Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Лахина Н.С., Белоус О.В. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДРАМЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 21(107). URL: https://sibac.info/journal/student/107/182830 (дата обращения: 30.11.2024).

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДРАМЕ

Лахина Наталья Станиславовна

студент, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, Армавирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Армавир

Белоус Ольга Валерьевна

канд.псих. наук, доц., кафедра социальной, специальной педагогики и психологии, Армавирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Армавир

GENERAL UNDERSTANDING OF PSYCHODRAMA

 

Natalya Lahina

student, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, Armavir state pedagogical University,

Russia, Armavir

Olga Belous

candidate of Psychological Sciences, associate professor, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, Armavir state pedagogical University,

Russia, Armavir

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье идёт речь о психодраме, как одном из направлений психотерапии. Рассматриваются основные возможности и содержание эффекта от использования данного метода.

ABSTRACT

This article is about psychodrama as one of the directions of psychotherapy. The main features and content of the effect of using this method are considered.

 

Ключевые слова: психотерапия, метод, психодрама, эмоции, личностные проблемы, роли, бессознательное.

Keywords: the psychotherapy; the method; the psychodrama; the efficiency; the emotions; personal problems; the unconscious.

 

В настоящее время психотерапия занимает важное место в работе с различными психическими нарушениями и расстройствами у человека. В рамках психотерапевтической сессии с клиентом учитываются ряд факторов, включая клинические и индивидуально-психологические, так и культурные, духовные и семейные факторы этиологии и патогенеза этих нарушений. Данный подход рассматривался М.М. Кабановым [2] как интегративный в аспекте применения различных компонентов, направленных на восстановление личности.

В психотерапии выделяется большое количество направлений, которые имеют качественные характеристики оказания воздействия на человека, его отношение к себе, своему состоянию и окружающей обстановке. Однако в основе каждого направления психотерапии, в первую очередь, лежит теория личности и система психотерапевтических воздействий.

Одним из таких направлений является психодрама. Преимущество этого метода заключается в том, что психодраматические сцены не содержат формального анализа, а дают возможность быстрее войти в объектные отношения с пациентом [7].

Психодрама - это метод психотерапии, где с помощью групповой работы клиенты совершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры для спонтанного выражения своих чувств, которые связаны с наиболее важными для клиента проблемами [1]. Данный метод был определён Якобом Леви Морено на основании игрового принципа.

Психодрама была придумана после поставленного эксперимента, который впоследствии назвали “спонтанным театром”. Изначально о таком способе Якоб Морено задумался, когда увидел, как играющие в парках Вены дети разыгрывали собственные фантазии. В ходе данного наблюдения Морено заметил, что возникает спонтанность, продуцируется креативность, начинает зарождаться истинный эмоциональный контакт, который связывает участников этой ситуации, помогающий достигнуть их творческой активности [1].

В ходе психодрамы используются вербальная и невербальная виды коммуникации. Могут инсценироваться несколько сцен, которые изображают воспоминания о каких-либо событиях прошлого, внутренние драмы, фантазии, сны, а также разыгрываются предстоящие ситуации клиента. Эти сцены могут быть максимально приближены к реальной жизненной ситуации, либо позволяют вывести наружу его внутренние ментальные процессы. Всё это проходит с использованием различных техник: обмен ролями, дублирование, техника “зеркала”, конкретизация, монолог и др.[3].

В настоящее время данное направление активно применяется при работе с отклоняющимся поведением у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции через проигрывание конфликтных или значимых ситуаций [6] . Применять его можно в виде разыгрывания известных сказок, с изменением их сюжета и окончания, а так же сказок, сочинённых самими детьми.

Этот метод также используется в реабилитации наркозависимых людей,т.к. по данным исследований они обладают высоким, но не реализующимся творческим потенциалом. Он проходит в виде организованного реквезитом пространства, где воссоздаются значимые ситуации, чтобы человек понял свою ошибку и в будущем не было таких событий [5].

Также психодраму можно использовать в рамках профориентационной работы. Человек может “примерить” на себе ту или иную профессию, посмотреть на неё изнутри.

Классическая психодрама включает в себя пять основных элементов - протагонист как главный исполнитель психодраматической сцены, который представляет всем свои проблемы; режиссёр, помогающий исследовать свои проблемы; вспомогательные “Я”, играющие роль значимых людей для протагониста или его собственного “Я”;  зрители, в качестве которых выступают члены группы, не принимающие участие в психодраматическом действии и сцена, которая служит местом осуществления этой психодрамы.

В ходе психодрамы создаётся доверительная атмосфера, в которой есть возможность проявить и решить свои проблемы и обменяться полученными эмоциями, чувствами, переживаниями, опытом.

Таким образом, психодрама представляет собой направление в психотерапии, которое позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, избавить его от комплексов, расширить возможности реакций на происходящее, способствовать более благоприятной социальной адаптации и понять то, что с ним происходит. В психодраматической ситуации человек одновременно главный герой своей драмы, её творец, а также исследователь себя и своей жизни. Проигрывая важные ситуации, человек с другой стороны осознаёт свои проблемы, новые реакции, своё отношение к событиям, ценностям. Он открывает перед собой новые возможности в построении отношений и самореализации [4].

 

Список литературы:

  1. Блатнер А. Теоретические основы психодрамы // Психодрама и совр. психотерапия. — 2003. — № 4. С. 4-14.
  2. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. М..: 1985. — 315 с.
  3. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 240 с.
  4. Кулаков С.А., Жаринов О.А. Символдрама - психодрама: интеграция подходов в ходе учебной супервизии // Психодрама и совр. психотерапия. — 2006. — № 1. С. 12-17.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. - М.: СФЕРА, 2002.—510 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.