Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(105)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. На этот возраст приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, В.В. Давыдов) [2]. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина) [3].
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием побуждает к активной творческой деятельности по созданию своих композиций с использованием элементов росписи. Рассматривая изделия, украшенные росписью, учащиеся испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, загадочных и сказочных мотивов. У детей появляется желание самим научиться украшать изделия [4]. Кроме того, занятия росписью формируют у учащихся такие качества как внимательность, усидчивость, аккуратность, уверенность в движении руки, что важно в младшем школьном возрасте.
Анализ опыта педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства показал, что чаще всего учащихся младших классов знакомят с росписями, в которых используются чистые цвета, присутствуют четкие контуры элементов, узоры в полосе. То есть те элементы росписи, которые понятны и которым детей можно достаточно легко и быстро научить, повторяя за учителем. А дальше у учащихся появляется возможность фантазировать и проявлять свои творческие способности, составляя расписные композиции.
Борецкая роспись – одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская.
Борецкой росписью расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода. Традиционная борецкая роспись выполняется в ярких, но, вместе с тем, натуральных цветах – оранжевом, красном, вишневом, золотисто-желтом, насыщенно-зеленом, белом.
Основные элементы росписи представлены в таблице 1. Примеры элементов росписи приводятся из книги Л. А. Изместьевой «Борецкая роспись» [5].
Перечисленные выше особенности младшего школьного возраста мы взяли за основу при разработке методики обучения учащихся одному из видов художественной росписи – «Борецкая роспись».
Многие педагоги отмечают, что ознакомление с народными росписями вызывает у детей интерес к творчеству, эстетическое наслаждение и побуждает их к творческой деятельности по созданию своих композиций с использованием элементов росписей.
Таблица 1
Основные элементы борецкой росписи
Название элемента |
Изображение элемента |
Ленточный орнамент |
|
Трилистники |
|
Борецкие тюльпаны |
Для знакомства с росписями Северной Двины, а именно с борецкой росписью нами было разработано 4 занятия, одно из которых является теоретическим и три занятия предполагают практику. В рамках теории была подготовлена информация о возникновении и особенностях борецкой росписи. Особое внимание было уделено историческому центру зарождения росписи, учащиеся познакомились с известными мастерами. Для выявления отличительных особенностей росписи от других росписей Северной Двины, внимание учащихся было обращено на основные цвета росписи, элементы и их символику. Практическая часть состоит из трех занятий. Изучение различных мастер-классов по видам росписей позволили нам выявить еще одну особенность при обучении росписям младших школьников – использование не гуаши, а акварельных красок. Кроме того, некоторые педагоги предлагают вначале делать оживку, а затем заливать элемент цветом и в этом случае акварельная краска не перекрывает черный контур элементов росписи. Учащиеся получают качественный результат. Этот опыт мы использовали и в своей разработке.
Первое практическое занятие. Знакомство с элементами борецкой росписи. Практическая работа этого занятия заключалась в выполнении творческого задания с применением основных элементов борецкой росписи. Учащиеся выполняли ленточный орнамент (орнамент в полосе), трилистники и борецкий тюльпан. Занятие было адаптировано под особенности младшего школьного возраста. Элементы борецкой росписи выполнялись в следующей последовательности: разметка элементов на листе формата А4 и указание названий элементов; прорисовывание контуров элементов росписи простым карандашом; оживка черной капиллярной ручкой; замалевок акварельными красками. Как видно из описания, нами намеренно была изменена последовательность последних двух этапов выполнения элементов росписи. Этот прием учащимся понравился, и они с интересом учились выполнять основные элементы борецкой росписи, сразу получая хороший результат.
Второе практическое занятие направлено на изучение борецких птиц, их видов и особенностей. Учащиеся выполнили рисунок трех различных видов борецких птиц: кукушки, тетерева и райской птицы. Одной из задач этого занятия стала возможность самостоятельного выбора цветовой гаммы борецких птиц, что способствует развитию творческого мышления учащихся младшего школьного возраста. Учащиеся успешно справились с поставленной творческой задачей. Борецкие птицы у каждого ученика получились разными и интересными.
Третье практическое занятие включало в себя также теоретический блок и практическую работу над рисунком главного символа росписи Древа жизни. В качестве закрепления изученного материала и домашнего задания учащимся необходимо было выполнить самостоятельно поздравительную открытку в стиле борецкой росписи. Учащиеся отлично усвоили материал практического занятия и успешно справились с домашним заданием.
Подводя итог, можно отметить, что учащиеся младшего школьного возраста справились с поставленными на занятиях задачами. Предложенные теоретические и практические занятия способствуют формированию внимательности в работе, активизации конкретных мыслительных операций у младших школьников: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. Также приобщение учащихся к народным росписям формирует интерес к истории своей родины, любовь к природе и способность познавать мир через творчество.
Список литературы:
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.
- Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности, 1997 – 9 с.
- В.С. Мухина, Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. – 456 с.
- Корчагина-Мокеева А.Г. Народные росписи в процессе приобщения детей к эстетическим ценностям // Журнал научных публикаций. Дискуссия. 2011. №9 (17). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-rospisi-v-protsesse-priobscheniya-detey-k-esteticheskim-tsennostyam/viewer
- Изместьева Л. А. Борецкая роспись. Архангельск 1994. [Электронный ресурс] URL: https://www.booksite.ru/fulltext/boreckaya/text.pdf
Оставить комментарий