Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА К.В. ЛЕМОХА
История русского искусства отражает бурную историю страны. Одним из ярких этапов развития изобразительного искусства является создание во второй половине XIX века Товарищества передвижных художественных выставок. Участников этой организации неофициально называли «передвижниками». У многих творчество передвижников ассоциируется с именами таких великих художников, как И. Н. Крамской, В. Г. Перов, А. Н. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Ф. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан.
О Бунте четырнадцати, а тем более о товариществе передвижников слышали многие, но не каждому из них знакомо имя не менее известного в тот период художника, одного из участников бунта и организатора Товарищества передвижных художественных выставок, жанрового живописца К.В. Лемоха. Его жизнь была богата разнообразными событиями, а судьба, равно как и его искусство, противоречива и поэтому интересна.
Передвижники, к числу которых относился К.В. Лемох, мечтали своим искусством служить народу, по их мнению, живопись должна быть правдивой, отражать реалии народной жизни, демонстрировать нелегкую ношу бедняков, призывать к справедливости. Именно поэтому центральное место в творчестве К.В. Лемоха занимала крестьянская тема. Как отмечает Корнилова «он никогда не поднимался до обличения действительности, при этом его уважали передвижники. Он не отличался плодовитостью, но в той узкой теме жанровой живописи, которую он для себя избрал, ему почти не было равных…» [4, с.7-8]. И вправду, хотя Лемох и принадлежал к движению передвижников, его живопись не была характерна для общей критической направленности товарищества, и эта особенность неотвратимо вызывает исследовательский интерес. Чтобы выяснить, в чём конкретно проявляется его нехарактерность для эстетики критического реализма передвижников, необходимо подвергнуть формально-стилистическому анализу характерные для почерка мастера работы, дабы выявить стилистические особенности его творчества.
Свое творчество К.В. Лемох посвятил бытовому жанру. Он любил изображать трогательные эпизоды крестьянской жизни и простых людей. В узкой теме жанровой живописи, которую он для себя избрал, ему не было равных. Участие К.В. Лемоха в организации и жизни Товарищества неоднозначно. С одной стороны, он соблюдал правила, которые сформировала организация, с другой, что касается манеры исполнения, он не подражал ей. Его работы с картинами передвижников объединяет выбор тем, идеология, общая направленность, заключающаяся в обращении к жизни крестьянства, и русского народа. Ведущим стилем в творчестве передвижников был реализм.
Стиль написания картин К. Лемохом разные искусствоведы определяют по-разному. Ведь он, находясь в товариществе передвижничества, и, следовательно, был реалистом, на деле занимался в своих работах идеализированным воспеванием крестьянской жизни. Не прибегая к изобличению проблем феодального строя. Исследователи Лемоха трактовали его творчество по-разному. К примеру, Климов в своей работе «Живопись и музейно-выставочная жизнь» описывает творчество художника так: «Лемох, подвизавшийся при дворе в качестве учителя рисования, в 1880–1890-е годы успешно осваивал жанр миниатюрного портрета и эволюционировал далее в сторону академического натурализма, приправленного сентиментальным чувством» [3, с. 226]. Даже здесь прослеживается, странное словосочетание «академический натурализм», с чем это связано? Ведь это отсылает нас и к академизму, и к реализму передвижников, а точнее к его ответвлению – натурализму. А также к романтизму, а если быть вернее, к его переходной форме - бидермейеру. Причина такого феномена в искусстве, связанна с неоднородностью, с которой встретились художники, когда одни живописные течения сменялись другими. Связано это с переходом академизма в романтизм, романтизма в реализм.
По мнению С.А. Экштута, «передвижники не образовали стилистического единства» [5, с 110] - выбивается и Лемох. Картины Лемоха трудно вписываются в концепцию реализма, которая была характерна для работ передвижников. Хоть все картины К. В. Лемоха написаны в похожей на реалистическую манеру, в отличие от передвижников, которые стремились жестко и критично изобразить действительность, художник, напротив, идеализировал, поэтизировал реальность. В своих картинах Лемох обращался к конкретным явлениям современной жизни, проявлял особый интерес к отображению обстановки, места действия, детальному описанию персонажей. Но изображение деталей не являлось самоцелью, а служило раскрытию смысла происходящего, включаясь в образный строй картины. В своих картинах К.В. Лемох показывает умиротворенный, безмятежный мир маленького человека с его эмоциями и переживаниями.Одной из подобных картин является «Лето. С поздравлениями».
Рисунок 1. «Лето. С поздравлениями» (1890)
Картина изображает крестьянских детей, которые пришли поздравить городских господ, приехавших летом на дачу. Именно дети являются композиционным центром картины. Мы можем наблюдать тщательно прописанные детали интерьера, что очень характерно для художника, а также для стиля реализм и бидермейер, в целом: цветы, одежда, ключ в замочной скважине двери, лица детей. Пейзаж также помогает раскрытию настроения картины. Всё пропитано атмосферой уюта и жизнерадостной повседневности, свойственной стилю бидермейер изображения быта. Не лишена картина и фрагментов, отсылающих нас к реалистической манере изображения. Незначительные детали, немного выбивающаяся из общей идиллии, порванное красное платье девочки на первом плане, общая босоногость детворы, затёртость грязной одежды. Подобные частности мало того, что могут быть элементом критики от художника, но и соответствует рвению реалистов к изображению обычных людей в достоверной обстановке со всеми объективными минусами и плюсами. С другой стороны, момент идеализации всё же побеждает. Лица и фигуры детей сглажены, невыразительны, более обобщены, мягко написаны, но мы всё равно улавливаем их настроение и выражение лиц. Игра тёплых и холодных тонов придаёт картине звонкость.
Своими картинами К. В. Лемоху удается погрузить зрителя не только в радужную атмосферу жизни крестьянских детей, но и в не веселую обстановку реального быта. Таким примером жанровой сценки из жизни крестьян может служить работа «Где болтались».
Рисунок 2. «Где болтались» (1897)
Главными персонажами картины являются дети. Первым, что бросается в глаза зрителю – это фигура женщины на первом плане в необычном для академической и даже реалистической манере, ракурсе. Она повёрнута спиной к зрителю, что является стилистической особенностью романтизма. Но, в отличие от романтических персонажей, мечтательно смотрящих вдаль, здесь у нас обычная русская изба. Композиция подчинена принципу диалога, диалога между женщиной, и детьми. Художник выделяет главных персонажей светом, цветом, более детальной проработкой, эмоциональной напряжённостью. Лица детей выхвачены более ярким светом, детально проработаны. В одежде много оттенков красного цвета, что сразу приковывает к ним внимание. У каждого ребёнка свой эмоциональный оттенок переживаемого момента. Художник очень профессионально даёт «развитие» каждого цвета в формате холста. Композиция картины уравновешенная. Через тонкое сочетание цветовой палитры художнику удалось создать сюжет, который не вызывает страха, а наполняет картину добротой и сочувствием.
К. Лемох любил рисовать детей, но некоторые эпизоды его творчества напоминают нам о том, что художник был связан с товариществом передвижников. Живя в Санкт-Петербурге, городскую жизнь он знал очень хорошо, причём на разных социальных ступенях. Он стремился правдиво изображать жизнь тех людей, которые становились жертвами существующего порядка, особенно пагубно отражавшегося на детских судьбах. Ярким примером этого служит картина «Молодые картёжники».
Рисунок 3. «Молодые картёжники» (до 1910)
Именно в этой картине мы видим заметный контраст с изображением детей на картине «Лето. C поздравлением». Здесь дети выглядят измученными, потрёпанными, немытыми, но всё ещё остаются детьми. В этом прослеживается влияние критического реализма, проблема народа, рабского труда, из-за которого приходится работать даже детям.
Критический реализм возрастает в картине «Пьяный муж».
Рисунок 4. «Пьяный муж» (1894)
Вот тут как нигде демонстрируется бедность крестьянской жизни, свойственным творчеству Кирилла Лемоха приёмом – показ внутреннего состояния крестьянства через домашнюю обстановку.Кирилл Лемох вновь пользуется художественным приёмом помещать центральный символ в центр картины. Здесь перед нами предстает русская печь, наверное, самый явный символ деревенской жизни в России. Помещение в центр картины печи подтверждает нашу догадку о том, что такое происходит в каждой русской избе. Бедная обстановка в доме, сломанные главой семьи вещи, трясущиеся от страха жена, сын и дочь, спрятавшаяся за юбкой матери, потому что боится оказаться рядом с пьяным отцом. В этом мы видим конкретное проявления критического реализма в творчестве Лемоха. Художник через демонстрацию обычных бытовых сцен из жизни крестьян показывает зрителю, как им тяжело и трудно живётся и каким непосильным трудом заниматься, чтобы просто жить, и к чему несчастье от этой рабской жизни приводят.
Самой же показательной картиной, демонстрирующей стиль Кирилла Лемоха, можно назвать «Крестьянский дворик».
Рисунок 5. «Крестьянский дворик» (1874)
Несмотря на то, что она была написана раньше остальных из анализируемых произведений, в ней уже на тот момент проявились те приёмы и общая направленность живописца, которая будет прослеживаться на протяжении всего его творческого пути. В центре композиции изображён ребёнок уже в знакомом для нас ярко-красном сарафане, он повернут лицом к зрителю, что вновь отсылает нас к интересным ракурсам картин, связанных со стилем романтизма. Центральной эту фигуру делает необычный свет, мгновенно приковывающий взгляд зрителя к себе. Он выполнен в очень несвойственном искусству 19-го века стиле. По крайне мере, аналогов ему не смогли обнаружить ни в живописи передвижников-реалистов, ни у академистов, ни у художников-романтиков, современников Лемоха. Разве что, колорит сцены похож на картину Ф. Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме», мастера светотени. Композиции романтизма выстроена таким образом, что предполагает выделение центрального персонажа с помощью различных художественных средств. Главный герой сцены, наделяется, отличной от других персонажей, пластикой, позой, приковывающей внимания зрителя с первых минут, в этот ряд входит и выделяющая одежда, и тот факт, что персонаж полотна, первый или единственный на кого падают луч солнца, что также выделяет его фигуру, но уже с помощью света. Также уместна некоторая идеализация образа, которая совсем не характерна для реалистичной живописи. Свет и цвет картины, за исключением света с потолка, который видно из-за дырявой крыши, напротив выдержаны в реалистических тонах с должной проработкой объёмов, с чётким рисунком и вниманием к деталям.
При этом Кирилл Лемох изображает крестьянскую жизнь, тихую размеренную, какой она может быть. Никакой критики и облечения, свойственные критическому реализму, лишь небольшая постановочная зарисовка из сельской идиллии. Вместе с тем, общая обстановка сарая, говорит нам о том, что эта идиллия зачастую иллюзорная, и через внимание к деталям, свойственные стилю бидермейера, Кирилл Лемох, как и на картинах «Где болтались?» и «Лето. С поздравлениями» будто бы намеренно пытается уколоть зрителя, заставить его осмотреть картину полностью, и понять, в каких же на самом деле условиях живут герои его картин. В этой неоднозначности и смешений стилей есть особенность творчества данного художника и этой картины, в частности.
Картины К. В. Лемоха объективно освещают действительность его эпохи, заставляют задуматься над происходящим, сострадать тем, кто несчастен и обездолен. И в тоже время в его работах находят место сюжеты, отражающие обычные человеческие радости. Лемох всецело следует традиции бидермейера, не пренебрегая реалистической манерой запечатления героев картины. Лемох в своём творчестве, превосходно используя все наработки и удачные решения, взятые из всех стилей XIX века, создал новое, для российского изобразительного искусства сочетание, совмещающие в себе бытовой жанр с его достоверностью, абстрагируясь от демонстрации конфликта общества и отдельно взятого персонажа, и стилем реализмом, с его педантичным построением деталей. Вместе с тем, мы видим в его работах тенденцию к уходу во внутрь, к корням, и обращение ккажущейся беззаботности идеализированной крестьянской жизни. В этом прослеживаются черты бидермейера в его творчестве.
От бидермейера в творчестве Лемоха: трактовка быта через призму миросозерцания сентиментализма, использование приглушенных тонов, пастельных красок, контрастная светотень, идеализация быта обычного человека, техническая скрупулезности и внимание к деталям, небольшой формат картин, строго выстроенная перспектива.
От реализма, в свою очередь, в творчестве Лемоха: дух историзма, витающего в воздухе, подбор цветов и реалистичный свет, появляющийся непосредственно в местах, куда подает луч солнца и исчезающий в тёмных углах помещения, народность, склонность к критике устоев монархизма, изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
Все эти особенности, характерные только для данного периода, позволяют сделать вывод о том, что стилистическая направленность в картинах Лемоха довольно спорна, но формально-стилистический анализ подтвердил, что хоть художник редко прибегает к критическому реализму: «Пьяный муж», «Картёжники», и пользуется приёмами академизма и романтизма, но всё же творчество Лемоха больше тяготеет к эстетике стиля бидермейера. Яркими примерами этого может служить картины «Лето. C поздравлением», «Варька», «Где болтались? », «Дети у пианино», «Крестьянский дворик». Его полотна являются порождением локального слияния разных методов, подходов, течений, философий, оно синтезирует в себе всё из них. Такое эклектичное взаимодействие является характерным для изобразительного искусства в России конца XIX – начала XX века.
Творчество Лемоха служит ярким примером того, как художники, в поисках нового стиля, плавно, пользуясь наработками предыдущих мастеров, переходят в совершенно иную, отличную от них, манеру отображения, окружающего нас мира.
Список литературы:
- Академия художеств. История повседневности в воспоминаниях и изображениях современников. XIX – начало XX в. / Сост.: Е. Н. Литовченко, Л. С. Полякова. – Санкт-Петербург: Ист. илл., 2013. – 319 с.
- Бытовая живопись передвижников / под ред. В.А. Пушкарева – Москва : Искусство, 1972. – 80 с.
- История русского искусства. Искусство 1880–1890-х годов / ред. С. К. Лащенко – Т. 17–Москва: Гос. ин-т искусствознания – 2014. – 724 с.
- Карнилова. И. Кирилл ВикентьевичЛемох / И. Карнилова // Лампада. – 2005. – № 43. – С. 7–8.
- Экштут, С. А. Шайка передвижников. История одного творческого союза / С. А. Экштут– Москва : Дрофа, 2008 – 464 с.
Оставить комментарий