Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2019 г.)
Наука: История
Секция: Всемирная история
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ МОНГОЛИИ. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ФЕСТИВАЛЯ «НААДАМ»
SPORTS LIFE OF MONGOLIA. PAGES OF THE HISTORY OF THE “NAADAM” FESTIVAL
Larkin Alexander
сand. еast. sciences, associate professor Military Institute of Physical Culture,
Russia, St. Petersburg
Sumbaehuuu Suhbat
сadet, Military Institute of Physical Culture,
Mongolia
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы истории возникновения и современного состояния ежегодно проводимого в Монголии национального фестиваля Наадам, который является древнейшим видом спортивных состязаний не только для этой страны, но, пожалуй, и в мировой истории. Наадам, давно ставший самым важным праздником для народов этой страны, включает в себя всего три вида спортивных состязаний, которые традиционно издавна культивируются и пользуются большой популярностью у многих поколений монголов.
ABSTRACT
The article deals with the history of the origin and current state of the national Naadam festival held annually in Mongolia, which is the oldest kind of sports not only for this country, but, perhaps, in the world history. Naadam, which has long been the most important holiday for the people of this country, includes only three types of sports, which have traditionally been cultivated for a long time and are very popular with many generations of Mongols.
Ключевые слова: фестиваль Наадам, спорт, борьба, конные скачки, стрельба из лука.
Keywords: Naadam festival, sports, wrestling, horse racing, archery.
Хорошо известно, что физические упражнения, занятия физкультурой и спортом способствуют, помимо других факторов, формированию и развитию личности, создают необходимые условия для укрепления здоровья, подготовки молодого поколения к трудовой деятельности, повышению его творческой активности, являются важным средством духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Разумеется, такое благотворное влияние оказывается только тогда, когда занятия спортом и физкультурой станут естественной потребностью человека, постоянным спутником в его жизни.
В современной Монголии подтверждением такой установки на значимость и роль физкультуры и спорта в подготовке подрастающего поколения и более старших категорий населения к полноценной жизни является проведение фестиваля Наадам, проводимого каждый год с незапамятных времен, т.е. со времен процветания государства хуннов (гуннов) (II–IV вв.). В праздничных мероприятиях устраиваются состязания по наиболее любимым народом видам спорта. Во всех аймаках и сомонах большой страны празднуется Наадам. Большинство граждан страны любит проводить этот праздник в своей столице Улан-Баторе.
Наадам является традиционным ежегодным фестивалем всех монголов, который широко празднуется по всей стране. Дословно с монгольского слово означает «празднество», «игрища» (по-русски произносится как «надом»), иногда «три игрища мужей». Проводимый фестиваль считается традиционным спортивным состязанием по таким национальным видам спорта, какими являются борьба, стрельба из лука и конные скачки. В сегодняшней Монголии в состязаниях принимают участие, как утверждают исследователи, не менее 35 тыс. силачей, т.е. представителей силовой борьбы, 40 тыс. скакунов на лошадях и более 1,5 тыс. стрелков из лука. Общая численность участников такого национального спортивного праздника достигает 70–80 тыс. человек, не считая участников праздничного парада, культурной программы (музыкантов, певцов, танцоров и т.п.), простых зрителей, иностранных гостей [2] .
Исторические корни Наадама, как было сказано, находятся в глубокой древности. Это событие означало жертвоприношение многими рядом проживающими родами в честь признанного ими того или иного «Духа-хозяина» местности, а также и предков своего рода. Жертвоприношение устраивалось в летние месяцы (обычно во второй половине лета, когда в хозяйствах накапливалось достаточное количество молока и молочных продуктов). Обряд обычно заканчивался праздничным гуляньем, проведением национальных игр, а также состязаниями, среди которых обязательно были борьба, стрельба из лука и скачки на конях. Местами проведения Наадама обычно были горы, так как духи в представлении людей того времени обитали только там. На вершинах нескольких гор, где находились языческие святилища в честь родовых духов, совершались обряды их почитания и поднесения им жертв. По языческим представлениям каждому духу приписывались способности влиять на изменения погоды, удачные приплоды скота, а также состояние здоровья и благосостояния проживающих потомков. Затем, по окончании ритуала жертвоприношения, у подножий каждой «святой горы» устраивались пиршества и проведение спортивных состязаний, большей частью по названными выше видам.
Позднее традиционное действо превратилось в праздник, с сохранением качеств родового жертвоприношения, приобретало дополнительные функции в виде проведения военного смотра с одновременным отбором кандидатов в формирующиеся воинские дружины, необходимые как для охраны ханов и нойонов, так и ведения боевых действий разного назначения. А, как известно, ловкость, меткость и сила всегда считались качествами, которыми непременно должна была обладать свита любого правителя, войско каждого племени, тем более всего государства. Поэтому, как утверждают исследователи, подготовка к данному мероприятию, т.е. Наадаму, постепенно превращалась в необходимую тренировку военно-спортивного характера, что, несомненно, позволяло молодым мужчинам и юношам значительное время находиться в боевой форме. Показавшие лучшие результаты из команд борцов, стрелков и наездников, выступавших на таких праздниках, по традиции обязаны были защищать либо жизнь и достоинство правителя своего племени, либо верховного правителя государства, а не своего родового вождя.
В период Средневековья Наадам устраивали по завершении победных военных сражений против врагов, а также, например, при освящении боевого знамени, после удачного проведения ханских выездов на охоту, а также в связи со свадьбой правителя, либо после рождения у того наследника. Кроме этого, подтверждают историки, любое важное событие военного периода, и даже событие невоенного характера, где так или иначе могло проявиться по разным причинам либо противостояние крупных, богатых феодальных родов, либо их единение ради усиления боеспособности и могущества государства, часто сопровождалось проведением полюбившегося соплеменникам празднества Наадама.
В начале ХХ в. (точнее с 1912 г.) местом проведения мероприятия стало подножие священной горы Богдо-Ула, которая находится недалеко от Улан-Батора. В современный период на праздник съезжается много участников и гостей. Недалеко от столичного аэропорта устраивается больших размеров лагерь, традиционно монгольского палаточного типа, с большой стоянкой для машин автолюбителей. В течение всего дня звучит музыка с национальными мотивами. Многие посетители также в национальных костюмах и нарядах. Буквально на каждом шагу расставлены палатки, торгующие разнообразными продуктами и блюдами монгольской кухни. На последних фестивалях присутствует все большее количество иностранных гостей с фотоаппаратами и видеокамерами (напр., на стадионе в один из последних праздников были замечены известный голливудский артист Стивен Сигал, тибетские монахи). Разумеется, кульминация праздника – это массовые конные скачки, с восторгом воспринимаемые многочисленными зрителями [4].
Фестиваль современный. Традиционно главные мероприятия фестиваля берут свое начало на главной площади столичного города. Затем колонна с многочисленными участниками красочным маршем передвигается к крупнейшему городскому стадиону, где в торжественной обстановке начинается церемониальное открытие празднества. Поздравительное слово произносит Президент страны. Начинается также традиционная церемония, т.е. водружение в центральной части стадиона государственного флага и 9-ти бунчуков белого цвета, символа Чингисхана. Бунчуки специальным образом изготовлены из волос одной тысячи породистых жеребцов и как бы представляют 9 племен монголов. В перечне номеров программы мероприятия – танцы в национальных костюмах, проезд по стадиону т.н. «юрты Чингисхана», которая установлена на специальной большой повозке, выступление джигитов и т.п. Также торжественно проходит церемония закрытия игр [1].
Борьба – древнейший вид состязания. Точных данных о времени возникновения монгольской борьбы, как своеобразного состязательного соревнования нет. Некоторые исследователи этого предполагают, что борьба как вид соперничества и игры, возникла еще в период каменного века, примерно 20 тыс. лет назад. На территории Монголии самым ранним документальным источником является наскальный рисунок на горе Жавхлант (аймак Өмнөговь, 2008 г.), на котором изображены фигуры двух борющихся людей (возраст этого петроглифа около 6 тыс. лет). По другому наскальному рисунку (периода бронзового века), найденному на горе Дэл Хөнжлийн (аймак Дундговь, 2008 г.), можно предполагать, что на территории современной Монголии борьба стала похожа на праздник-зрелище 3 тыс. лет назад. И следы современной борьбы народов южного Прибайкалья исследователи данной проблемы находят в эпохе неолита [5, с. 3-4, с. 12].
За много веков такой вид состязания практически не изменился. И сегодня, как утверждают исследователи, самые массовые состязания борцов организуются во время Наадама. Традиционно в них участвуют 512 борцов. Монгольский вариант борьбы обладает рядом особенностей: в борьбе отсутствуют весовые категории; проигравший в бою выбывает из последующих схваток; имеются ограничения по времени и занимаемой площади. Участников борьбы разделяют на левый и правый фланги, во главе каждого находятся самые титулованные из борцов. Каждый борец имеет своего засуула (т.е. секунданта), который должен защищать интересы своего борца перед судьями, следит за схватками, подбадривает борца, держит его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.
Монгольская борьба традиционно может применять множество приемов, которых насчитывается свыше 400. За достигнутые в схватках не менее 5-ти побед присваивается титул – «начин» (что означает «сокол»), за 7 побед – «заан» («слон»), за победу в 9-ти схватках присваивают (при условии, что победитель уже имел титул «слон») звание «арслан» («лев»). Тому, кто победил в борцовых схватках во время Наадама более двух раз присуждается высшее и самое почетное звание «аврага» («исполин»). По правилам фестиваля, в состязаниях, которые длятся два дня, участвуют, повторим, 512 борцов и к последнему 9-му туру остается одна пара борцов. Самые титулованные борцы в стране издавна пользуются небывалым почетом, они уважаемы и любимы народом, и особенно своими поклонниками. Такое отношение к борцам издревле сохранилось у монголов и, как утверждают специалисты, каждый второй монгол с детских лет является поклонником этого вида спортивного состязания. [1, с. 118-119].
Монгольские конные скачки. Скачки на конях, которым также не одна тысяча лет, тоже пользуются большой популярностью у соотечественников. Проведение массовых конных скачек традиционно считается таким же праздником монголов, на котором испытывается выносливость выводимых на скачки лошадей. Интересна предварительная подготовка лошадей для выступления на Наадаме. Скакунов готовят задолго до скачек, тренируя каждого по устоявшимся правилам, которые известны не одному поколению скотоводов-кочевников многие сотни лет. Лошадей выпасывают на пастбищах с заранее подготовленным травостоем, стараясь регулировать количество выпиваемой лошадьми на водопое воды, проводят предварительно для отбраковки массовые заезды. Существенная деталь такого тренировочного периода – приучить лошадь во время длительной скачки не запариваться, не слишком обильно потеть на скаку. Поэтому "тренировки" лошадей проводили каждый день, обычно в полдень, когда самая сильная дневная жара. Часто лошадь укутывали в бараньи шкуры (в т.н. доху) и в таком виде гоняли в гору. Через несколько дней (обычно 10-12 дней) такой "тренировки" лошадь переставала обильно потеть, сбрасывала лишнюю жировую массу и считалась готовой к проведению ожидаемых скачек [4, с. 89; 7].
Утверждают, что монгольские конные скачки аналогов в мире не имеют. Дистанции обычно составляли от 12 до 32 км, в зависимости от возрастной категории коней. И что интересно: по двум показателям, именно, по самой дальней дистанции для лошадей и малолетней возрастной категории всадников, т.е. детей младших возрастов, монгольские конные скачки достойны того, чтобы быть занесенными в книгу рекордов Гиннеса. Особенностью монгольских скачек являются его наездники. Это девочки и мальчики в возрасте от 4 до 12 лет, скачущих на конях. А это, конечно, всегда вызывает удивление и восхищение у иностранных гостей и туристов. [7].
Юные всадники громко поют «Тийнгоо» – своеобразный гимн своему коню. В песне воспеваются достоинства скакунов, способных «промчаться ветром, преодолевая все препятствия на пути, прийти к финишу первым». Дети поют так самозабвенно, что невозможно без волнения слушать и видеть это священнодейство. Кажется, что кони получают дополнительный заряд необходимой энергии, которая исходит от их преданных юных друзей, настраивая их к предстоящей скачке. Известную старинную поговорку «монгол рождается в седле» логично можно дополнять словами «и воспитывается в седле». [7]. Отсюда, из бытия, а не только из родительских ген, берет свое начало и формируется терпеливый, стойкий характер монгола. Конь является надежным другом монгола-степняка, сопровождающим его всю жизнь [5].
Самое древнее оружие монголов. Исследователи утверждают, что многочисленные кочевые племена, обитавшие южнее Байкала, впервые изобрели лук и стрелы как орудие охоты, которое потом использовалось и в войнах. Можно согласиться с утверждением, что стрельба из лука является и древнейшим видом спорта. Ныне она является одним из видов многих спортивных состязаний. Данный вид состязаний – третий вид спортивных игр в программе фестиваля. Соревнования по стрельбе на Наадаме проводятся в двух возрастных группах: дети с 8 до 17 лет и взрослые. Расстояние от линии, на которой располагаются лучники, до линии мишеней устанавливается для детей в зависимости от возраста и пола. Например, для девочек 10 лет – расстояние в 30 м, для мальчиков – 40 м. С увеличением возраста расстояние увеличивается на несколько метров. Женщины поражают мишени с расстояния в 50 м, а мужчины – 75 м [5; 8].
В историческом плане, стрелы длительное время делали из оленьих рогов, бамбука и местных пород ивы, березы. Конец стрелы украшен перьями. Тетиву изготавливают из крученного шелка. Наконечник такой стрелы представляет собой тупой набалдашник, полый внутри, заполняемый землей или песком для придания стреле равновесия во время полета. Сегодня, к сожалению, резко сократилось число мастеров, умеющих изготовлять традиционный монгольский лук. Стрелок, поразивший наибольшее число мишеней, получают звание Мэргэна (меткого стрелка). Всем, кто получил это звание, поют «магтаал» – восхваление.
Известен любопытный исторический факт, зафиксированный в источниках, о выдающихся стрелках прошлого. В Наадаме, проводившемся приблизительно в 1219–1225 гг., стрелок по имени Есухий Мэргэн поразил цель на расстоянии в 385 саженей. Если сажень в современном понимании – минимум 150 см, то это означает больше чем полкилометра – 502.5 метра! Каменная стела, увековечившая это событие, была найдена в 1918 г. и сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге [8].
В заключение можно сказать, что фестиваль завершается красочными представлениями артистов. В честь победителей во всех трех видах соревнований тут же, на стадионе, поются восхваления, сочиняемые прямо на месте специалистами в этом жанре. Этот национальный праздник Наадам является предметом гордости и неотъемлемой частью своеобразной монгольской культуры. В фестивале «Наадам» иногда принимает участие, повторим, от 40 до 70 и более тысяч спортсменов, деятелей культуры, простых зрителей, среди которых немало носителей древних монгольских традиций, много иностранных гостей, туристов из разных стран. Фестиваль включён в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2010 году.
Разумеется, спортивная жизнь монгольского народа не ограничивается только проведением данного фестиваля. Известно, что спустя десятилетие после победы революции в 1930-е годы в молодежном поколении республики популярность приобретали современные для того периода виды спорта, по которым проводились соревнования. Мотивация у молодых к занятиям физкультурой и спортом значительно усилилась после утверждения (по аналогии с советским комплексом ГТО) норм на значок «Готов к обороне страны и промышленности». После окончания Второй мировой войны создается Государственный комитет по делам физкультуры, ставший центральным органом по развитию физкультурного и спортивного движения в Монголии. Несколько позднее создавались добровольные спортивные общества и коллективы, сыгравшие большую роль в превращении физкультурно-спортивного движения по-настоящему в массовое. Есть данные, что в современный период в стране активно культивируется более 30 различных видов спорта, что каждый десятый житель страны является членом МСФС (Монгольского Союза физкультуры и спорта). Спортсмены МНР принимали участие во многих международных турнирах. В стране проходят различные международные состязания, в частности, по таким видам спорта как стрельба из лука, вольная борьба, самбо, бокс, волейбол, конькобежный спорт и некоторые другие. Монгольскими спортсменами завоевано много медалей разного достоинства [3].
Список литературы:
- Бадманямбугийн, Бат-Эрдэнэ. Развитие современной монгольской борьбы. // Дисс... уч. степ. канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2015, 171 с.
- Бира, Пагва. Физическая культура и спорт как образ жизни молодежи Монголии // Автореф. дисс… уч. степ. канд. соц. наук. – М.: 1992, 21 с.
- Все о спорте [Текст]: справочник: в 3 т. – М.: Физкультура и спорт, 1978 Т. 3 / сост. В. В. Кукушкин. – 1976. – 279 с.
- Жамбалова С.Г., Данзангийн Эрдэнебат. Монгольская лошадь в войнах и культуре монгольского народа // Гуманитарный вектор. Сер. Философия, Культурология. 2016. Т. 11, № 1.
- Манжуев Г.Н. Педагогический потенциал физической культуры и спорта традиционных праздников монгольских народов // Автореф…дисс. уч. степ. кан. пед наук. – Улан-Удэ, 2010, 21 с.
- Рэгжийбуу, Нямдорж. Совершенствование системы организации соревнований по монгольской борьбе на основе инновационных подходов. Дисс. уч. степ. канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2015, 166 с.
- Электронный ресурс: Монголы и лошадь – любовь на века. Режим доступа: http: // asiarussia.ru/news/9156 (дата обращения 26.10.2019)
- Электронный ресурс: Истоки, традиции и современный культурный облик монгольского Наадам. Режим доступа: http: // asiarussia.ru/articles/3504 (дата обращения 23.09.2019)
дипломов
Оставить комментарий