Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ БАТИКА
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению проблемы развития художественного вкуса у учащихся средствами декоративно–прикладного искусства на примере батика. В работе дается определение понятия «художественный вкус», обосновываются возможности росписи по ткани или батика как одного из видов декоративно-прикладного искусства, для развития данного качества у подростков. В работе указываются основные методы развития художественного вкуса у подростков средствами декоративно- прикладного искусства: метод анализа художественного произведения, упражнения, метод создания творческой работы (индивидуальное создание фрагментов на состояния природы, различные упражнения, непосредственно связанные с декоративно-прикладным искусством).
Ключевые слова: художественный вкус, искусство, художественно-эстетическое воспитание личности, художественная образованность, художественно- творческая деятельность.
Постановка проблемы. Актуальной проблемой современности является воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения. В современном мире, когда интернет и виртуальные художественные выставки становятся одним из главных способов слежения за изменениями в изобразительном искусстве. Когда появляется возможность любого человека выставлять в пространство интернета свои работы, иногда очень низкого качества, когда работы профессиональных художников и любителей находятся в одной плоскости, очень трудно отличить «зерно от плевел».
Влияние телевиденья, компьютерных игр, интернета, в частности «YouTube» и других видов развлечений, воспитывающих в обществе «клиповое мышление», все это приводит к растерянности, что есть «хорошее искусство, что есть «кич». И как воспитывать художественный вкус у школьников, если довольно часто некоторые странички в интернете навязывают свои мнения о откровенно низкопробных работах «около-художников». Такие действия пиар-ходов лишают зрителя критического мышления и в большинстве случаев «подталкивает» к необходимому выбору, при этом ограничивая их кругозор. В связи с обозначенной проблемой, необходимо развивать у учащихся «художественный вкус» различными видами искусства.
Изложение основного материала исследования. Проблема развития художественного вкуса занимает важное место в современном образовании. Данное понятие рассматривается учеными с различных точек зрения смежных наук искусству, таких как философия, психология, литература, история, эстетика и педагогика. Например, в словаре по эстетике, понятие имеет следующее значение: «Вкус художественный - это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства». Обращаясь к известному русскому поэту Г.Р. Державину, можно обнаружить подлинный панегирик вкуса как главного средства познания красоты и оценке всех вещей: «Вкус есть судья и показатель приличия, утонченности, тот, что провозглашает в рассуждении чувств – красоту, а в рассуждении ума истину». «Художественный вкус» по философскому словарю - определяется, как вырабатываемая общественной практикой способность эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное от безобразного, отвратительного. А вот словарь мировой художественной культуры, утверждает, что вкус охарактеризован уже как «способность человека к критическому суждению, пониманию и эстетической оценке явлений жизни». Таким образом, переход от эмоционально-эстетического содержания к разумно-критическому является то, что художественный вкус рассматривается, как способность индивида оценивать произведения искусства на основании имеющихся у него знаний об искусстве и его представлений о художественном совершенстве. Важно отметить, что основой формирования художественного вкуса является, как практический, так и теоретический опыт общения с художественными ценностями. Немало важным аспектом, в понимании что есть художественный вкус человека, по национальной исторической энциклопедии, считается, что обладание художественным вкусом помогает человеку отличить художественные произведения от суррогата и искусство от китча.
Исходя из выше сказанного, можно определить структуру художественного вкуса: художественное восприятие, понимание и осмысление художественного произведения, развитие эстетической потребности и интереса к художественному творчества проявление в конкретных факторах. На основании этой структуры мы определили критерии уровня развития художественного вкуса учащихся в общеобразовательной школе, связанные с уровнем развития каждого из компонентов художественного вкуса:
- проявления художественного и эстетического восприятия,
- нравственно-эстетических качеств личности,
- интереса к искусству и занятиям изобразительным искусством,
- художественных способностей, знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства,
- творческого проявления способностей -креативности.
Проблема формирования художественного вкуса, основывается на опытах психологов, философов и педагогов, занимающихся данной проблемой, и то что, практика изобразительной деятельности выступает важным фактором, способным позитивно влиять на формирование навыков учеников к художественному созданию произведений изобразительного искусства.
Развитие художественного вкуса у учащихся общеобразовательной школы представляет собой увлекательный процесс, который можно реализовать в рамках различных учебных предметов, в том числе и через изобразительное искусство.
Изобразительное искусство не только приносит удовольствие от творческого процесса, но и расширяет его кругозор, а так же, развивает у детей эмоциональную сферу, обогащает их умы знаниями из смежных наук, таких как история, философия и многие другие, без этого всего развитие художественного вкуса невозможно. Одним из важных средств развития художественного вкуса является, декоративно-прикладное искусство, а именно роспись по ткани или техника батик, которая позволяет на уроках изо воспитывать художественный вкус у школьников.
При организации творческой деятельности, направленной на развитие художественного вкуса у учащихся на уроках изобразительного искусства, целесообразно использовать метод анализа художественного произведения, а также упражнения направленные на практическое освоение техники батик, а так же задания на рефлексию. Так, например, ученикам на уроке изобразительного искусства сначала можно предложить проанализировать художественные произведения в технике батик, а, затем выполнить эскиз под данную технику, аналогично проанализировав его и напоследок провести рефлексию, ответив на ряд наводящих вопросов, оценить свою работу и другого ученика.
Для того чтобы ученик смог проанализировать художественное произведения, выполненное в технике батик, его необходимо научить правильному восприятию художественного произведения и его анализу, безусловно данные умения должны базироваться на знаниях об изобразительном искусстве, то есть понимание того как строится композиция, какие средства выразительности и для чего может использовать художник, а так же, уметь определять настроение художественного произведения. В данном случает отлично подходит анализ произведений в технике батик, педагог предоставляет три работы, которые обладают различными уровнями исполнения (высоким, средним и низким) где учащийся, в процессе анализа, определяет выше сказанные пункты, опираясь на знания об изобразительном искусств. Для более успешного выполнения задания и его понимания, педагог может проанализировать другие художественные произведения в технике батик. А также, важно, перед проведением данного задания освежить в памяти учащихся знания о художественной выразительности, композиционные и цветовые особенности построения работы. Следовательно, педагог подробно вместе с учениками раскрывает, такие понятие «средства художественной выразительности», «композиция» их виды и особенности.
Выводы. Таким образом, в основе развития художественного вкуса лежат две формы эстетической деятельности – восприятие изобразительного искусства и создание художественно-творческой работы (композиции в технике батик). Основными методами развития данного качества являются метод анализа художественного произведения при его восприятии, а также метод упражнения и метод создания творческой работы.
Список литературы:
- Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1974. – 159 с.
- Определение элементов содержания методики развития художественного вкуса учащихся на занятиях по декоративно- прикладному искусству: статья / Давалева Д.А- М.:
- «Анализ концепция возникновения понятия художественный вкус: статья / Бирюков.М.Ю. Вестник КГУ, ВАК, 2016
- Эстетика: словарь / под лбщ. Ред А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
- Анализ и интерпретация произведения искусства: учебное пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. / под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.
- «Философский словарь», М., 1963
- Грушневицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М. 2001
Оставить комментарий