Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV-XXV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 октября 2019 г.)

Наука: История

Секция: Археология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рахимжанова С.Ж. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ БОТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК 2011 ГОДА) // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXIV-XXV междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(17). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 12-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ БОТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК 2011 ГОДА)

Рахимжанова Сауле Жангельдыевна

канд. ист. наук, научный сотрудник  Национального музея Республики Казахстан,

Республика Казахстан, г.Нур-Султан

TECHNOLOGICAL ANALYSIS OF CERAMICS OF BOTAI CULTURE (BY THE MATERIALS  EXCAVATION OF 2011)

 

Saule Rakhimzhanova

сandidate of Science,Researcher, National Museum of the Republic of Kazakhstan,

Kazakhstan, Nur-Sultan

 

Работа подготовлена по научному проекту BR05236868 «Изучение, сохранение и популяризация культурного наследия Сарыарки».

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены результаты технологического анализа керамики энеолитического поселения Ботай от раскопок 2011 года. Исследование проводилось в рамках историко-культурного подхода к изучению древней керамики, разработанного А.А. Бобринским[1,2]. Целью данной статьи является реконструкция гончарных традиций среди носителей ботайской культуры на доступных ступенях изучения гончарного производства.

ABSTRACT

In this article the results of technological analyses of ceramics of Botay Eneolithic settlement from the excavation of 2011 year are presented. This research was held in the frame of historic-cultural approach to study ancient   pottery which was developed by A.A. Bobrinskiy[1,2]. The aim of this article is the reconstruction of pottery traditions among the bearers of Botay culture at the available level for studying pottery production.

 

Ключевые слова: энеолит, ботайская культура, северный Казахстан, керамика, историко-культурный подход, технико-технологический анализ, гончарные традиции.

Keywords: Eneolithic, Botay culture, northern Kazakhstan, ceramics, historical and cultural approach, technical and technological analysis, pottery traditions.

 

В статье представлены результаты технологического анализа керамики  ботайской культуры эпохи энеолита в Северном Казахстане из раскопа 2011 года. Поселение Ботай было открыто в 1980 г. В.Ф. Зайбертом. Памятник располагается на правом берегу р. Иман-Бурлук (правый приток р. Ишим) в 1,5 км к юго-востоку от села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области [3].

Целью данной статьи является реконструкция гончарных традиций у носителей ботайской культуры на доступных для изучения ступенях гончарного производства, а также характеристика орнаментальных традиций.

Основными задачами работы являются: выявление навыков отбора и обработки исходного сырья, навыков составления формовочной массы, реконструкция культурных традиций в этих областях гончарной технологии, изучение орнаментальных традиций ботайской керамики.

Керамическая коллекция представлена 180 фрагментами венчиков, стенок и днищ от разных сосудов. Технологическому анализу были подвергнуты только фрагменты венчиков от 26 разных сосудов. Форму сосудов определить не удалось из-за сильной фрагментированности керамики. Толщина стенок сосудов варьирует от 0,5 до 0,9 см. Судя по обломкам верхних частей, 3 сосуда относятся к закрытым и 23 – к  открытым формам. По остальным фрагментам сделать вывод о форме сосудов невозможно.

Исследование керамики проведено в рамках историко-культурного подхода по методике А.А. Бобринского [1].

Изучение фрагментов керамики осуществлялось под микроскопом МБС-2 по свежим изломам. Степень ожелезненности исходного пластичного сырья определялась после вторичного обжига в муфельной печи при 850°С небольших фрагментов от каждого сосуда. Затем эти фрагменты сравнивалась по цвету с экспериментальной шкалой ожелезненности глин. [4]. В связи с тем, что керамика была представлена мелкими фрагментами технологический анализ был проведен только по трем ступеням гончарной технологии, относящимся к подготовительной стадии производства: 1) отбор исходного сырья, 2) обработка исходного сырья и 3) составление формовочной массы. По итогам проведенного анализа по вышеперечисленным ступеням, нами были получены следующие данные.

Исходное сырье. По материалам поселения было выделено три вида исходного сырья:высокоожелезненная, среднеожелезненная,слабоожелезненная глины.

Для определения степени пластичности глины нами были использованы критерии размерности и концентрации примеси естественного песка, предложенные Е.В. Волковой [5]. По особенностям навыков отбора исходного сырья выделено использование местным населением двух видов глин: средней пластичности - Гл. 1 (65%), и низкой пластичности - Гл. 2 (35%), которые сочетались с различным составом естественных минеральных примесей: песок пылевидный, песок мелкий, бурый железняк, тальк [6].

Выявленные по степени пластичности и составу естественных примесей особенности глин позволяют предположить, что местные гончары использовали не менее 7 вариантов исходного пластичного сырья.

Следует отметить, что во всех 26 случаях (100%) природная глина использовалась в состоянии естественной влажности.

Формовочная масса. В качестве искусственных минеральных примесей использовались песок – 73% случаев, шамот – 7,7 % и песок+шамот – 3,8 %. В остальных случаях (15,6 %) в качестве искусственных компонентов формовочной массы вносились только органические добавки. 

В качестве искусственной примеси гончары применяли главным образом песок разного размера и концентрации. Исходя из полученных данных, можно предположить, что ботайские гончары при составлении формовочных масс наиболее часто использовали в качестве искусственной добавки песок среднего размера, в концентрации 1:3-1:4 (42%). Реже они применяли для этого некалиброванный или, напротив, крупный песок в концентрации 1:3 (19%). Шамот по сравнению с песком значительно реже вводился в формовочную массу керамики (7,7%). По изученным сосудам зафиксировано использование примеси среднего и крупного шамота.

В качестве искусственных органических примесей были зафиксированы навоз животных во влажном состоянии (35%) и в сухом состоянии (46%), органический раствор (15%), в виде растительными, пор овальной и аморфной формы с потеками на стенка и органические растворы,  которые фиксируются по черному «жирному» блеску на поверхности минеральных включений и аморфным пустотам, стенки которых также покрыты налетом.

Обобщая всю полученную информацию о составе искусственных примесей, использовавшихся гончарами поселения Ботай, представляется возможным выделить 5 разных культурных традиций составления формовочных масс керамики.

Среди 5 выделенных рецептов формовочных масс наиболее массовым был только один – «Гл.1 + песок + навоз» (27%), относительно часто использовались еще четыре рецепта: «Гл.1 + бурый железняк + песок + навоз» (11,6 %), «Гл.2 + песок + навоз» (7,8%), «Гл.2 + навоз» (7,8%) и «Гл.1 + песок + органический раствор» (7,8%). Остальные рецепты зафиксированы суммарно в 38% случаев.

По итогам технологического анализа 26 сосудов из раскопа 2011 года поселения Ботай можно сделать следующие выводы:

- ботайские гончары для изготовления посуды использовали главным образом среднеожелезненные (61,6%) и реже – высокоожелезненные (34,6%).

-  по результатам анализа степени пластичности глины и состава естественных минеральных примесей удалось предположительно выделить 7 разных «мест» добычи исходного пластичного сырья. Можно предположить, что на поселении, в разные периоды его существования, было несколько разных гончаров.

- судя по рецептам формовочных масс на поселении Ботай в разное время жили представители примерно трех групп гончарных традиций. Наиболее массовой традицией была – «глина + песок + органика» (65%), менее встречаемой является  - «глина + органика» (23%). Еще реже применялся рецепт «глина + шамот + органика» (8%). Здесь очень важно отметить один случай смешанного рецепта формовочной массы – «глина + песок + шамот + органика» (4%), что может указывать на смешанность гончарных традиций.

 

Список литературы:

  1. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М.: 1978. - 272 с.
  2. Бобринский А.А. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства (коллективная монография). Самара: Изд-во Самарского ГПУ, 1999. С. 5-109.
  3. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. – Алматы: «ҚазАкпарат», 2009. – 576 с.
  4. Цетлин Ю.Б. Об определении степени ожелезненности исходного сырья для производства глиняной посуды // Вопросы археологии Поволжья: Выпуск 4. – Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2006. – C. 421-425.
  5. Волкова Е.В. Гончарство фатьяновских племен. Москва. Наука, 1996.
  6. Краева Л.А. К вопросу о примеси талька в сарматской керамике Южного Приуралья // Древнее гончарство: итоги и перспективы изучения.- М.: ИА РАН, 2010. - C. 58
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.