Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 29 июня 2015 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Инженерная графика, САПР, CAD, CAE
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
Свириденко Олеся Вячеславовна
канд. техн. наук, доцент
Омского государственного института сервиса,
РФ, г. Омск
E -mail: olesya.sviridenko@mail.ru
Андросова Галина Михайловна
д-р техн. наук, зав. кафедрой конструирования и технологий изделий легкой промышленности, профессор
Омского государственного института сервиса,
РФ, г. Омск
THE MODULAR APPROACH TO AUTOMATION OF THE PROCESS OF PARAMETRIC DESIGN OF COMPLEX OBJECTS
Olesya Sviridenko
candidate of Technical Sciences, Associate professor
of Omsk`s State Institute of Service,
Russia, Omsk
Galina Androsova
doctor of Technical Sciences, Professor
of Omsk`s State Institute of Service,
Russia, Omsk
аннотация
Разработана модель функционирования процесса проектирования изделий из матричных элементов в трехмерном пространстве. Выполнено математическое описание процесса проектирования виртуального изделия в виде последовательности преобразований. С целью оптимизации процесса проектирования предложена реализация модульного подхода в автоматизированном режиме.
ABSTRACT
Developed a functioning model of the design process of products of matrix elements in three-dimensional space. Made mathematical description of the process of designing the virtual product in the form of a sequence of transformations. To optimize the design process proposed the implementation of a modular approach in the automated mode.
Ключевые слова : проектирование; автоматизация; матричный элемент; модульный подход; виртуальная модель; трехмерное пространство; автоматизация; визуализация.
Keywords: design; automation; the matrix element; modular approach; virtual model; a three-dimensional space; automation; visualization.
Перед производителями изделий из меха стоят две основные задачи:
· удовлетворение потребностей населения в разнообразной одежде высокого качества, что обусловлено высокой востребованностью этих изделий;
· рациональное использование пушно-меховых полуфабрикатов, что определяется высокой стоимостью изделий.
Решение этих задач возможно благодаря использованию способов получения меховых полотен из матричных элементов, которые наряду с возможностью получать разнообразные, оригинальные, ажурные меховые поверхности для изделий, позволяют максимально использовать не только целые шкурки, но и отходы [1; 2].
Перспективным направлением проектирования изделий является автоматизация. В современных программных продуктах при создании 3D модулей реализуются два основных подхода: построение шаблонов на основе развертывания поверхности проектируемого изделия с использованием математических и инженерных расчетов и виртуальная примерка образца, синтезированного на основе лекал, полученных на плоскости [5].
Несмотря на результативность работ в области трехмерного проектирования одежды, развитие данного направления исследований остается актуальным. Возможности программ компьютерного моделирования сложных объектов позволяют определить цель научных изысканий, как адаптацию существующих пакетов для реализации прикладных задач (разработка библиотек и файлов приложений для автоматизации проектных процедур, создание пользовательского интерфейса и т. д.). Эффективность работы в значительной мере определяется степенью работ по выявлению информационных потребностей для комплекса проектных процедур и установлению способов их реализации.
Анализ существующих программных продуктов показал, что они предназначены для проектирования изделий из плоских материалов, обладающих целостной структурой, что принципиально отличается от получения объемных форм из матричных элементов. Веской причиной для создания нового программного продукта специализированного на проектировании изделий именно из матричных элементов также является недоступность существующих программ в силу их дороговизны, сложность в изменении программного кода продукта [3; 4; 5]. Разработанный принцип формирования полотен из матричных элементов, предназначенных для изготовления изделий из меха и кожи, был сформирован недавно и поэтому существующие методики проектирования для него практически не применимы.
Проектирование изделий из матричных элементов в трехмерном пространстве направлено на обеспечение адекватности интерпретации виртуальной модели и соответствующих разверток деталей исходной поверхности за счет однозначности задания геометрической формы изделия и пространственного расположения матричных элементов в структуре полотна. Такой процесс является сложным и трудоемким, следовательно, актуальной является его автоматизация.
С этой целью предлагается применение модульного подхода, который способствует адаптации к изменяющимся внешним условиям. Повышению результативности и улучшению качества проектирования изделий способствует разработка следующих модулей:
· модуля проектирования трехмерного манекена по заданным размерным признакам, позволяющий создавать новый манекен или выбирать стандартный из базы данных;
· модуля проектирования 3D основы изделия с заданными параметрами;
· модуля построения развертки на плоскости;
· модуля оптимизации выбора и размещения матричных элементов на полученных лекалах;
· модуля визуализации модели изделия в трехмерном пространстве с учетом структуры полотен и их колористического решения.
Модель процесса проектирования изделий из матричных элементов в трехмерном пространстве приведена на рис. 1.
Рисунок 1. Модель функционирования процесса проектирования изделий из матричных элементов в трехмерном пространстве
Процесс проектирования виртуального изделия из матричных элементов можно представить как последовательность преобразований:
Пф→ИСК→ТМК→ПМК→ПМКм→ВИ, (1)
где: Пф — исходная поверхность фигуры (манекен фигуры человека);
ИСК — исходная силуэтная конструкция изделия;
ТМК — трехмерная модельная конструкция изделия;
ПМК — плоская модельная конструкция;
ПМКм — плоская модельная конструкция с размещенными на ней матричными элементами;
ВИ — виртуальное трехмерное представление изделия из матричных элементов на манекене.
Процесс преобразований предусматривает выполнение следующих операций:
· формирование исходной поверхности фигуры (создание трехмерного манекена) Пф:
Пф=f РП, (2)
где: РП — размерные признаки, определяющие параметры манекена;
· разработка исходной силуэтной конструкции (ИСК) — формирование внешней формы изделия:
ИСК =f Пф (х1,…, хn), (3)
где: х1,…, хn — набор проекционных прибавок определяющий силуэтную форму изделия;
· воспроизведение изделия — разработки трехмерной модельной конструкции (ТМК) на основе ИСК, которая обеспечивает однозначность конструктивно-декоративного решения изделия:
ТМК =f ИСК (КДЧ), (4)
где: КДЧ — конструктивно-декоративное членение;
· построение разверток деталей — получение данных для проектирования плоской модельной конструкции (ПМК):
ПМК = fТМК (a, b, …n), (5)
где: a, b, …n — аргументы, определяемые в соответствии с выбранным методом развертки;
· размещение матричных элементов на полученных развертках деталей:
ПМКм = fПМК (y1, …,yn), (6)
где: y1,…,yn — виды матричных элементов;
· визуализация изделия из матричных элементов.
Для реализации процесса преобразований разработана перспективная схема функционирования системы 3D проектирования, предполагающая следующие этапы:
· разработка исходной поверхности фигуры в автоматизированном режиме на основе размерных признаков и фото манекенов;
· построение объемной формы в виде исходной силуэтной конструкции одежды на основе информации о поверхности фигуры и проекционных прибавок;
· разработка трехмерной геометрической модели изделия, соответствующей дизайн-проекту, что предполагает отработку на соответствие проектируемому силуэтному решению и формирование конструктивно-декоративных линий;
· преобразование объемных деталей в развертки на плоскости, а именно построение модельной конструкции изделия;
· выбор вида матричных элементов и их размещение на полученной модельной конструкции;
· визуализация изделия из матричных элементов в трехмерном пространстве на манекене.
Предложенная модель позволяет реализовать метод построения деталей конструкции, адекватно интерпретировать исходную форму изделия, визуализировать объемно-пластическую композицию при воссоздании виртуальной модели проектируемой поверхности изделия из матричных элементов.
Список литературы:
1.Андросова Г.М., Браилов И.Г., Свириденко О.В., Старовойтова А.А. Автоматизация процесса проектирования изделий из пушно-мехового полуфабриката на основе матричных элементов: монография. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2009. — 222 с.
2.Андросова Г.М., Браилов И.Г., Свириденко О.В., Ерохова Я.А. Оптимизация выбора полотен из матричных элементов на ассортимент изделий из меха и кожи: монография. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2011. — 194 с.
3.Петросова И.А. Разработка методологии проектирования внешней формы одежды на основе трехмерного сканирования: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М., МГУДТ, 2014. — 522 с.
4.Раздомахин Н.В., Сурженко Е.Н. Развитие трехмерного проектирования одежды // В мире оборудования. — 2008. — № 5. — С. 56.
5.Ульянова О.В., Фаритова Л.Х. Проектирование моделей женского платья в среде 3D CAD // Швейная промышленность. — 2009. — № 3 — С. 38—40.
дипломов
Оставить комментарий