Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 4(80)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
THE USE OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE SPHERE OF CULTURE AS THE PRIMARY SCIENTIFIC PROBLEM
Svetlana Ratmanova
сandidate of Pedagogical Sciences, Almaty Branch of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Technologies,
Kazakhstan, Almaty
АННОТАЦИЯ
Данная статья является первой из серии запланированных автором публикаций по инновациям, инновационной политике в социально-культурной сфере (СКС). Проанализировано содержание понятий «инновация», «инновационная культура», с точки зрения автора, подчеркнуто отличие данной публикации от работ других авторов по аналогичной тематике.
Цель работы – проследить современные прогрессивные тенденции на примере двух подотраслей (индустрий) – шоу-бизнеса и ресторанного бизнеса, входящих в классификационно-технологическую цепочку СКС, систематизировать и обобщить связанные с ними прогрессивные инновации.
Методы – теоретический анализ, обобщение, сравнение приведенных фактов и результатов.
Результат - использование основных положений и методов инновационного менеджмента позволяет привести соответствующие примеры его проявления и проследить связь производственных первоочередных задач организаций и учреждений сферы культуры (культинституций) с найденными эффективными управленческими решениями по содержанию, форме, техническому оснащению, оргструктуре нового формата, предоставляемым услугам. Отражены инновации, имеющие место с точки зрения культурно-досуговой и культурно-зрелищной деятельности.
Вывод - инновационный темп в СКС носит международный, многофункциональный, организационный характер и широкий охват. Инновации внедряются как в отрасли в целом, так и в ее подотраслях (отдельных индустриях), а также на уровне конкретного учреждения, направлены в первую очередь на создание комфортной обстановки и доступности для пребывания клиента в СКС и его заинтересованности в этом, а также в удобстве использования широкого спектра предоставляемых сервисных услуг. В конечном итоге именно эти факторы содействуют совершенствованию и росту имиджа учреждений СКС, повышению уровня и качества духовной жизни населения. Отдельные представители культурной индустрии встречаются в других классификационных индустриях СКС, что служит источником для возникновения комплексно-цепочной инновации. Ряд учреждений культуры ориентируются на сопутствующие и нехарактерные для них ранее виды деятельности, могут входить в структуру других социокультурных институтов и образовывать с ними единый культурный комплекс.
ABSTRACT
This article is the first among the other publications planned by the author on innovations, innovation policy in the social and cultural sphere (SCS). The article analyzes the content of the concepts "innovation" and "innovative culture", from the point of view of the author, emphasizes the difference between this publication and the works of other authors on the same subject.
The purpose of the work is to trace the modern progressive tendencies in two sub - sectors (industries) as an example, – the show business and restaurant business included in the classification and technological chain of SCS, as well as to systematize and generalize the related progressive innovations.
The methods of the study are theoretical analysis, synthesis, comparison of the given facts and results.
The result of the study is the use of the basic provisions and methods of innovation management, allowing to give appropriate examples of its manifestations and to trace the relationship of the production priorities of organizations and institutions of culture (cultural institutions) with the found effective management decisions on the content, form, technical equipment, organizational structure of the new format, the services provided. The innovations taking place from the point of view of cultural - leisure and cultural - entertainment activity are reproduced.
Conclusion. The innovation rate in the SCS is international and broad in scope. Innovations have multi-functional and organizational character. Innovations are implemented both in the industry as a whole and in its sub-sectors (separate industries), as well as at the level of a specific institution and are aimed primarily at creating a comfortable environment and accessibility of the client's stay in the SCS and his interest in this, as well as in the convenient use of the wide range of cultural services. Ultimately, these factors contribute to the improvement and growth of the image of SCS institutions, improve the level and quality of spiritual life of the population. Some representatives of the cultural industry can be seen in other classification industries of SCS, which serves as a source for the emergence of complex-chain innovation. A number of cultural institutions focus on related and previously uncharacteristic activities, which may be the part of the structure of other socio-cultural institutions and form a single cultural complex with them. Many similar forms of social-cultural activity are widely used in the activities of these complexes.
Ключевые слова: инновационная культура, инновационный менеджмент, инновационный потенциал, театр, event-агентство, кафе, клуб, ресторан, социально-культурная сфера (СКС), культурная индустрия (подотрасль), культурные услуги, шоу-бизнес, индустрия питания, технологическая цепочка.
Keywords: innovative culture, innovative management, innovative potential, theatre, event agency, café, club, restaurant, social and cultural sphere (SCS), cultural industry (sub-sector), cultural services, show business industry, food industry, technological chain.
За последние десятилетия в сфере культуры приоритетной является инновационная деятельность и политика, представляющие собой систему идей, задач, направлений, форм, методов инновационного развития организации, а также комплексный особый процесс управления интенсивным потоком новшеств, новообразований, нововведений, крупных открытий, творчества, изобретений и рационализаторских предложений, прогрессивных изменений и развития предыдущих аналогий [ 1, с.283; 6, с. 496 – 497; 14, с. 310; 2, с.814 ].
На наш взгляд, инновация – это своевременные, оперативные, правильные ответы и эффективные решения на вызовы времени, потребности общества, запросы и ожидания группы или отдельных клиентов сферы культуры, а также шаги, необходимые для совершенствования деятельности сотрудников сферы культуры, новые удачные организационно-управленческие мероприятия по улучшению технологической и корпоративной культуры учреждения (организации).
Заметим, что на данном этапе количество определений понятий «культура» [26, с. 375; 29,с. 210], «инновация» [1, с.283;18, с. 275] значительно превосходят число толкований понятия «инновационная культура». В «Новейшем культурологическом словаре…» инновационная культура трактуется как исторически сложившаяся устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности; исторически адаптированная в конкретном социуме структура моделей и алгоритмов инновационных действий [19, с.134].
Соответственно инновационная культура, в силу присущего для нее постоянно воспроизводимого информационно-творческого, креативного ресурса, процесса возделывания, обработки, обновления особой духовно-нравственной почвы [28, с.9] - это, на наш взгляд, «культура в квадрате», совокупность воспроизводимых традиционных и постоянно модернизированных и принципиально новых достижений человечества, уровня развития культурной индустрии.
Социально-культурная сфера является приоритетной базой для создания, распространения и развития инноваций, которые связаны с формированием и реализацией новой культурной политики, появлением нового типа учреждений, расширением спектра оказываемых услуг, отраслей (подотраслей, индустрий), развитием творческих процессов и необходимостью разработки нестандартных подходов к решению многих организационно-творческих проблем. Отметим, что характер, условия и специфика СКС предусматривают первоочередную необходимость в совершенствовании ее функционирования. СКС – это органический синтез множества отраслей, культурных подотраслей, креативных, творческих индустрий, которыми пользуются различные широкие круги населения, и каждый раз нужно удовлетворить их запросы, ожидания, пожелания на самом высоком и необычном, креативном, творческом по решению уровне.
Необходимость в обобщении инноваций по ряду комплексных направлений работы СКС возникла в силу многих причин: отсутствие соответствующего фундаментального научного труда, единого учебника или учебного пособия с подробным перечислением и описанием современных новаций по данной теме; кроме, того, во многих источниках подробно освещена историческая часть, чем современное состояние вопроса, или в лучшем случае - приведены преимущественно инновации начала 2000-х гг., относящиеся к периоду возникновения новых культурно-досуговых структур, при этом, как правило, выполнен анализ и описание инноваций на примере одного учреждения культуры, хотя в современном досуговедении имеются подходы к классификации сферы культуры и входящих в ее состав культурных индустрий (подотраслей) сферы культуры с их различными представителями [16, с. 72 – 76; 22, с. 25-26, 42; 23, с.11-16; 25].
Структуру индустрии памяти составляют такие социокультурные институты, как музеи, архивы, библиотеки, клубы; выставочную индустрию - выставки, галереи (хотя в то же время выставки и галереи могут быть представителями индустрии памяти) ; в индустрии шоу-бизнеса занимают свою нишу театры, клубы, еvеnt-агентства, концертные залы; в индустрии рекреации – санатории, профилактории, курорты, пансионаты, Дома и базы отдыха, пляжи, парки, сады и частично культурно-развлекательные и торгово-развлекательные центры (однако парки образуют самостоятельную подотрасль); в индустрии спорта, гостеприимства и туризма – гостиницы, стадионы, спортивные комплексы, Дворцы спорта, плавательные бассейны, горнолыжные базы, туристические фирмы и агентств и др.; в индустрии питания - рестораны, кафе, бары, пабы, используемые для широкого круга населения, а также отдыхающих из индустрии спорта и гостеприимства, индустрии развлечений - культурно-развлекательные центры и комплексы, торгово-развлекательные центры и т.д. Вместе с тем данные индустрии «пронизываются» такими разновидностями и направлениями СКД, как культурно-досуговый, культурно-просветительный, культурно-образовательный параметры. Осмысление данных взаимосвязей необходимо в силу того, что главная задача СКС и входящих в ее инфраструктуру учреждений культуры (социокультурных институтов) – заинтересовать ее клиентов (посетителей, пользователей, абонентов, зрителей), содействовать повышению их уровня работоспособности, настроения, досуговой квалификации, созданию обстановки максимальной адаптации к условиям жизни общества, направленные на выявление и поддержку творчества вопреки всем насущным проблемам. Этому способствует использование культуротворческих, рекреативных, социально-защитных, реабилитационных технологии, через которые реализуются инновации [15, с. 428 – 445, 452 – 470].
В каждой подотрасли имеются проблемы и направления, которые необходимо представить в обновленном свете (в дальнейшем в журнале планируется подготовка очередных публикаций автора данной статьи по всем «культурным цепочкам»). Несмотря на их разнообразную деятельность, нужен единый в знаменателе и одновременно- нестандартный подход к развитию каждой составляющей из них. умение увидеть новое неожиданное в, казалось бы, привычном. При проявляющемся научном интересе к теме, практически отсутствуют источники, в которых должен проявиться комплексный подход к проявлению инноваций во многих отраслях сферы культуры, а также к обобщению прогрессивного опыта. Известно, что многие технолого-производственные процессы осуществляются по стандартной традиционной методике, необходимо детализировать в них тонкости, чтобы внести свежую струю в теорию и практику разработки, внедрения, распространения новшества.
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции развитие инноваций становится приоритетным направлением не только для технических, но и социальных наук, в сфере культурных услуг от учреждений культуры и искусства требуется особая предприимчивость, изобретательность, находчивость, оригинальность в решении социально-культурных проблем, нестандартный почерк работы. Значительно повышается роль менеджера работать в динамично развивающейся сфере, в выборе и ускоренном внедрении инноваций, в умелом применении инновационного менеджмента, выступающего в качестве «особой организационно-управленческой деятельности, обеспечивающей развитие сферы культуры и ее подотраслей путем использования инноваций» [14, с.311]. Если до середины 1990-х гг. инновации внедрялись в сфере культуры вяло, например, в театрах оказывались в основном такие традиционные услуги, как прокат биноклей и наушников; в ресторанах и кафе бронировались столики и заказывались для удобства клиента такси, в кинотеатрах перед началом сеанса иногда проводились лекции, вопросами организации и проведения мероприятий занимались государственные учреждения культуры, и чаще всего они проводились силами родственников и друзей [8], то ныне картина значительно изменилась, благодаря максимальному и рациональному использованию инновационного потенциала, который означает способность и готовность организации для осуществления конкретной инновационной деятельности [14, с. 311]. Считаем, что инновационный потенциал - это еще и возможность для выполнения поставленной цели.
Организационно-управленческие и экономические аспекты деятельности менеджера СКС, связанные с привлечением внимания потенциальных и состоявшихся клиентов, дополняются педагогическими аспектами. К ним можно отнести личный пример менеджера, его всемерную заботу о посетителе и степени доступности услуг для клиента, содержание сценариев, постановок, культурных программ, акций, передающих основную идею, цель, задачи выбора того или иного мероприятия в любой социально-культурной индустрии и ее конкретной технологической цепочке.
Цепочка шоу-бизнеса. Наиболее интенсивно современные инновации наблюдаются на примере театров, где стремятся к обновленной репертуарной политике: ставятся спектакли с намеренно разделенным залом специальной перегородкой , чтобы зрители, сидящие в каждой зоне, смогли увидеть только часть спектакля и пришли неоднократно для просмотра пропущенных частей (театр АРТиШОК, Казахстан). Ряд театров осуществляют постановки нехарактерных для них жанров спектаклей: например, Государственный Академический театр оперы и балета им. Абая (Казахстан) наряду с традиционным репертуаром ввел жанр оперетты; подобную инициативу проявляют московские театры [20].
Значительно улучшены материально-технические условия досугопроведения для владельцев автомобилей в Государственном Академическом русском театре драмы им. М. Лермонтова: во время спектакля они спокойно познают и развлекаются, так как их транспорт находится на специальной автостоянке возле театра; этот опыт созвучен с инициативой российских театров гг. Перми, Самары, Ярославля, которые в результате проведения маркетинговых исследований применяют методы инновационного менеджмента и передают заявки в центральную городскую диспетчерскую, зрители гарантированно обеспечиваются автобусами заказанных маршрутов [16, с. 274]. Наряду с традиционным информированием в буклетах о составе действующих лиц и исполнителей в конкретном спектакле, театром применен интересный прием: перед началом спектакля непосредственно на занавесе высвечиваются данные сведения, артисты появляются перед зрителями в освещенных лучезарных кругах, которые подчеркивают их индивидуальность в исполнении роли.
Руководство Государственного Академического театра оперы и балета имени Абая стремится максимально увеличить функциональные возможности помещения с целью расширить показ камерного репертуара и собрать его любителей – зрителей по интересам, например, в фойе второго этажа организуются вечер вокальной и инструментальной музыки, вечер камерной музыки.
С целью улучшения обслуживания и восприятия языка трансляции спектакля в зрительных залах установлено несколько экранов с титрами на государственном (казахском) и русском языках, аналогичное языковое сопровождение практикуется в Государственном Академическом русском театре драмы им. М. Лермонтова:
Учтены финансовые аспекты проведения представления : в интересах посетителей в Государственном Академическом русском театре драмы им. М. Лермонтова предлагаются также услуги по бронированию билетов, введена система поощрения покупателя в зависимости от количества купленных билетов для коллективных посещений; разрешается при содействии Акимата г. Алматы и Совета ветеранов бесплатное посещение пенсионерами отдельных спектаклей в Государственном Академическом театре оперы и балета имени Абая, Государственном театре драмы им. М.Ауезова.
В Интернете выражена мысль о возможности информирования публики о театральном репертуаре через сотовые телефоны [20]. Дополним, что подобные услуги возможны через социальные сети, блоги, чаты, скайпы, персональные сайты. Эксперты прогнозируют появление театров нового формата, которые будут использовать специальный комплекс оборудования для создания проекционных и голографических декораций, включающий имитацию природных погодных явлений, специальную пленку для преломления светового потока, проекторы высокого разрешения и звукового сопровождения и т.д.[10].
В деятельности концертного зала Государственной филармонии им. Жамбыла применяются сервисные и материально-технические ресурсы: периодически проводятся бесплатные концерты, посвященные Наурызу и другим государственным праздникам Республики Казахстан с участием Государственного симфонического оркестра, любезно предоставляется база для проведения других благотворительных мероприятий. Например, посольство Турции организовало концерт с участием ведущих артистов страны с фуршетом, после окончания концерта артисты собственноручно продавали диски с записями исполненных произведений с дарственной надписью. Посещения отдельных мероприятий возможны при условии предварительной регистрации в кассе. В концертных залах Национальной консерватории им. Курмангазы периодически проводятся бесплатные отчетные творческие выступления студентов и лауреатов международных конкурсов, исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах (габой, фортепиано, скрипка, виолончель, кларнет), в конце марта 2018 г. состоялась целая серия творческих выступлений.
Важную роль в функционировании учреждений культуры занимает сочетание технического и рекламно-информационного обеспечения: например, Центр культурных инноваций «Дом Скрябина» (Россия) представляет собой мультимедийный комплекс, включающий концертный зал и выставки, с афишей мероприятий и планом размещения данного центра [17].
Инновационный менеджмент предусматривает внедрение различных форм и структур социально-культурной деятельности в культурно-досуговую практику различных учреждений культуры и искусства. Так, в Камерном театре (г. Воронеж) проводятся лекции по актуальным произведениям XX века, на них выступают театральные критики [13]; театральный центр «Инновация» (г. Москва) работает над постоянным обновлением репертуара по проекту «Творческой лаборатории» и задумывается о создании других инновационных структур [4; 30].
Клубы, входящие в цепочку шоу-бизнеса, отличаются не только по типологии (дворовые, семейные, фольклорные, киноклубы, бильярд-клубы, спортклубы, фитнес-клубы и др.), но и по сочетанию инновационного содержания комплексных форм работы, с технической оснащенностью. Клубы Курской области (Россия) организуют конкурсы - импровизации «Мой новый образ», авангардный мастер-класс «Гостья из будущего», дефиле «Все дело в шляпе», а также Интернет-конкурс «Виртуальный мир» [2, с. 4]. В Курской области проводится также чествование семей – победителей жизненных невзгод, сценарий предусматривает момент, когда каждая семья рассказывает свою жизненную историю и наиболее курьезные случаи из семейного «архива», отвечает на вопросы юмористической викторины, в их адрес звучат музыкальные поздравления творческих коллективов (хор «С песней по жизни», студия эстрадной песни «Время». Ансамбль «Родные напевы»), мероприятия для людей старшего возраста сопровождаются видеорядом, мероприятия для эрудитов – интеллектуальными онлайн-викторинами [21]. В Республике Казахстан выделяется инновационным подходом интеллектуальный клуб «Что, где, когда?», который проводит сезонные мероприятия.
Ныне редко кого можно удивить наличием стационарных Интернет-клубов (компьютерных клубов), и редкостью является работа Интернет-клубов, Интернет - сообществ, находящихся в системе виртуальной реальности, т.е. в невидимом, но воображаемом пространстве. Для клубов важен эффект не только коллективных обсуждений, но и коллективных дел (совместное плетение соломки, выжигание по дереву, приемы шитья и вязания, лепка изделий из глины и т.д.), непосредственное ощущение и влияние данного мастерства, особые способы передачи и восприятия передового опыта. Несмотря на достигнутые успехи человеческой цивилизации в прямой трансляции, телемостах, на наш взгляд, данный эффект реализуется не полностью, необходимы особые информационные технологии, что перекликается с тенденцией в организации и проведении evеnt - мероприятий.
В кинотеатрах еще 5-7 лет назад инновации сводились к совмещению кинозалов, оборудованных одной аппаратной, размещении кинотеатров в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ), использованию определенного количества кинопроекторов для эффективного восприятия изображения [3], В настоящее время профессионалы рекомендуют обратить внимание на тенденции в уменьшении размеров и увеличении количества тематических залов, продолжительности времени показа сеанса 2 раза в неделю, появлении он-лайн-кинотеатров, организации мероприятия «Ночь кино» [27]. В соответствии с новыми нормами в кинотеатре «Арман» (Казахстан) функционируют несколько залов с определенным цветовым оттенком (красным, синим, оранжевым, зеленым), предназначенными для отражения тематики сеанса, его выбором по вкусу и в зависимости от возрастной предназначенности, а также экспонируются различные инсталляции типа знака хозяина года.
Evеnt –агентства разрабатывают и предлагают посетителям на сценических площадках вновь прожить свою жизнь еще более интересно и разнообразно, для этого нужно пройти через зоны – этапы своей жизни, вспомнить удачное и реализовать то, что не удалось ранее в жизни, или получилось со слабым эффектом. Оригинальность мероприятия заключается также в том, что одним из условий является участие играющих в сооружении необходимого интерьера. Непривычным является сценарий, разработанный одним из частных еvент-агентств (Казахстан, г. Алматы): в ресторане создается домашняя обстановка и своеобразное воспроизводство родственных связей: гостей встречают и приветствуют «хозяйки или хозяева дома», исполняющие социальные роли матери, тещи, свахи, мужа, отца, при этом так называемое жилище отделено легкими ширмами и перегородками, чтобы происходящее было только достоянием и атрибутом «дома» и его «обитателей», и посторонние не смогли на него смотреть и смущать присутствующих.
Специалисты по организации и проведению шоу-бизнеса (в частности, в плане проведения evеnt - мероприятий считают, что будущее – не только за традиционным принципом «вдохновлять, общаться», но и за новой миссией - «испытать опыт полного погружения», который может быть достигнут с целью сокращения дистанции между зрителем и сценой при помощи применения множества веб-камер, интернет-проводов, прямой трансляции спектаклей в мировые кинотеатры, и трансляций, совершаемых непосредственно участниками мероприятий, что является на сегодняшний день «сверхновинкой» [5].
Индустрия питания органично сочетается с другими культурными учреждениями и часто функционирует либо на их базе, либо сотрудничает с ними на своей базе. Для привлечения посетителей современным ресторанам и кафе в странах дальнего зарубежья рекомендуется применять необычные методы демонстрации (кухня-витрина для приготовления пищи, в этом случае клиент может воочию убедиться в качестве приготовления своего заказа; электронное меню, бесплатный wi-fi, с помощью которого посетитель в ожидании заказа может поработать, проверить свою электронную почту, ознакомиться с новостями или пообщаться со своими друзьями в сети Интернет; электронный лист ожидания, электронное сообщение на цифровых панелях о готовности заказанного столика и выполненного заказа на блюдо, различные цифровые приложения и планшеты для сотрудников ресторана в целях отслеживания служебной информации) [8]. В качестве дополнительного сервиса предлагается устраивать дни открытой кухни или мастер-классы в рабочем режиме.
Не отстают от ресторанов в плане инноваций и современные кафе, необычным для них является интеллектуальная направленность и разнообразие в работе. Например, в Тюменской области (Россия) планируется функционирование летнего интеллектуального кафе нового формата «Networking-кафе», чья деятельность будет осуществляться под эгидой летней резиденции «Школы инновационного мышления», в рамках которого предусматривается проведение различных форм социально-культурной деятельности (интеллектуальные турниры, лекции на многопрофильные темы, встречи, мастер-классы, практические семинары, а также мероприятия с участием международных и российских экспертов, молодых предпринимателей, потенциальных инвесторов. Участие в них бесплатное, но для этого нужно пройти предварительную регистрацию. В числе данных услуг предусматривается получение дополнительной информации о мероприятиях «Неделя инноваций»[ 11] . В г. Алматы (Казахстан) на протяжении нескольких лет в кафе Coffeedeelia наряду с традиционным обслуживанием клиентам предлагалось принять участие в мастер-классах по прическам, проведении интеллектуальных бесед, показе моды и ее обсуждении. В последнее время получают распространение передвижные и так называемые малокомплектные кафе («кафе-вагончики», «кафе на колесах», фудтраки различного типа: кофейни - мороженое, кондитерские, гриль-бары, традиционные фастфуды, пиццерии, пивоварни), особенно приемлемые при организации крупных городских культурно-массовых мероприятий и семейного времяпровождения. Для проведения мероприятий на разных культурных базах (ресторанах, кафе, помещениях, арендуемых event-агентствами), используются новые технологии, которые на сегодняшний день пока считаются фантастическими (электронное оборудование, включающее 3D- сканеры и принтеры, проекционные сенсорные панели, видео с охватом 360 градусов) [9].
Особенности инновационного менеджмента в сфере культуры наглядно проявляются в создании соответствующих специализированных структур необычного формата, где тесно переплетается деятельность представителей из разных культурных цепочек. Данные аргументы позволяют сформулировать понятие «инновационная политика в сфере культуры», заключающаяся в комплексе актуальных мер, предпринимаемых различными социокультурными институтами (единичными или цепочными) по разработке, внедрению, поддержке организационно-управленческих, сервисных, материально-технических, финансовых, интеллектуальных инноваций во внешней и внутренней отраслевой среде. Универсальность приведенных инноваций неоспорима, они рассчитаны на разную аудиторию - людей разных возрастов, интересов, вкусов, увлечений, состоятельности. Целесообразно организовать профессиональный консалтинг для специалистов сферы культуры, которые занимаются подготовкой и проведением различных видов мероприятий (в том числе корпоративных), с выгодным обменом «ноу-хау». Социум и разнообразные формы социально-культурной деятельности служат основным фундаментом, который объединяет гигантскую разнородную культурную индустрию. Благодаря инновациям, в недалеком будущем высокоразвитая культурная инфраструктура будет настолько совершенной и технически приближенной, что многие предпочтут отдыхать [дома.
Список литературы:
- Большой экономический словарь / авт.- сост. А.Б.Борисов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2010. – 860 с.
- Большой энциклопедический словарь [гл.ред. А.М.Прохоров]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1456 с.: ил.
- Ганго В.Н, Дмитриенко А.Ю. Тенденции развития кинотеатров на постсоветском пространстве / ЭБС «Лань» [18964736. URL: e-library (дата обращения: 02.03.2018 ).
- Голяков А. Инновация в театре: зачем и какой ценой? URL: https://www.if24.ru/innovatsiya-v-teatre/ (дата обращения: 05.03.2018 )
- Давыдова М. Как event – индустрия будет использовать технологии в ближайшем будущем. URL: https://eventmarket.ru/innovatsii-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-budushhego/ (дата обращения – 01.03.2018 )
- Дворкина М. Я. «Новое» как характеристика библиотечно-информационной деятельности // Библиотековедение. – 2017. – Т.66, №5. – С.496 – 502.
- Джампеисова К.К. :Индустрия развлечений: учеб. пособие. – Алматы: Экономика, 2013. – 309 с.
- Инновации в ресторанном бизнесе и кафе. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/innovacii-restoran.htm; URL: https://joinposter.com/post/restaurant-business-trends-2017 ; URL: https://geektimes.ru/company/jowi/blog/267832/; (дата обращения: 10.03.2018 )
- Инновации. Современное состояние и тенденции будущего. URL: https://eventmarket.ru/ (дата обращения: 05.03.2018 )
- Инновационный театр проекции. URL: http://dptc.ru/projects/theater-of-projection / (дата обращения: 06.03.2018 )
- Неделя инноваций откроется лекцией в новом кафе. URL: https://admtyumen.ru/; URL: www.innoweek.ru (дата обращения: 09.03.18)
- Калинкова Н. Жаждой творчества озарены пути к победе // Клуб. – 2017. - №10. – С.4-5.
- Карась А. Инновации театральной сферы в Камерном театре. URL: http://voronezh-room.ru/innovacii-teatralnoj-sfery-v-kamernom-teatre-28179/ (дата обращения: 10.03.2018 )
- Качанова Н.Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.: Профессия, 2003. – 318 с.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
- Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. – 370 с.
- Концертные залы, event-агентства. URL:http://www.belcantofund.com; URL:https://rb.ru/opinion/event-2 /(дата обращения: 20.02.2018 )
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: около 25000 слов и словосочетаний. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 2001. – 856 с.
- Лихвар В.Д., Подольская Е.А., .Погорелый Д.Е. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 411 с.: ил.
- Образцов С.А., Султрекова И.В. .Маркетинговое исследование в сфере театральных услуг / ЭБС «Лань». 25777953_96541726. URL: e-library (дата обращения 22.02.2018)
- Перепелица В. Человек крепок духом // Клуб. – 2017. - №12. – С. 16; Перепелица В. «Чистый мир» // Клуб. 2017. - №11. – С.12-13; Перепелица В. Жизнь прожить – не поле перейти // Клуб. – 2017. - С.10-11.
- Ратманова С.Б. Ключевые направления в развитии современной индустрии развлечений // Культура, язык, литература в современной парадигме: коллективная монография. – Алматы: Алматинский филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2017. – С. 23 -44. (отд – С.25-26,42).
- Ратманова С.Б., Нурманова Г.Н. Теория и практика развития социокультурной сферы. – Алматы: КазНИИКИ, 2005. – 144 с.
- Система управления столиками: от пластиковых табличек до современных цифровых приложений. URL: https://joinposter.com/post/ (дата обращения 28.02.2018 )
- Стальная В.А. Вопросы классификации в индустрии развлечений. URL:http: // :www..cl[n.ru (дата обращения: 27.02.2018 )
- Толковый словарь иноязычных слов: Около 25000 слов и словосочетаний. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 2001 . – 856 с.
- Форум маркетологов. URL: http://marketopedia.ru/forum/topic_164 (дата обращения : 19.02.2018 )
- Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов: монография. – М.: Закон и право, 2009. – 159 с.
- Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – 478 с.
- URL:http://m.moscow.101teatr.ru/teatralnii_tsentr_innovatsiya (дата обращения: 10.03.2018)
Оставить комментарий