Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(110)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Базина Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА В. ШУКШИНА «СТЕПКИНА ЛЮБОВЬ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 24(110). URL: https://sibac.info/journal/student/110/184861 (дата обращения: 01.12.2024).

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА В. ШУКШИНА «СТЕПКИНА ЛЮБОВЬ»

Базина Екатерина Александровна

магистрант, филологический факультет, Государственный социально-гуманитарный университет,

РФ, г. Коломна

Бандаренко Марина Игоревна

научный руководитель,

канд. фил. наук, доц., Государственный социально-гуманитарный университет,

РФ, г. Коломна

FEATURES OF THE USE OF THEATRICALIZATION IN LITERATURE LESSONS ON THE EXAMPLE OF STUDYING V. SHUKSHIN'S STORY " STEPKIN'S LOVE»

 

Ekaterina Bazina

master's degree in Philology, State social and humanitarian University,

Russia, Kolomna

Marina Bondarenko

PhD, associate Professor, State social and humanitarian University,

Russia, Kolomna

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности использования театрализации на уроках литературы. Приводятся данные анкетирования учащихся, подтверждающие обоснованность применения описываемой технологии. На основе полученных при анкетировании данных был составлен конспект урока по рассказу В.Шукшина «Степкина любовь». Подробный разбор этого урока приведен в данной статье.

ABSTRACT

The article discusses the features of using theatricalization in literature lessons. The article provides data from a survey of students confirming the validity of the described technology. Based on the data obtained during the survey, a lesson summary was compiled based on V. Shukshin's story "Stepkin's love". A detailed analysis of this lesson is given in this article.

 

Ключевые слова: театрализация; анализ; произведение.

Keywords: dramatization; analysis; story.

 

Современная школа все чаще обращается к тетрализации. В методических рекомендациях "Изучение литературы в школе второй ступени",  выпущенном В. В. Голубковым и М. А. Рыбниковой предлагается использовать драматизацию для анализа эпизода или целого эпического произведения [2]. Такой интерес объясняется не только широкими возможностями применения театрализации для работы над анализом эпического произведения, но и особенностями психологии ребенка и подростка, для которых подобного рода деятельность является стимулом к изучению литературы в целом.

Мы провели анкетирование среди учащихся 6-х классов, задав следующие вопросы:

1) что вы предпочитаете: читать книгу, смотреть спектакль, сами играть постановку;

2) как часто вы ходите в театр, какие театральные спектакли можете выделить;

3) какие телевизионные спектакли вам запомнились;

4) какие театральные профессии вы знаете, какую считаете самой нужной.

Ответы на первый вопрос анкеты выявляли ту деятельность, которая ближе всего детям. Второй вопрос должен был показать личностное отношение учащихся к театральному искусству. Третий вопрос был задан с целью определения зрительского опыта школьников, субъективного отношения к конкретной постановке. Последний вопрос анкеты, с одной стороны, уточнял представления учащихся о коллективной природе театра, с другой стороны, определял предпочитаемые виды театральной деятельности.

В ходе данной работы мы выяснили, что 40% обучающихся, хотели бы побыть актерами, 35% видят себя в роле зрителей и лишь 25% хотели бы просто остаться читателями. Второй вопрос, акцентировавший субъективный интерес к театральному искусству, показал, что ученики шестого класса назвали свой «поход» в театр«радостным», «веселым»,«чаще проходящим в каникулы», «ожидаемым», но очень редким событием, лишь несколько школьников смогли назвать конкретные спектакли.

Обратимся к ответам школьников на четвертый вопрос анкеты о театральных профессиях и о самой важной из них, с точки зрения учеников.

Актерская профессия была названа большинством учеников, 55 % учеников шестого класса утвердили ее в качестве самой важной. Режиссера назвали 30%, 10 % - сценариста, 5% - продюсера.

Используя полученные данные, мы начали работать над постановкой спектакля по рассказу В. Шукшина «Степкина любовь».

Первым этапом работы стало знакомство с творчеством писателя и первичный анализ рассказа. Далее было произведено деление на группы по интересам: актеры, сценаристы, режиссеры, декораторы.

Каждая группа получила как индивидуальные, так и совместные задания. Так, например, если изготовлением декораций занимались только декораторы, то обдумыванием образа персонажей были озадачены сразу три группы: актеры, режиссеры и сценаристы.

Далее мы приступили к написанию сценария и проработке характеров персонажей. Необходимо было не только разделить текст на композиционные элементы, но и установить их взаимосвязь, проследить изменения, происходящие с героями. Данная работа велась исключительно под контролем учителя. Шестиклассникам бывает сложно установить причинно-следственные связи, а потому необходима система наводящих вопросов.

Еще одним препятствием на данном этапе может стать различие эпоса и драмы как литературных родов. Существуя по разным законам, эти жанры иногда с трудом перетекают один в другой. Чтобы избежать трудностей, учителю необходимо выбирать максимально «сценичные» произведения.

После написания первичного сценария ребятам было предложено посмотреть телеспектакль «Рассказы Шукшина» литовского режиссера Алвиса Херманиса. Ребятам необходимо было сравнить свое видение произведение и взгляд на него известного режиссера. Задаться вопросами: всегда ли режиссер следует авторскому тексту? Зачем нужно привнесение отдельных деталей? Как в спектакле решена проблема с ролью рассказчика?

В ходе анализа мы с учащимися пришли к следующим выводам.

Чтобы сохранить текст автора Херманис вводит в свой спектакль новых героев – двух сплетниц, сидящих на лавочке и грызущих семечки, они и играют роль рассказчика в пьесе. Этот очень интересty, ведь действительно, кому, если не деревенским сплетницам знать все о жизни соседей.

Сплетницы все время находятся в углу сцены, рассказывая и как бы обсуждая друг с другом историю Степкиной любви. В то же время по центру происходит основное действие, иллюстрация их рассказа. Диалоги основных героев появляются обычно лишь там, где они были изначально.

Однако есть и ряд новшеств, введённых Алвисом Херманисом в основной текст рассказа.

Первое, что бросается в глаза – более широкое раскрытие образа деда Северьяна и некоторая его трансформация. В рассказе Василия Шукшина дед появляется лишь однажды, говоря лишь пару фраз:

– Скажите, какой прынц выискался: сватать он не пойдет, – сердито сказал Северьян.

– Ты забыл, Егор, как я за тебя невесту ходил провожать?[3]

Далее же идет комментарий рассказчика:

«Егор Северьяныч недовольно нахмурился, закурил. Долго молчал. Чего говорить, сам он в молодости был такой же, как Степан: боялся на девку глаза поднять» [3].

Из приведенного отрывка можно судить о том, что Северьян – человек серьезный, простой, но несколько стеснительный.

В постановке видим следующее:

– Скажите, какой прынц выискался: сватать он не пойдет, – сердито сказал Северьян.

– Ты забыл, Егор, как я за тебя невесту ходил провожать? Сам в молодости как Степка был: боялся на девку глаза поднять [1].

Из-за такой трансформации текста скромность и стеснительность становятся характеристикой, не Северьяна, а его сына. Степа же в такой версии похож не на деда, а на отца.

Следующее отхождение от первоначального текста (хотя и гораздо меньшее) встречаем к концу инсценировки. Так абзац, который был в шукшинском рассказе частью слов рассказчика, становится вдруг диалогом главных героев.

В тексте Шукшина: «Эллочка вдруг резко подняла голову, глянула на Степана зеленовато-чистыми глазами. И стыд, и ласка, и упрек, и одобрение, и что-то еще, невыразимо прекрасное, робкое, отчаянное было в ее взгляде... [3]

В инсценировке:

Таня. Танечка вдруг резко подняла голову.

Степа. Глянула на Степана зеленовато-чистыми глазами.

- И стыд,

- И ласка,

- И упрек

- И одобрение и что-то еще, невыразимо прекрасное, робкое

- Отчаянное было в ее взгляде… [1]

Благодаря продолжению фраз одного героя другим возникает чувство абсолютного их единения, они становятся единым целым, понимая, чувствуя одно и тоже.

В последней, заключительной сцене, вдруг повисает молчание, Степа подходит к Тане и надевает ей на плечи свой пиджак (о чем опять же не говорится в исходном тексте рассказа), тем самым как бы подтверждая, что теперь это его невеста. Оба сидят молча, смотрят в одном направлении.

Обсудив с ребятами данную постановку, мы решили привнести в свой сценарий несколько элементов: соседок сплетниц в роли рассказчика, диалог возлюбленных в конце произведения и эпизод с пиджаком в его финале.

Следующим этапом работы над постановкой стали многочисленные репетиции, в ходе которых ребятам необходимо было вжиться в роль, скорректировать свое отношение к тому или иному действию героев.

Самым же волнительным моментом стала презентация нашего творчества публике, состоящей из родителей и учителей.

По итогам работы детям было дано сочинение на тему: «Чудики в рассказах Шукшина. Особенности характеров и мировоззрения героев». Несмотря на сложность задания, больше 70% учащихся показали глубокое понимание текста, смогли провести анализ, что свидетельствует о плодотворности проведенной ранее работы.

 

Список литературы:

  1. Рассказы Шукшина [2008] [Электронный ресурс] : комедия, спектакль по десяти рассказам Василия Макаровича Шукшина / сценарий и постановка Алвис Херманис; худ. по костюмам: Виктория Сердюкова; худ.-фотограф: Моника Пормале; в главных ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Свежакова и др. – Электронные видео данные (1 файл : 3 часа (два действия с антрактом))// Театр: Государственный театр Наций (Москва), 22 ноября 2008. – Режим доступа: http://www.host2k.ru/filmography/rasskazy-shukshina.html. – Дата обращения: 12.05.2020
  2. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. М.: Государственное издательство, 1930. — 96 с.
  3. Шукшин, В. Степкина любовь. [Электронный ресурс]: В. Шукшин. – Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shukshin-vasilij-makarovich/stepkina-lyubovj/1. – Дата обращения: 12.05.2020

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.