Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 30(116)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Титов А.М. ФЕНОМЕН МОДЫ: СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 30(116). URL: https://sibac.info/journal/student/116/187960 (дата обращения: 23.11.2024).

ФЕНОМЕН МОДЫ: СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

Титов Андрей Михайлович

студент института Экономики и финансов, Российского Университета Транспорта,

РФ, г. Москва

Итак, что же такое мода? Согласно определению, предложенному популярным поисковиком, мода представляет собой совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время. Исходя из того, что формулировка темы содержит словосочетание «экономические истоки», я рассмотрю моду применительно к материальным предметам (в частности, к одежде), а не в плане каких-либо принципов поведения.

Обращаясь к социальным истокам моды, я вижу две причины появления и существования моды как таковой. Первая заключается в том, что человек приобретает себе вещи, характерные для определенного общества с целью приобщения к этому обществу. Смысл второй причины можно описать одним словом – конформизм. Т.е. подразумевается, что преобладающее количество окружающих человека людей придерживаются определенной моды, и человек, дабы не казаться белой вороной, начинает подражать этим людям. И в данном случае нельзя дать абсолютно точную оценку данному поведению: хорошо это или плохо, т.к. у феномена конформизма есть свои положительные и отрицательные стороны.

Обе причины достаточно похожи друг на друга, поэтому стоит внести некоторую ясность. В соответствии с первой причиной человек приобщается к моде с целью перенять хороший вкус или опыт. Во втором же случае приобщение обуславливается нежеланием выделяться из толпы, т.е. у человека проявляется стадный инстинкт. В обоих случаях мода выступает как социально-регулятивный механизм, включающий два процесса: отделение элиты от большинства и подражание, следование большинства элите.

Рассматривая моду более конкретно, я могу сказать, что мода, по моему мнению, – это явление, относящееся к поведению человека. А вещи – это всего лишь средства реализации определенных моделей поведения. Вещи можно носить, покупать, продавать, демонстрировать и т.п., преследуя при этом различные цели. Например, человек тем самым может реализовывать личные эстетические ценности, самовыражаться, пытаться достичь экономических благ, добиться успеха у противоположного пола или же просто выглядеть моложе и современнее.

Также под модой можно понимать поведение, которое формализует какие-либо качественные общественные ценности. Таковыми являются, например, современность, демонстративность, универсальность и др.

Стоит отметить, что мода может предполагать не только потребление какого-либо предмета, но и отказ от него. Например, популярная среди молодежи мода на отказ от шапок или верхней одежды в морозную погоду.

Индустрия моды начала активно развиваться вскоре после промышленного переворота. Тогда мелкий бизнес по выпуску модной одежды превращается в массовое производство и становится вполне самостоятельным сектором экономики. Массовое производство повлекло за собой выпуск колоссального количества модной (и, как следствие, быстро сменяющейся и требующей замены, не дожидаясь физического износа) одежды, что неслабо повлияло на экономику в целом, ведь для производства одежды требуется сырье и соответствующие материалы. Тем самым стимулируются смежные сферы производства.

Как я говорил ранее, модные вещи представляют собой знаки принадлежности к некоторой социальной группе, что способствует повышению и поддержанию спроса на те самые вещи. А если учесть, что мода бывает, в принципе, на что угодно и что мода существует постоянно (не путать с объектами моды), то отсюда следует вполне объективный вывод о том, что всем видам производства, каким-либо образом, связанным с индустрией моды, в перспективе обеспечен стабильный рост.

Индустрия моды включает не только массовое производство вещей, которые затем продаются по приемлемой и относительно низкой цене (это называется прет-а-порте, буквально «готовое к носке»), но и единичное изготовление. Данное направление называется «от кутюр» (дословно «высокое шитье») и подразумевает выпуск единичных образцов дорогой, уникальной одежды, выполненной по эскизам известных модельеров. Это значение имела мода при непосредственном своем появлении.

Данное разделение, обусловленное появлением массового производства, имело ключевое значение в формировании понятия моды как отдельного экономического сектора. Благодаря этому индустрия моды становится коммерческой деятельностью, а не только культурным явлением.

Продукт индустрии моды довольно специфичен. Наряду с природными объектами и любыми другими продуктами человеческой деятельности, объект моды несет в себе определенную созерцательную и историческую ценность.

Однако эстетическое рассмотрение моды должно предполагать признание ее непосредственной связи с искусством, с тем или иным видом художественного творчества или эстетической деятельности. Как подчеркивал Гегель, «...предметом эстетики является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства или, еще точнее, – художественного творчества», а «содержанием эстетики является философия или философия художественного творчества». Таким образом, с эстетической точки зрения, объекты моды – это произведения творчества, содержащие в себе элемент, который ускользает от зрителя и постоянно притягивает его.

Но стоит отметить, что до некоторых пор представление о моде было связано с обыденной жизнью, а деятельность по созданию одежды считалось всего лишь ремеслом. Даже если в моде и усматривался некоторый эстетический момент, то он был связан с понятием вкуса, который не был присущ моде как таковой, а приносился извне. Вкусом называли способность человека к познанию прекрасного и оценку произведений искусства. Такое определение было сформулировано Грасианом Бальсаром еще в XII веке. Позднее Вольтер разделил физиологическое понимание вкуса от эстетического. «Отменный вкус — это не только способность распознавать, прекрасно ли произведение, и не просто осознание того, что произведение в целом прекрасно, но и способность чувствовать это прекрасное, испытывать волнение при встрече с ним, а также умение разбираться в мельчайших тонкостях».

Также стоит упомянуть высказывание Канта, отмечающее эстетический момент в восприятии моды, в котором он указывает на взаимодействие моды с обычаем: «всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни. В самом деле, если игра воображения фиксируется, то подражание становится обычаем, и в этом случае уже не обращают внимания на вкус». Попытаемся в этом разобраться. Человеческое тело на протяжении многих веков было первостепенным орудием человека для реализации его творческих способностей. Тело также являлось объектом стилизации. С помощью него доносилась важная кастовая и иерархическая информация. Чтобы заявить о своем положении в общества, человек использовал те же шаблоны поведения, что и его предки много веков назад. В основе этого механизма лежит тяга человека к подражанию. Это необходимо для выживания человека на уровне социального субъекта. С течением времени этот механизм сложился в систему ритуалов и традиций, позже — в моду. Мода, с этой точки зрения, представляет собой сконцентрированные образы, обычаи и традиции, хранящиеся в качестве культурных архетипов. С ходом времени, посредством обращения к истории и культурному наследию, в моду возвращаются те или иные шаблоны поведения, музыкальные стандарты, стиль изложения нарративов, крой и манера одеваться.

Подведем итоги. Разобрав различные варианты происхождения моды, можно сказать, что, феномен моды далеко не однозначен по своей природе. Он одновременно объединяет в себе социальный, философский, психологический, культурологический, семиотический и экономический характеры происхождение. При этом мода до сих пор эволюционирует и продолжает наполняться новыми смыслами с ходом времени.

 

Список литературы:

  1. Ермилова, Д. Ю. Теория моды : учебное пособие для вузов / Д. Ю. Ермилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с.
  2. Кефели И. Ф. Культурология : учебное пособие для вузов / И. Ф. Кефели [и др.] ; под редакцией И. Ф. Кефели. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с.
  3. Розин, В. М.  Культурология : учебное пособие для вузов / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 410 с.
  4. Толстых В. И. Мода как социальный феномен : сайт. – URL: http://vneshnii-oblik.ru/socialnyyi-fenomen.html

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.