Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Вопросы технических и физико-математических наук в свете современных исследований» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2018 г.)
Наука: Информационные технологии
Секция: Системный анализ, управление и обработка информации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ C-ЯДРА В КООПЕРАТИВНЫХ ИГРАХ
АННОТАЦИЯ
Рассматривается визуализация С-ядра кооперативной игры с тремя и четырьмя участниками. Предлагается вариант построения С-ядра для четырех игроков с переходом от четырехмерного пространства к трехмерному.
Ключевые слова: переговорное множество; ядро игры; коалиции; визуальное представление.
Для большей наглядности при переговорах в кооперативной игре полезно иметь визуальное представление такого важного элемента, каким является С-ядро. Это актуально и для людей-участников [1, 2, 3] и для виртуальных подсистем [4].
Рассмотрим в качестве примера следующую игру. Некоторый коллектив (глобальная коалиция), состоящий из трёх сотрудников, выполняет работу, оцениваемую в V123 денежных единиц (выигрыш). Сотрудники i и j совместно (частичная коалиция) могут за то же время выполнить работу, оцениваемую в Vij, а сотрудник i в одиночку – Vi. Если сотрудники выполняют работу совместно, то они некоторым образом делят между собой ее стоимость, если же работник выполняет работу в одиночку, то он получает всю ее стоимость. Обозначим получаемые сотрудниками при совместной работе выплаты через x1, x2 и x3. Очевидно, что в рассматриваемой задаче выплаты не должны быть отрицательными, так как сотрудники не должны платить за свое участие в работе.
С-ядром (core) игры называется множество дележей выигрыша, при которых каждый работник и каждая частичная коалиция получают не меньше, чем получили бы без участия в глобальной коалиции. В рассматриваемой игре C-ядро определяется следующим набором ограничений:
, (1)
, , , (2)
, , , (3)
, , . (4)
Сопоставляя (1) и (4), получим:
, , . (5)
Игра в постановке (1)-(4) или (1)-(3),(5) предполагает относительно простую визуализацию. Ограничения (1) и (2) определяют в координатах x1, x2 и x3 равносторонний треугольник, вершины которого находятся на осях координат (рис.1). Эти вершины имеют координаты (V123,0,0), (0,V123,0) и (0,0,V123).
Ограничения вида равенств xi=Vi и xi=V123–Vjk (i¹j, i¹k), соответствующие (3) и (5), определяют плоскости, параллельные координатным плоскостям. С-ядро представляет собой выпуклый многоугольник (выделен штриховкой на рис.1), ограниченный отрезками, полученными пересечением этих плоскостей и треугольника.
Рисунок 1. Система ограничений в игре с тремя участниками
Для простоты построения часто используется изометрическая проекция (рис.2):
Рисунок 2. Переход к изометрической проекции
Переход к этой проекции позволяет отказаться от множества дополнительных построений и перейти к работе непосредственно в плоскости треугольника (рис.3). При этом удобно ассоциировать сторону треугольника с величиной V123 (на самом деле длина стороны равна ) и оперировать долями от этой стороны:
Рисунок 3. Упрощенная визуализация системы ограничений на плоскости
С точки зрения формального математического описания, подобная игра с четырьмя сотрудниками имеет лишь незначительные отличия от (1)-(4) или (1)-(3),(5): добавляется новая переменная x4 и частичные коалиции, включающие трёх участников:
, (6)
, , , , (7)
, , , , (8)
, , , , , , (9)
, , , . (10)
По аналогии с (5), сопоставляя (6) и (9) получим (11), а, сопоставляя (6) и (10), получим (12):
, , ,
, , . (11)
, , , . (12)
Аналоги рис.1 и рис.2 в игре четырех игроков предполагают построение в четырехмерном пространстве, что заметно затрудняет визуализацию. Аналог рис.3 предполагает построение в трехмерном пространстве. Аналогом треугольника (рис.3) для случая четырех игроков будет трехмерный правильный симплекс – тетраэдр. Так как описания ядра (6)-(10) и (6)-(9),(11),(12) содержат существенно больше условий, чем (1)-(4) и (1)-(3),(5), произведем построение поэтапно. На рис.4 представлены построения, соответствующие (6)-(8),(12) без учета (9) и (11). Все плоскости на рис.4 являются (по аналогии с прямыми на рис.3) пересечениями указанных около них гиперплоскостей и гиперплоскости x1+x2+x3+x4=V1234.
Рисунок 4. Система ограничений в игре с четырьмя участниками
Построим пересечения плоскостей, заданных ограничениям (рис.5):
Рисунок 5. Построение пересечений плоскостей
После исключения областей, не отвечающих условиям (8),(10) или (8),(12), область возможного C-ядра (пока без учета (9) и (11)) примет вид, представленный на рис.6. Геометрически С-ядро в данной игре представляет собой тетраэдр с отсеченными вершинами. Одна из вершин в рассматриваемом примере оказалась не отсеченной, так как соответствующая плоскость (образованная пересечением гиперплоскостей x1+x2+x3+x4=V1234 и x4=V1234–V123) не пересекает тетраэдр:
Рисунок 6. С-ядро без учета ограничений (9) и (11)
Дальнейшие шаги связаны с построением плоскостей, определяемых условиями (9) и (11). Каждая из этих плоскостей определяется пересечением пары гиперплоскостей (например, и ) и проходит параллельно двум непересекающимся ребрам полученного выше усеченного тетраэдра (соответственно, и ). Расстояние от этой плоскости до ребра определяется эффективностью парной коалиции по сравнению с ее участниками, например, Vij по сравнению с Vi+Vj. Если эта парная коалиция не дает участникам преимущества (Vij=Vi+Vj), то плоскость содержит соответствующее ребро. Если парная коалиция менее эффективна, чем ее участники по отдельности (в рассматриваемом примере V23<V2+V3), то эта плоскость не проходит через усеченный тетраэдр и не оказывает влияние на С-ядро.
Рисунок 7. Построение ограничений (9) и (11)
После исключения отсеченных этими гиперплоскостями областей получим окончательное визуальное представление С-ядра:
Рисунок 8. Визуальное представление С-ядра с учетом всех ограничений
В некоторых случаях совокупность ограничений вида (6)-(12) содержит противоречия и определяет пустое множество (С-ядро пусто). Это означает, что не существует ни одного возможного дележа, при котором все возможные подкоалиции получили бы не меньше, чем без участия в глобальной коалиции. В этом случае целесообразно рассматривать разбиение глобальной коалиции на подкоалиции, в каждой из которых проходит самостоятельная игра, и находить С-ядро подкоалиций, что предполагает более простую визуализацию.
Дополнительная эффективность, возникающая при объединении подкоалиций в глобальную коалицию, может быть представлена визуально. Интегральной оценкой дополнительной эффективности может служить объем многогранника С-ядра. Для визуализации запаса дополнительной эффективности по сравнению с наилучшим разбиением на самостоятельные подкоалиции можно рассматривать радиус сферы, вписанной в многогранник С-ядра, а для сравнения с наихудшим разбиением – радиус сферы, описанной вокруг С-ядра.
Список литературы:
- Саркисов В.Г. Система оптимального управления коллективными инвестициями в модели Марковица // Вестник Самарского государственного технического университета, серия "Технические науки", №4(40)2013, стр. 45-52
- Саркисов В.Г. Области компромисса при управлении общим портфелем инвесторов с разными предпочтениями // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XVI Международной научной конференции – Уфа: УГАТУ, 2016, стр.392-396
- Саркисов В.Г. Распад коалиций инвесторов при ошибках прогноза динамики цен активов // Математические методы в технике и технологиях – ММТТ-29: сб. трудов XXIX Междунар. науч. конф.: в 12 т. Т.12. Саратов. гос. техн. ун-т, 2016., стр.134-136
- Саркисов В.Г. Агрегирование систем управления инвестициями // Вестник Самарского государственного технического университета, серия "Технические науки", №2 (54) 2017, стр.52-57
дипломов
Оставить комментарий