий Аксенов, пишет: «С предельной щедростью я прибегал к <…> цитированию моих друзей-шестидесятников, однако, создавая их романные образы, я отдавал себе отчет, что возникнут не клоны, не копии, а художественные воплощения, более или менее близкие к оригинальным» [1, с. 6].
Писатель подчеркивает, что создавал не мемуары и не учебник по истории, а художественное произведение, которое не претендует на предельную достоверность. Из самого определения понятия «художественный текст» следует, что даже если основу произведения составляют реальные события, место авторскому вымыслу найдется всегда. Василий Аксёнов в предисловии к роману писал, что не может быть уверен, как в хронологической точности, так и в психологической достоверности портретов. Роман о шестидесятниках не претендовал на звание биографии, следовательно, сериал «Таинственная страсть» может показать лишь дух эпохи, атмосферу времени, общие черты известных личностей-шестидесятников.
Однако предупреждения Аксёнова для зрителя остались незамеченными. Во многом это вина анонсов на «Первом канале». Рекламная кампания подавала продукт как главное событие года – раскрытие тайн и судеб известных поэтов. После премьерной серии сериал получил множество негативных отзывов. Прежде всего от тех, кто помнил 60-е годы или посвятил жизнь изучению этой эпохи. Отмечали искаженные портреты поэтов, хронологические не состыковки, историческую недостоверность. Например, в «Российской газете» вышла статья Игоря Вирабова, который досконально изучил сериал в исторической канве. Он отметил, что Евтушенко не мог уговаривать Беллу поставить подпись в письме против Пастернака в Литературном институте, так как к тому времени был давно исключен. Но так ли важны подобные детали в художественном произведении? Продюсер сериала Денис Евстигнеев дал понять, что детали не важны: «По нашему фильму нельзя изучать историю, потому что это художественное кино, и мы не воспроизводим детально события тех лет, а создаем образ того времени» [5].
Такие художественные проекты, как «Таинственная страсть», порождают новый жанр теле- и кинопродукта – псевдобиография. У жанра есть свои преимущества и недостатки. Несомненно, важным достоинством псевдобиографических произведений является просветительская функция. Современный зритель не может смотреть серьезные документальные программы, он нуждается в интерактивных вставках и развлекательной подаче. Тринадцатисерийный фильм «Таинственная страсть» на протяжении всех серий держал свою аудиторию у экрана. По данным «TNS Россия» доля телезрителей – тех, кто смотрел именно сериал «Таинственная страсть» из всех зрителей, смотревших телевизор в этот момент - в Москве составила 12,5 процентов, а по России – 11,5. В целом, это достаточно большой показатель. Более примечательно то, что доля сохранилась на прежнем уровне вплоть до окончания многосерийного фильма, значит аудитория продуктом осталась довольна.
Культурно-просветительская функция сериала проявляется в попытке заинтересовать зрителей произведениями поэтов. В «Таинственной страсти» звучит множество стихотворений шестидесятников, также сохранены основные линии судеб героев, атмосфера эпохи. Анахронизмы здесь играют положительную роль – не нагружая телезрителей фактами, преподносят интересную историю в духе времени. Другое дело, что искажение истории происходит в двойном объеме: в романе у Аксёнова фигурируют исторические образы, порой не достоверные, а сериал повторяет роман через призму режиссёрского взгляда. Российский литературный критик Евгений Сидоров отметил и отрицательную, и положительную стороны жанра в своем отзыве: «Одно благо: молодой народ услышит и повторит ‒ Аксёнов, Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский. Но вся беда в том, что эта маловысокохудожественная лабуда сопровождается комментариями с претензией на документальность» [3, с. 10]
Существование литературы на современном российском телевидении не ограничивается фильмами и сериалами на основе литературных произведений. Имеется ряд программ, предназначенных как для узкой, заинтересованной аудитории, так и для более массового зрителя.
Документальные фильмы являются самым доступным видом литературных программ на телевидении. Из такого продукта зритель узнаёт общий портрет писателя, поэта или литературной эпохи, приправленный пикантными подробностями. Сюжет таких программ не позволяет вдаться в подробный творческий анализ, потому что документальное кино, как и все остальные телепродукты, рассчитано на среднестатистического зрителя. Это признает и один из руководителей Первого канала, Олег Вольнов: «…когда мы придумываем себе какой-то элитарный проект, мы всё-таки понимаем, что мы – общеупотребительный канал. И должны соответствовать массе аудитории» [2].
Документальные фильмы на «Первом канале» выходят с завидной частотой ‒ например, в первую неделю октября 2017 года на телеканале прошла премьера 3 новых фильмов. Один из них ‒ на литературную тематику, в честь 125-летия со дня рождения поэтессы Марины Цветаевой. Но в общем количестве документалистики на «Первом» литературные фильмы занимают незначительную часть. С начала 2017 года вышло всего 4 подобных фильма: 2 новые киноленты про писателя Сашу Соколова и вышеупомянутую Цветаеву, а также двухсерийный фильм 2013 года, показанный в честь смерти поэта Евгения Евтушенко.
Главным поставщиком литературных программ является телеканал «Культура». Кроме документалистики в новом сезоне канал показывает две авторские литературные программы ‒ «Игра в бисер с Игорем Волгиным» (в эфире с 2011 года) и «Магистр игры» с Владимиром Микушевичем (в эфире с сентября 2017 года). Оба названия проектов дают отсылку к роману-утопии писателя Германа Гессе «Игра в бисер» про орден интеллектуалов. Но понять эти аллюзии может только зритель, знающий сюжет романа Гессе. Именно для такой узкой, интересующейся в силу профессиональной и просветительской направленности аудитории созданы данные программы. В «Игре в бисер» профессионалы мира науки и искусства обсуждают актуальные произведения мировой литературы. А в «Магистре игры» поэт и философ Владимир Микушевич в цикле своих бесед восстанавливает распавшуюся связь религии, философии и искусства. Таким образом, литературные программы на современном российском телевидении пользуются интересом у довольно небольшой аудитории. Зачастую данные программы не популярны из‑за своей сугубо просветительской направленности. Мы приходим к выводу о том, что псевдобиографические продукты имеют больший успех в эфире в силу своей формы и содержания. Преимущество их содержательной части обусловливается доступностью массовому зрителю в сравнении с литературными программами для «посвящённой» аудитории. А форма таких продуктов, в отличие от специализированных программ, имеет привлекательное и современное визуальное решение, что так же делается в угоду массовому зрителю.
Список литературы:
- Аксенов В.П. Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках [Текст] / В.П. Аксенов // Издательство Бирюков Д.В. – 2015. – с. 6.
- «Битва за космос» - сражение за документалистику. Интервью с О. Вольновым // Программа «Телехранитель» / Радиостанция «Эхо Москвы». [Электронный ресурс] URL: http://www.echo.msk.ru/programs/tv/42949/ (Дата обращения: 02.10.17 г.).
- Гамов А. Евгений Евтушенко - о «Таинственной страсти»: В фильме —сплошные танцульки. Где же весь наш рисковый размах? [Текст] / А. Гамов Комсомольская правда. – ноябрь 2016. – с. 10.
- Экранизация романа Василия Аксенова «Таинственная страсть». Мультимедийный проект. / Первый канал. [Электронный ресурс] URL:https://www.1tv.ru/aksenov/ (Дата обращения: 08.10.17 г.).
дипломов
Оставить комментарий