Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 6(82)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Караманова Г., Аллабергенов Н. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЕВ КАРАКАЛПАКСТАНА // Инновации в науке: научный журнал. – № 6(82). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2018. – С. 29-31.

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЕВ КАРАКАЛПАКСТАНА

Караманова Гулистан

канд. ист. наук, доц.  Каракалпакский государственный университет,

Узбекистан, г. Нукус

Аллабергенов Нурбек

студент отделения истории факультета «Истории и права», Каракалпакский государственный университет,

Узбекистан, г. Нукус

Народы, жившие на территории Узбекистана, в том числе Каракалпакстана, издревле создавали и бережно хранили известные всему миру материальные и духовные ценности – памятники архитектуры, произведения искусства, предметы ремесла, бесценные рукописи и письмена.

Музеи играют не только просветительную роль, но и активно способствуют воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, гуманизма, гордости за великих предков, внесших огромный вклад в развитие мировой цивилизации.

Бывший Государственный краеведческий музей Республики Каракалпакстан, ныне Государственный музей истории и культуры Республики Каракалпакстан, относится к числу старейших научно - просветительских учреждений не только в Приаралье, но и в Средней Азии. Как свидетельствуют архивные источники, в 1929 году в городе Турткуле – бывшей столице республики был организован краеведческий музей и 16 мая того же года открылась его первая выставка [7, с. 6]. В создании и организации работы музея в начальный период активное участие принимали выпускники Московского университета Н.А.Баскаков, Н.В.Торчинская и молодой каракалпакский ученый, впоследствии доктор филологических наук, профессор Каллы Аимбетов. В дальнейшем фонды музея пополнялись в результате проведенных этнографических экспедиций, археологических раскопок во главе с такими крупными учеными, как Мельков, Морозова, С.П.Толстов, Т.Жданко и другие, а также проводимой большой работой коллектива музея.

В 1944 году в связи с наводнением в Турткуле музей был переведен в город Нукус – новую столицу Каракалпакстана.

Каждый отдел музея представляет собой отдельный неповторимый мир. Большой интерес у посетителей вызывают диорамы о животном и растительном мире «Устюрт», «Кызылкум», «Аральское море», «Лес».

Отображающие древнюю историю родного края экспонаты размешены в отделе археологии, в котором представлены находки почти из 200 археологических памятников и древних курганов республики. Археологические памятники эпохи палеолита были обнаружены на плато Устюрт в районе впадины Барсакельмес. Это – группы местонахождений Есен Каракудук, мезолитические местонахождения известны на территории Приаралья на плато Устюрт и в пустыне Кызылкум. К мезолитическим памятникам относятся такие памятники, как Есен-3, Чурук-12, Айдабол, Джарынкудук.

Макеты крепостей «Тупрак калъа», «Койкирилган калъа», изделия домашнего обихода, орудия труда свидетельствуют о жизни людей древних эпох. Мраморная капитель, найденная в горах Султан Увайс на территории Берунийского района, изготовлена в ІV-V веках до н.э., и несомненно, привлекает особое внимание посетителей музея [6, с. 36].

Центральное место в разделе экспозиции музея, посвященной каракалпакской одежде занимает «кок-койлек» - синее платье.

Орнаментированное синее платье в конце ХІХ начале ХХ века каракалпачки одевали во всех торжественных случаях, а иногда также в будни, выполняя домашнюю работу. Название орнаментации синего платья «узор кольчуги» наводит на мысль о том, что в украшении «кок-койлек» нашли отклик традиции древнего наряда воительниц, воспетых в каракалпакском народом эпосе «Сорок девушек». Ряды орнаментальных полос из ромбовидных фигур на груди действительно отдаленно напоминают панцирь, кольчугу. Надо думать, что в украшении синего платья «кок-койлек» отразились народные обряды, религиозные художественные традиции разного времени и происхождения.

Каракалпакский «кок-койлек» не имеет аналогии у народов Средней Азии и Казахстана [2, с. 55].

Радует глаз нежность ювелирных изделий, такими как хайкель, онирмоншак, айшык, туйме, аребек, серьги, браслеты и кольца, оправленными драгоценными камнями сердолик, бирюза, кораллы. Ювелирам также заказывали отделку головных уборов невест (саукеле). Саукеле представляет собой плотную, круглую, с наушниками шапку, богато украшенную металлическими узорными бляхами с подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом, коралловыми.

В 2007 году музей стал победителем в номинации «Музей, образцово хранящий культурные ценности», в 2008 году представлял выставку «Он бармагы онерли каракалпагым» и творческие работы юных ремесленников на фестивале, посвященном 2200-летию города Ташкента, и был награжден «Почетной грамотой». За специальную выставку, организованную для участников республиканских соревнований «Баркамол авлод», музею в качестве подарка был преподнесен оригинал поздравления Президента Республики Узбекистан участникам соревнований [7, с. 6].

Одной из ярчайших достопримечательностей Узбекистана является Государственный музей Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого в городе Нукусе, основанный в 1966 году.

В музее действует постоянная выставка щедевров мирового искусства. Все экспонаты на ней созданы в мастерской при Лувре. (Недаром называют музея «Сокровищем Лувра в Нукусе»). В музей они попали благодаря основателю музея И.В.Савицкому. Ранее они принадлежали извес­т­ному французскому художнику – авангардисту Фернану Леже. После его смерти, его вдова Надежда Леже передала России часть коллекции слепков и репродукции мировых щедевров.

В 1975 году И.В.Савицкого пригласили в Москву, и он отобрал 79 вещей, представлявших искусство «всех времен и народов». Экспозицию открывают памятники IV-III тыс. до н.э., созданные на территории Шумера [4].

В залах музея можно увидеть ранние работы А.Волкова и У.Тансикбаевой, полотна П.Бенькова и З.Ковалевской – известных мастеров-импрес­сионистов, проживавших в Узбекистане[1, с. 32].

Некоторые экспонаты музея были представлены на выставках в Швейцарии, Франции и Италии. Музей вошел в число объектов туристического маршрута «Золотое кольцо Хорезма», организованного совместно с ЮНЕСКО. Он признан одним из самых посещаемых музеев Узбекистана в 2011 году, награжден дипломом Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан в категории «Музей, привлекший внимание туристов». В 2014 году всемирно известный сайт с аудиторией более 250 млн. пользователей TripAdvisor упоминал музей имени И.В.Савицкого и выпускал соответствующий Сертификат качества, что подтверждает его значимость в сфере мирового туризма. В мае 2015 года, музей снова признан лучшим музеем в Узбекистане.

Супружеская пара Ричардсонов из Великобритании прибыла в Нукус весной 1997 года. Они стали частыми гостями Каракалпакского государственного музея искусств имени И.В.Савицкого. Большой интерес у них вызвали сложные и самобытные орнаментальные узоры, густо покрывающие поверхность не только декоративных элементов юрты или традиционной женской одежды, но также различные бытовые предметы, такие, как каршины, шанаши, керги, шыныкапы и другие.

Каракалпакская юрта своим убранством и красотой резко отличается от жилищ других народов. Принадлежности юрты ак баскур, кызылбаскур, жанбау, аякбау, керги, каршын, коржын и различные паласы вводят нас в глубь веков.

Ак баскур в переводе означает «белый главный пояс» - это длинный (до 12-13 м) и широкий (40-50 см) пояс [3, с. 28]. Установка ак баскура производится таким образом, чтобы его нижний край стыковался с верхним краем Кызыл баскур – это широкий (60-70 см) тканый безворсовый узорный пояс из окрашенной в красный цвет хлопчатобумажной основы с довольно плотным орнаментом из черной нити. Дословно Кызыл баскур означает «красный пояс».

Каршын – ковровая сумка, предназначалась для хранения одежды. Керги – ковровый мешок, его назначения в быту хранение посуды. Жанбау - узкая полоса хлопчатобумажной ткани и шерсти для украшения входа в юрту снаружи. Шыныкап - кожаные футляры для чайника и пиал, украшенные узорами, тиснением на коже.

За последние 10 лет Дэвид и Сью Ричардсоны объехали нашу республику вдоль и поперек, не пропустив ни одного аула, где они встречались с местными жителями, собирали этнографические информации. В Оксфорде провели презентацию, где знакомили англичан с культурой и историей каракалпаков. Они даже создали в Интернете свой веб-сайт, целиком посвященный истории и культуре каракалпакского народа. Однажды они получили сообщение от некоего каракалпака, ныне живущего в Турции. Оказывается, в годы первой мировой войны его прадеды из Средней Азии переехали в Азербайджан, потом в Турцию. Таким образом, Ричардсоны помогли ему узнать свою историческую родину.

Многие всемирно известные эксперты позитивно откликались о нашем музее. Приведем несколько цитат: «Не вызывает сомнений, что фонды Нукусского музея являют собой одну из наиболее представительных и разнообразных коллекций … искусства XX столетия» (Джон Боулт, профессор университета Южной Калифорнии, США); «Я считаю, что коллекция Савицкого является самым значительным в мире собранием… искусства периода 1920-1940-х годов. Нет сомнений, что по мере того, как она будет получать все большую известность, это станет основой для пересмотра истории… искусства» (Шарлотта Дуглас, заведующая кафедрой Нью-Йоркского университета); «Ваша коллекция просто ошеломляет – даже после Лувра, Британского музея, галереи Тейта, Эрмитажа, большинства крупнейших американских музеев и Русского музея» (А.Верди Фарманфармаян, Рутгерский университет); «Экспонирование хотя бы части коллекции Савицкого вызовет сенсацию. Это даст возможность любителям искусства впервые увидеть художественную панораму, которая представляет собой некий заповедник, созданный за рамками классического авангарда…» (Доктор Ааге А.Хансен-Леве, профессор Мюнхенского университета) [5].

Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов собственноручно записал в книге отзывов посетителей следующие слова, которые ныне украшают вход в музей: «Сколько бы каракалпакский народ ни гордился таким неповторимым и чудесным музеем, он этого заслуживает».

В апреле 2017 года во время государственного визита Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева в Россию была организована выставка «Сокровища Нукуса». В экспозиции представлены более 250 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого. Выставлена впервые покинувшая Нукус картина Евгения Лысенко "Бык", которая стала символом музея.

В годы независимости в Каракалпакстане были организованы ряд новых музеев. В 1998 году был организован Дом-музей Амета и Айимхан Шамуратовых в городе Нукусе. Шамуратов Амет (1912-1953) – видный каракалпакский писатель, переводчик, общественный и государственный деятель. Айимхан Шамуратова (1917-1993) является одной из первых каракалпакских артисток, с детства мечтавшей о театральной карьере и воплотившей свою мечту на сцене театра музыки и драмы имени Бердаха. За долгую сценическую жизнь, она сыграла более 100 ролей в пьесах каракалпакских, казахских, русских и узбекских драматургов.

Вся экспозиция Дома-музея построена на основе личных вещей супругов, материалов богатого архива актрисы: фотографий, книг, документов, портретов, концертных атрибутов, свидетельствующих об их совместном пути.

В 1997 году, в связи с 170-летним юбилеем каракалпакского поэта-мыслителя Бердаха, было решено создать музей имени Бердаха. В 1998 году при Каракалпакском государственном университете было построено здание музея. Общая площадь музея 1,26 кв.м. и представляет собой трехэтажное здание с одним большим и шестью малыми куполами. Автором является известный в республике архитектор, лауреат государственной премии имени Бердаха Орынбай Торениязов. Музей был открыт 1 марта 2002 года и украшает город своей оригинальной архитектурой. В музее выставлены экспозиции, показывающие историю, этнографию и культуру каракалпаков. Особый интерес у посетителей вызывает зал рукописей, где хранятся письменные памятники на арабском, персидском и тюркском языках, сохранившиеся до наших дней. В будущем музей имеет надежды стать центром по реставрации, консервации и изучению письменных памятников в Каракалпакстане, тем самым вобрав в себя и функцию научно-познавательную.

Благодаря уделяемому особому вниманию развитию сферы, все более возрастает роль музеев в проведении научных, фундаментальных, инновационных, практических исследований, обогащении знаний молодежи по истории, социально-гуманитарным предметам.

2018 год в Узбекистане был объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инно­ва­ционных идей и технологий. Для дальнейшего совершенствования деятельности музеев требуется осуществить ряд инновационных предложений: вводить новые инновационные технологии в экспозицию музеев Каракалпакстана для привлечения посетителей, например аудиегид. А также разработать виртуальную версию музеев для планшетов и Iphone.

 

Список литературы:

  1. Бабаназарова М. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого // Мозийдан садо. – Тошкент, 1999. – №1-2 (01). – С. 32.
  2. Государственный краеведческий музей Каракалпакстана (путеводитель). – Нукус, 1992. – С. 55.
  3. Камалова Г. Гөззал үлке. – Нөкис, 1986. – Б. 28.
  4. Новицкий И. Сокровища Лувра в Нукусе // Вести Каракалпакстана. 7 февраля 2012 г. – №12.
  5. Новицкий И. Нукусская коллекция глазами экспертов // Вести Каракалпакстана. 21 февраля 2012 г. – №16 (17692).
  6. Нурабуллаева С. Хранилище истории нашего края // Мозийдан садо. – Тошкент, 2009. – №1 (41).
  7. Үлкемиз тарийхының ғәзийнеханасы. – Нукус, 2004.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.