Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2020 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ТВОРЧЕСТВЕ С.Л. ФРАНКА
PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE HISTORICAL PROCESS IN THE WORK OF S.L. FRANK
Galina Vyatkina
2nd year master's student law faculty, Bryansk state University them. academician I.G. Petrovsky,
Russia, Bryansk
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется понимание С. Л. Франком истинного смысла истории, развивается идея философии всеединства и систематизируются взгляды С.Л. Франка по этим проблемам. Рассматриваются социально-философские взгляды мыслителя, дается их общая характеристика, актуализируется значение философии истории С.Л. Франка в настоящее время. В заключении автор исследования показывает, почему Франк называет подлинной философией истории лишь ту, которая видит смысл истории в конкретном выражении сверхвременного единства духовной жизни человечества.
ABSTRACT
The article analyzes S. L. Frank's understanding of the true meaning of history, develops the idea of the philosophy of unity and systematizes S. L. Frank's views on these problems. The author considers the social and philosophical views of the thinker, gives its general characteristics and actualizes the value of the philosophy of history of S. L. Frank at the present time. In conclusion, the author of the study shows why Frank calls the true philosophy of history only one that sees the meaning of history in a concrete expression of the super-temporal unity of the spiritual life of mankind.
Ключевые слова: смысл истории, исторический процесс, ложный тип философии истории, идеально-завершенное состояние человечества, свеpхвpeмeнное единство духовной жизни человечества.
Keywords: the meaning of history, the historical process, the false type of philosophy of history, the ideal-complete state of humanity, the super-temporal unity of the spiritual life of mankind.
В чём состоит подлинный смысл истории? Почему зачастую ученые рассматривают исторические эпохи по отдельности, а не как единое духовное целое? Способно ли человечество прийти к полностью завершенному состоянию? Ответы на эти вопросы мы находим в трудах известного русского философа С.Л. Франка, наследие которого остаётся и по сей день в недостаточной мере изученным [1].
Вопросы философского осмысления исторического процесса занимали значительное место в философской концепции С.Л. Франка (1877—1950) и рассматривались им в тесной связи с проблемами бытия и познания. Более того, С.Л. Франк один из самых последовательных представителей философии всеединства, что придает его пониманию истории известное своеобразие и делает предметом для более детального изучения и в настоящее время. Недостаточное внимание сегодня уделяется и способу описания этого всеединства - не через рассмотрение внешнего, окружающего мира, как это делал не менее известный русский философ В.С. Соловьёв, а через внутренний опыт личности [3].
Важно, что философ выделяет два типа философии истории: ложный и истинный. По мнению С.Л. Франка: «Сущность ложного типа философии истории заключается в стремлении понять конечную цель исторического развития, то есть конечное состояние, к которому она должна привести и ради которого творится вся история». Следовательно, прошлое и все многообразие исторического развития в данном случае рассматриваются лишь как средство к этой конечной цели, а не как что-то, имеющее смысл в целостной жизни человечества [1].
Автор указывает, что философия истории такого типа опирается на веру в «прогресс». Другими словами, человечество идет к какому-то конечному результату, к последнему идеально-завершенному состоянию, и все исторические периоды представляют собой лишь последовательные этапы на пути продвижения к этому результату. Именно такой точки зрения придерживались такие философы, как Гердер, Тюрго, Кондорсе, Гегель, Огюст Конт. По мнению автора, такое понимание истории стало наиболее распространенным, и в своём труде он приводит достаточно весомые аргументы для того, чтобы опровергнуть данный тезис [2].
С.Л. Франк задается вопросом: а способны ли мы определить конечное состояние человечества? «Мировая история еще не закончилась, и ее конец еще не предвидится; то, что мы видим, есть не целое, а лишь часть. Любые определения конечной цели как состояния, которого действительно должна достигнуть мировая история, остаются совершенно произвольными фантазиями». Слова С.Л. Франка актуальны и в наше время, ведь и в XXI веке мы не знаем, на какой части пути находится человечество, возможно, общество никогда не придёт к полностью завершенному состоянию. Если даже представить, что человечество действительно идет к некой конечной цели, и что мы в состоянии ее определить, понимание того, что сущность истории заключается в достижении этой цели, лишает всю глубину исторического процесса какого-то значения. Как точно отмечает философ: «Ни морально, ни научно нельзя примириться с таким представлением» [1].
Раскрывая нам сущность истинного типа философии истории, С.Л. Франк указывает: «Смысл истории заключается в том, что каждый исторический период и каждое поколение имеет своё уникальное значение в ней и является творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен свеpхвpeмeнно охватывать мировую историю в ее целом». И действительно: нельзя рассматривать историю только как временной процесс и как внешнюю совокупность и смену разных исторических периодов, ведь они представляют собой большой массив единого духовного целого [1].
Для наглядности своих доводов философ сравнивает историю человечества с жизнью одного человека и отмечает: «Как биография отдельного человека имеет свое назначение не в объяснении того, как на протяжении своей жизни человек двигался к высшему своему достижению, осуществленному в его старости, а в том, чтобы через нее постигнуть единый образ человеческой личности во всей полноте ее проявлений от младенчества до самой смерти, так и обобщающее понимание истории может состоять только в том, чтобы постигнуть разные эпохи жизни человечества как уникальное выражение единого духовного существа человечества».
В ходе анализа рассуждений С.Л. Франка мы приходим к выводу о том, что цель исторического познания в том, чтобы сохранить значение каждого момента истории, что возможно лишь когда прошлое продолжает существовать в настоящем [2].
Ведь если прошлое полностью исчезает, то жизнь прошедших поколений становится удобрением «для урожая будущего, который пойдет на пользу последних, единственных избранников мировой истории», а подобная установка для Франка ни морально, ни научно неприемлема [1].
По мнению автора, если бы история была только временной последовательностью, в которой каждый момент, заменяясь другим, исчезает, уходя в безвозвратное прошлое, то историческое знание в целом было бы невозможно, ведь тогда бы каждая эпоха основывалась бы лишь на своих жизненных укладах, не зная своеобразия прошлых эпох. Таким образом, все стадии исторического процесс являются отражением единства человечества духа и оставляют следы в каждой последующей эпохе, тем самым они продолжают существовать. А вот настоящее и будущее, по мнению философа, не имеют никакого приоритета перед всей полнотой и глубиной прошлого.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы: 1) ложный тип философии истории рассматривает все сменяющиеся исторические эпохи лишь как последовательные этапы на пути продвижения к последнему идеально-завершенному состоянию человечества, а не как нечто, имеющее смысл в целостной жизни общества; 2) истинный смысл истории в понимании С.Л. Франка заключается не в том, что ее различные эпохи выступают средствами к какой-то воображаемой конечной цели, а в том, что ее конкретное многообразие является выражением свеpхвpeмeнного единства духовной жизни человечества.
Таким образом, предметом истории является вовсе не исторический процесс, как таковой, во временном его течении, а история как символ и выражение свеpхвpeмeнного, цельного существа человеческого духа. Именно поэтому социальная философия С.Л. Франка остается актуальной и по сей день и может стать методологической базой дальнейших исследований в этой области.
Список литературы:
- Повилайтис В.И. философия истории и социальная философия С.Л. Франка. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 12. С. 97—102. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16907457
- Тепин Д.В. Разработка теоретической философии всеединства С. Л. Франком : автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.03 Саратов, 2007 119 с. РГБ ОД, 61:07-9/500. Режим доступа: http://www.dslib.net/
- Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. Режим доступа: http://malchish.org/lib/philosof/religion/Frank_duhovnyeosnovy.pdf
дипломов
Оставить комментарий