Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(104)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТИ СВОБОДЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА
REALIZING THE VALUE OF FREEDOM IN THE INTERNET SPACE
Aleksandr Baranov
student, Samara State Technical University,
Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается вопрос реализации ценности свободы в пространстве интернета. Находясь в режиме самоизоляции, многие увидели, что одним из часто используемых видов связи являются информационные технологии, в частности интернет, который в данной ситуации с особой силой притягивает к себе внимание, открывая все больше возможностей для пользователей. Выбору правильного пути реализации ценности свободы в информационном пространстве посвящена статья.
ABSTRACT
This article addresses the issue of realizing the value of freedom in the space of the Internet. Being in the isolation mode, many saw that one of the most commonly used types of communication is information technology, in particular the Internet, which in this situation attracts attention with particular force, opening up more and more opportunities for users. The article is devoted to choosing the right way to realize the value of freedom in the information space.
Ключевые слова: свобода; человек; ценность; выбор.
Keywords: freedom; person; value; choice.
Свобода – одна из важнейших ценностей человека. Различают свободу как осознанную необходимость, свободу выбора и самореализации, гражданские свободы, свободу мысли, воли, совести, слова, свободу вероисповедания, свободу деятельности. Интернет является уникальной средой, поскольку во всемирной паутине можно реализовывать все эти типы свобод. Любой пользователь может наглядно убедиться в том, что ценность свободы уже воплощена в киберпространстве. Как распорядиться этой свободой? Окунуться с головой, освободившись от внешней зависимости, или нравственно и духовно развиваться?
Для человека нет строгих норм поведения в Интернете, соответственно, он свободен во всем. Безграничная свобода во всемирной паутине является следствием того, что Интернет, как совокупность информационных ресурсов неподконтролен никому: никакой-либо организации, государству или лицу. В 1996 году Джоном Перри Барлоу была создана «Декларация независимости киберпространства», в которой заявлялось: «…Мы творим мир, где кто угодно и где угодно может высказывать свои мнения…» [1]. В начале XX века подобные мысли уже высказывались. «…Все дозволено и ничто не имеет значения» [4, с. 121-122], - писал Альберт Камю, настаивая на таком понимании свободы воли. Действительно, в огромном информационном пространстве, в первую очередь, обращает на себя внимание неограниченная свобода пользователей. Анонимность позволяет человеку не отвечать за свои слова, умело пряча свое присутствие в пространстве за масками, через которые невозможно разглядеть лиц. Всем сторонникам такой точки зрения можно напомнить о работах Ж.Ж. Руссо, в которых он высказывался против представлений об абсолютной свободе человека. Он утверждал, что полная свобода невозможна, поскольку ее ограничивает самое его существование [3, с. 83].
«Мы творим мир, в который могут войти все без привилегий и дискриминации, независимо от цвета кожи, экономической или военной мощи и места рождения», - конкретизирует автор Декларации. [1] Свобода не может не предполагать равенства людей, и именно в Интернете эта идея реализуется лучше всего: изначально все, кто имеет доступ к всемирной паутине, равны и лишь по-разному используют свой внутренний потенциал и свободу действий и приходят в результате своей деятельности к разным итогам.
И все же, свободен ли человек в действительности в Сети? Если свободен, то от чего или для чего? «Свобода от…» предполагает освобождение от внешней зависимости, и у многих, особенно подростков, ассоциируется с лозунгом «что хочу, то и делаю», который на самом деле удовлетворяет обыденно-житейские желания и приводит, в лучшем случае, к «ничегонеделанию», в худшем - к безнравственным поступкам.
Те же пользователи Интернета, кто выбирает «свободу для…», осознанно принимают решения в пользу своего интеллектуального и духовного развития, выбирая перспективу повышения уровня самоорганизации и самоопределения. Только данное решение человек может принять при условии, если внутри него есть «императивы морали и нравственности» [2, с. 302].
Выбор между «негативной свободой» и «позитивной свободой» - это серьезное испытание для человека, особенно когда при этом ему дается свобода воли. Следует прислушаться к словам французского философа Рене Майо, который писал: «Право на информацию ничем не отличается от других прав: его содержание должно определяться исходя из реальных потребностей – при условии, разумеется, что под потребностью понимается не удовлетворение интересов или пристрастий, а становление личности» [5]. Именно это двойственное начало свободы как особой ценности заложено в Интернете и притягивает всех пользователей. Свобода как жизненная ценность является стержнем жизни и может быть реализована, с одной стороны, как универсальная возможность творить, действовать, совершенствоваться, так и, с другой стороны, оправданием возможности бездействовать, разрушать, деградировать. Поэтому необходимо, выбирая путь реализации ценности свободы в информационном пространстве, отчетливо представлять ту меру свободы, которая не принесет зла другим, свои интересы соотносить со свободой других людей.
Список литературы:
- Барлоу Д.П. Декларация независимости киберпространства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dnn.ru/indep.htm (дата обращения: 25.03.2020).
- Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. / В.С. Барулин. - 3-е. изд. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 560 с.
- Гололоб Г. Свобода воли: все «за» и «против» // Богословские размышления: Евро-Азиатский журнал богословия. – 2008. - № 9. – С. 71 – 88.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / А. Камю. – М.: Политиздат, 1990. – 414 с.
- Майо Рене. Информация как двигатель свободомыслия // Курьер Юнеско. – 2018. - № 4.
Оставить комментарий