Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(114)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
АННОТАЦИЯ
В данной работе будет раскрыта сущность происхождения процесса воспитания. Будут рассмотрены основные механизмы, на которых строится процесс воспитания.
Ключевые слова: воспитание, центр или предмет воспитания, механизмы воспитания, приспособленность человека к окружающей среде.
Во все времена воспитанию человека уделялось особое внимание. Оно рассматривалось как данность, жизненная необходимость, потребность духовного и физического развития. О том, как происходит процесс воспитания написано немало трудов, проведено огромное количество наблюдений. Механизмы воспитания не так просты, как кажутся. Для того, чтобы разобраться в них, нужно знать о сущности человека очень много. К примеру, есть ли в человеке какой-то центр воспитания? Как он функционирует?
По предположениям ученых в области педагогики и психологии, определенного центра воспитания в человеке или человеческом мозге нет. Сам человек и есть этот центр. К. Д. Ушинский называл человека предметом воспитания, так как на него оказывается внешнее воздействие со стороны родителей, воспитателей, педагогов. Сам себя человек тоже воспитывает на протяжении всей жизни.
Что же такое процесс воспитания?
Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности, включающий в себя отношение к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрение, духовное развитие.
Если говорить о широком смысле воспитания, то оно рассматривается как приспособленность человека к условиям существования. Если человек приспосабливается к среде, в которой родился и находится, значит, он воспитался.
Воспитание необходимо человеку так же, как воздух. Просто биологически существовать он не может, так как он в любом случае будет приспосабливаться к тем условиям, в которых растет, то есть воспитываться.
Под приспособленностью к среде подразумевается поведение человека. То есть воспитание – практические действия, способы взаимодействия с окружающим миром.
Рассмотрим механизмы воспитания.
Человеческий мозг содержит в себе программы сознания, предсознания и подсознания, в которых хранится определенная информация. Сознание занимает 1- 3% емкости всех программ, предсознание – 10 – 15%, подсознание – 80%. Сознание представляет собой актуальную информацию, которую мы используем здесь и сейчас. Предсознание представляет собой знание о различных формах поведения, способах удовлетворения потребностей, условиях жизни. Подсознание включает в себя информацию, которая может понадобиться человеку для жизни в любом уголке Вселенной.
Получается, что если бы какой-нибудь ребенок из 21 века родился несколько веков назад, то он смог бы приспособиться к тем условиям жизни, в которых он родился, благодаря программам предсознания и подсознания.
Способность к актуализации той или иной программы заложена в человеке до его появления на свет. Задача родителей, воспитателей и педагогов заключается в том, чтобы оказать помощь в приспособлении к условиям жизни.
Приспосабливаться к миру ребенок начинает благодаря знаниям и приобретаемому опыту. Разница лишь в том, что знания и опыт накапливаются после рождения, в то время как воспитание начинается до рождения.
Находясь в утробе, ребенок воспринимает мысли и чувства матери, ее вкусовые предпочтения, звуки и голоса. Из этого потом формируется его характер. То, что информация воспринимается до рождения научно доказано.
Таким образом, первичные инстинкты заложены в наследственной программе людей. Например, младенцы плачут, когда они хотят есть, когда их что-то беспокоит. Дальнейшее развитие человека зависит уже от среды, в которой он оказался.
Список литературы:
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 387 с.
- Писарева Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций – М.: Просвещение, 2004
- Шарохина Е. В., Петрова О. О., Долганова О. В. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений - М.: Просвещение, 2008
Оставить комментарий