Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(100)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Вардикова М.И. ОБРАЗЫ ПТИЦ-ДЕВУШЕК В КУЛЬТУРЕ ШОТЛАНДСКИХ ГЭЛОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 14(100). URL: https://sibac.info/journal/student/100/174905 (дата обращения: 24.11.2024).

ОБРАЗЫ ПТИЦ-ДЕВУШЕК В КУЛЬТУРЕ ШОТЛАНДСКИХ ГЭЛОВ

Вардикова Мария Ивановна

студент 4 курса, гуманитарно- технического факультета Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ессентуки

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются обычаи и традиции Англии. Дано понятие о ее жителях. Рассматриваются разные традиции и обычаи требования, которых придерживается население.

 

Ключевые слова: птицы, обычаи, Шотландия, фольклор, предсказание судьбы.

 

ГЭЛЫ - кельтский народ, этническая группа в составе ирландцев и шотландцев, коренное население Ирландии, Шотландии и острова Мэн.

Проживают на западном побережье Ирландии, в северо-западной Шотландии, на Гебридских островах (Великобритания) и острове Мэн; значительное гэльское население в городах Шотландии (Глазго, Инвернесс и др.). Численность в Великобритании Гэлов-ирландцев 95 тысяч человек, Гэлов-шотландцев - 90 тысяч человек. Живут также в Канаде, США, Австралии. Говорят на ирландском языке и гэльском языке, распространён также английский язык. Верующие в Ирландии в основном католики, в Шотландии - в основном пресвитериане.

Родина Гэлов - Ирландия. Гэлы создали алфавитное огамическое письмо, выдающиеся произведения литературы, музыки [основные инструменты - арфа, волынка], архитектуры, скульптуры, живописи (особенно книжная миниатюра; наиболее знаменито Келлское Евангелие), прикладного искусства.

Основные традиционные занятия Гэлов - отгонное скотоводство, земледелие, рыболовство, охота. Традиционное жилище - каменное, сухой кладки, расположенными в ряд под одной кровлей, крытой вереском; очаг располагался в центре или у боковой стены. Отличительная черта традиционной одежды шотландских Гэлов - шерстяная клетчатая ткань, мужские складчатые юбки, женские юбки и шали. Запрещённая британским правительством в 1746 году, гэльская одежда к концу XVIII века была принята в качестве формы шотландских полков британской армии и стала восприниматься как национальная одежда шотландцев.

Фольклорные жанры - рассказы о «малом народце» (сидах), живущем в холмах, о Финне и др., исполняемые профессиональными сказителями, сказки, баллады, любовные песни, заговоры, благословения и проклятия. Гэльские танцевальные мелодии охраняются в рамках популярного стиля «фолк» в который входят скрипка, волынка, продольная оловянная флейта, большой бубен без подвесок.

С образом каждой птицы в гэльском фольклоре связан устойчивый набор представлений и верований. Некоторые из этих представлений являются общими для многих индоевропейских культур; другие же характерны только для данного региона. В статье рассматриваются образы птиц, которые ассоциируются в гэльской культуре с девушками и женщинами.

Образы птиц занимают важное место в культуре шотландских гэлов. Видовое разнообразие птиц региона Горной Шотландии и Островов велико. Возможно, с этим фактом связана приоритетная роль образов птиц над другими образами гэльского фольклора. В текстах упоминается более 50 видов птиц; за большинством из них закреплен определенный набор устоявшихся представлений и верований.

Для гэлов представления о птицах как о вестниках и посредниках между мирами. Принадлежа миру земному, птицы воспринимаются как гости из мира иного из-за недоступной для других живых существ способности летать. Из античных источников нам известно, что многие гадательные практики древних ирландцев — предков современных гэлов Ирландии и Шотландии, а также жителей острова Мэн — были связаны с птицами. Важным было количество птиц, а также то, какие это были птицы. В сборниках гэльского фольклора середины — конца XIX в. содержатся приметы, трактующие в качестве дурного или доброго знака количество пролетевших мимо птиц того или иного вида. Кроме этих факторов также важно, в какое время суток пролетали мимо крылатые вестники.

Птицы также имеют прямое отношение к музыке — важной для гэлов стороне жизни. Мелодичность пения одних птиц и резкие крики других являются важнейшим критерием в оценке образа птицы, в том, какую роль она играет в культуре и жизни сообщества. Например, крики чибиса воспринимаются как печальные; птица пророчит печаль тем, над кем закричит. Резкие крики черноголового чекана считаются проклятием; от человека, над которым он прокричит, отворачивается удача. Птицы оповещают нас, когда наступит весна, каким будет лето, какого ждать урожая. Пытаясь повлиять на погоду, гэлы подражают той птице, за криком которой следует желаемое природное явление.

Запретов на причинение вреда птицам в гэльском сообществе очень много. Часть из них связана с клановой символикой: многие птицы являются символами тех или иных кланов, и убийство сво- ей клановой птицы рассматривается как большое нарушение, последствия которого могут сказаться как на самом нарушителе (вольном или невольном), так и на всем клане. Другая часть запретов связана с этическими нормами, предписывающими не причинять вред женщине, и касается тех птиц, образы которых в народном мышлении носят ярко выраженный “женский” характер. В гэльском языке названия этих птиц относятся к женскому роду (тогда как само слово eun (птица) — к мужскому).

Лебедь (eala) — любимая птица гэлов. Отношение гэлов к этой птице в целом очень нежное и жалостливое. В некоторых регионах лебедей считают заколдованными девушками, во многих регионах охота на них запрещена, и убийство лебедя является строгим запретом, гейсом. Увидеть лебедя считается уже добрым знаком. Исцеливший лебедя человек получает благословение. Так, рассказывают историю о женщине, нашедшей раненого лебедя. Она согрела и накормила замерзающую птицу, перевязала ей раны. Как только лебедь начал поправляться, выздоровел и ребенок этой женщины, который был тяжело болен. Благодарная мать сочинила об этом колыбельную, которую пела своему выздоравливающему ребенку. В тексте этой колыбельной подробно описано положение, в которое попала птица; лебедя называют “дама в беде”.

Часто с лебедем в беде ассоциирует себя в песне женщина. В этом случае песня композиционно распадается на две части: в первой описана раненая птица, а во второй — страдающая женщина. Пытаясь исцелиться от раны в ноге, произносили заговор женщина подражает крику и позе лебедя.

Звукоподражания, передающие крики лебедей, встречаются в колыбельных, где образ лебедя выполняет функцию, схожую с русским образом “гулюшек”. Ритмичное и негромкое воркование голубей считалось русскими походящим для убаюкивания малыша, поэтому образ голубя встречается в колыбельных наиболее часто. Пение лебедей называют “сладким”; их голоса “журчат”. Лебедь называют птицей св. Колума Килле, любимого святого Шотландии. В песнях поется о том, как он нашел раненую лебедь и та отвечала на его расспросы, что прилетела из самой Ирландии, и ранил ее легендарный герой Финн Маккул. Св. Колумба исцеляет птицу именем Христа и завещает, что отныне своим пением “Госпожа волны, Госпожа потока, Госпожа музыки” будет славить Христа.

В том же тексте сообщается, что лебедь обладает ath-sheallaidh (двойным зрением, т.е. ясновидением). Лебедь в гэльской культуре — птица не просто певчая, но еще и вещая. Именно поэтому так важно для Колума Килле, чтобы она “вещала” о Христе. Можно предположить, что до принятия христианства лебедя использовали в обрядах, связанных с предсказанием судьбы. Словом spideag (соловей) называют юных девушек, особенно худеньких, намекая на их хрупкость и беззащитность.

Соловьем Девы Марии (spideag-Muire) называют малиновку. Эта птица считается священной главным образом потому, что она маленькая и беззащитная. Ее называют “курочкой Небесной Госпожи”; на того, кто разорил ее гнездо, насылают “десять проклятий”. Она входит в список птиц и животных, обижать которых грешно. Представители традиционного общества запоминают этот список с детства в виде стихов и песенок, поэтому этот образ, как и образ лебеди, часто встречается в детском фольклоре.

Образ кукушки (сuthag) являлся важной составной частью весенней обрядности. С этой птицей связано множество примет, по которым судили о наступлении весны, погоде лета и урожайности года. Период, следующий за четвертой неделей марта, называют gla- sadh na cuthaige (побелкой кукушки), потому что в это время часто бывают утренние заморозки. Это также период “ожидания кукушки”, потому что “в апреле кукушка чистит клюв, в мае поет дни напролет, в июне меняет песню, в июле готовится улетать. Август пришел — и ее уже нет”.

Вместе с тем болотную фиалку — цветок, который применялся в магических обрядах разного рода, — называли “кукушкиным цветком”. Болотную фиалку применяли в любовной магии, при родах и для улучшения надоя скота, т.е. использовалась она женщинами и девушками17. Кукушкой называли также кудрявую и хрупкую девушку — cho clomhach ris a’ chuthaig (пушистая, как кукушка). В некоторых местностях кукушкой именовали также глупую женщину. Поведение черной вороны (feannag) считается гэлами глупым. В гэльской культуре ворон — носитель древней мудрости, вещая, пророческая птица.

Чайку (faoileag) гэлы недолюбливают. Резкие крики и суетливость этой птицы кажутся им недостойным поведением, а пестрое оперение они считают неряшливым. Когда желают похвалить ребенка, говорят, что он “не пестрый, как морская чайка”, и его поведение более достойно. Образ чайки также встречается в народных приметах: она пророчит шторм, что не добавляет любви к этой птице.

Итак, на наш взгляд, неслучайно, что образы данных птиц, обозначаемых словами, относящимися к грамматическому женскому роду в гэльском языке, представлены в культуре именно как женские образы. Некоторых относят к женскому полу по схожести поведения или деталей внешнего облика. Более интересным кажется соотнесение образа птицы с образом женщины из-за мелодичности пения и способности предсказывать будущее, что мы наблюдаем в случае с образами лебеди, певчего дрозда, соловья, малиновки и кукушки. В гэльской культуре именно женщина наделена способностью предсказывать судьбу. Возможно, поэтому образы вещих птиц функционируют в культуре как женские/девичьи образы.

 

Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. Т. 1—3. М., 2004.
  2. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М., 1980.
  3. Пиготт С. Друиды. Поэты, ученые, прорицатели. М., 2005.
  4. Carmina Gadelica / By A. Carmichael. Vol. 1—5. Edinburgh, 1900—1954.
  5. Chambers R. Popular Rhymes of Scotland. L.; Edinburgh, 1870.
  6. Dwelly E. Faclair Gàidhlig gu Beurla le Dealbhan // The Illustrated [Scottish] Gaelic-English Dictionary. 10th ed. Edinburgh, 1911.
  7. Newton M. A Handbook of the Scottish Gaelic

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.