Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(122)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Масленникова О.Д. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ, КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 36(122). URL: https://sibac.info/journal/student/122/191473 (дата обращения: 29.12.2024).

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ, КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПОДДЕРЖАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Масленникова Олеся Дмитриевна

студент, кафедра педагогики и психологии начального образования, Тверской государственный университет,

РФ, г. Тверь

АННОТАЦИЯ

Креативность – это потенциал, внутренний ресурс человека, который проявляется в способности человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Данное определение отражает сущность креативности именно как ресурса личностного развития, что дает нам возможность рассматривать креативность в контексте профессионального развития личности и профессиональной деятельности. Развитие креативности, позволяет преодолевать границы установленных социокультурных схем и установок, является необходимым условием поддержания инновационного развития, а также фактором гуманистического развития человечества в целом.

 

Ключевые слова: креативность, инновационная деятельность педагога, инновационное развитие, творчество, педагог, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность.

 

Сама сфера образования может и должна поддерживать жизненно необходимые для России преобразования, определяющие её дальнейшую судьбу. Актуальной проблемой в данных условиях является проблема подготовки педагогических кадров и воспитания в них такого качества как креативность. Из тех, кто внимательно следит за изменениями, происходящими сегодня в мире, уже мало сомневающихся в том, что творческий потенциал человека – один из главных двигателей развития экономики и источник социальных изменений. Креативность определяет готовность изменяться и отказываться от стереотипных способов поведения и мышления. На данный момент проблема личности педагога, его профессионализма и мастерства, в условиях необходимости решения в образовании новых задач, стоит особенно остро. В теории и практике образования вместе с поиском новых методов и технологий идет поиск образа нового учителя. И одним из штрихов этого образа является креативность как особая личностная характеристика, которая свидетельствует о субъектности педагога-творца, его способности быть восприимчивым, искренним, инициативным и свободным. Современный педагог не может оставаться в узких рамках предметника. Он, прежде всего, носитель культуры и пример креативного мышления.

Что такое креативность и как начинается проявление креативности в профессиональной деятельности педагога? Как развитие креативности педагогов влияет на инновационное развитие современного общего образования?  Постараемся разобраться в этих вопросах. Для этого рассмотрим само понятие креативности и особенности педагогической деятельности.

В Большом психологическом словаре креативность трактуется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [3]. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Понятие «креативность» впервые ввел Д. Симпсон в 1922 г. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Так, К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

Изучение креативности связано с развитием психологической теории творчества, проблемами творческого мышления, творческих способностей и творческой личности. Творчество – это, в первую очередь, созидание нового, которое подразумевается как преобразование в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты. То есть созданные машины, картины, теории, и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Творчество рассматривается как процесс, который имеет определенную специфику и приводит к созданию нового, следовательно, креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. До сих пор проблема креативности вызывает множество научных споров и разногласий. Многие авторы подтверждают, что креативность – это способность порождать новые идеи, отклоняться в мышлении от стандартных и традиционных схем, с легкостью разрешать проблемные ситуации. Однако есть и такие ученые, которые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктором. Также многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей, таких как креативность, к проблеме творческой личности, то есть не существует никаких особых творческих способностей, а есть только личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Таким образом, теоретическое осмысление креативности исторически складывалось под влиянием идей своего времени и определения креативность были поделены на шесть типов:

 

Рисунок 1. Типы определения «креативность» [4]

 

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Профессия педагога относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное её отличие от профессий «человек-человек» заключается в ом, что она относится к классу преобразующих и управляющих профессий одновременно. Следовательно, педагог должен обладать такими качествами как оригинальностью, гибкостью, спонтанностью, самостоятельностью, чувствительностью к проблемам, спонтанностью и открытостью. Всё это составляющие креативности и творческого потенциала. Развитие творческого потенциала личности педагога связана с механизмами внутренней активности субъекта, продуктивностью подсознательных процессов и проявлением креативности. От богатого творческого потенциала зависит уровень креативной самореализации [4].

М.М. Поташник отмечает, что педагогическая деятельность, являясь, сплавом науки и искусства, всегда предполагает творчество, практически воплощаемое в нестандартном подходе к решению проблем; разработке новых методов, форм приемов и средств и их оригинальных сочетаний; эффективном применении имеющегося опыта; совершенствовании рационализации модернизации известного в соответствии с новыми задачами; удачной импровизации на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; умении трансформировать методические рекомендации, теоретические наложения в конкретные педагогические действия и т.д. Поэтому основной показатель уровня сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности – это показатель креативности, направленности на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность [4].

Для того чтобы разобраться как формируется креативность и творческий потенциал педагога, рассмотрим уровни формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

Первый уровень – это адаптивный. Он характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. На данном уровне цели и задачи педагогической деятельности определены им в общем виде и не являются ориентиром и критерием развития. Система знаний и готовность их использовать в необходимых педагогических ситуациях отсутствует, отношение к психолого-педагогическим знаниям индифферентное. Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. Профессионально-педагогическую деятельность педагог строит по заранее отработанной схеме, ставшей алгоритмом, творчество ему практически чуждо. Технолого-педагогическая готовность определяется в основном относительно успешным решением организационно-деятельностных задач практической направленности, как правило, воспроизводящим собственный предшествующий опыт и опыт коллег.

Второй уровень – репродуктивный. Он характеризуется устойчивым ценностным отношением к педагогической реальности.  Педагог более высоко оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присущ более высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью. Формируется педагогическая направленность потребностей, интересов, склонностей; в мышлении намечается переход от репродуктивных форм к поисковым формам. В отличие от адаптивного уровня в данном случае успешно решаются не только организационно-деятельностные, но и конструктивно-прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профессиональных действий, прогноз их последствий. Творческая активность по-прежнему ограничена рамками производящей деятельности, но возникают элементы поиска новых решений в стандартных педагогических ситуациях.

Третий уровень – креативный уровень. Он характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной деятельности. Заметные изменения, свидетельствующие о становлении личности педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности, происходят в структуре технологического компонента; на высоком уровне сформированности находятся умения решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. В структуре педагогического мышления важное место занимают педагогическая рефлексия, эмпатия, что обеспечивает глубокое понимание личности воспитанника, его действий и поступков. Взаимодействие педагога с обучающимися, со студентами, коллегами, окружающими людьми отличается выраженной гуманистической направленностью. Креативный уровень отличается высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества с обучающимися и коллегами. Положительно-эмоциональная направленность деятельности педагога стимулирует устойчиво преобразующую, активно созидательную и самосозидательную активность личности. В деятельности педагогов важное место занимают такие проявления творческой активности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению педагогических задач. Технологическая готовность педагогов находится на высоком уровне, особое значение приобретают аналитико-рефлексивные умения; все компоненты технологической готовности между собой тесно коррелируют, обнаруживая большое количество связей и образуя целостную структуру деятельности [4].

Интересные результаты исследований в области креативности были получены двумя группами азиатских ученых. Исследователи обнаружили интересные отличия в представлениях креативности между американскими и азиатскими студентами. Американские студенты при изучении креативности показывают своё превосходство в способности менять и гибко работать с разными идеями, в то время как азиатские студенты превосходят их в совершенствовании и усложнении идей. В связи с этим разница между этими двумя подходами состоит в следующем: роль адаптатора заключается в том, чтобы улучшить, а роль новатора – создать что-то новое. Первые работают в рамках существующей парадигмы, а инноваторы бросают вызов устоявшимся парадигмам. Говоря о развитии креативности, исследователи часто обращаются к проблеме раскрытия креативного пеенциала личности. Потенциал – это скрытая возможность, способность, которые могут быть направлены на решение какой-либо задачи, достижения цели новыми, не существующими ранее способами. Творческий потенциал педагога-новатора – это запас, источник идей и возможностей, которые могут быть направлены на достижение новых целей, на поиск нового решения задач [1]. Некоторые ученые считают, что процесс становления креативности довольно сложен и проходит четыре этапа:

 

Рисунок 2. Становления процесса креативности [1].

 

Важную роль в эффективности прохождения по данным этапам имеет сам педагог. Однако такой процесс возможен лишь тогда, когда педагог использует рефлексию. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, это способность сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как объектом, способность познавать себя. Чем выше уровень рефлексивных умений, тем выше общий уровень культуры профессиональной деятельности педагога. Высокий уровень характеризуется критической и адекватной оценкой многообразных сторон деятельности и собственной личности, ясным пониманием причин своих творческих успехов и неудач, предвидением развития у себя новых качеств. Именно уровень рефлексивной саморегуляции педагога служит психологической основой его педагогического творчества.

В настоящее время государству важно готовить творческую личность и творческого педагога, так как именно они определяют дальнейшее будущее, именно они являются новаторами и двигателями развития образования. Важно вести работу по подготовке креативного творческого педагога. На данном этапе в мировом образовательном пространстве ведется работа по основным направлениям, а именно:

  • признание на уровне государства проблемы развития креативности как важного условия развития современного образования;
  • понимание культурной и социальной обусловленности проблемы развития креативности;
  • разработка современных методов и форм, которые позволяют осуществлять работу по развитию креативного потенциала личности и внедрять их в учебный процесс;
  • формирование грамотной профессиональной позиции педагога как полноценного участника креативного процесса.

Именно развитие креативности педагогов дает возможность развитию его инновационной деятельности.

Что же такое инновационная деятельность педагогов? Инновационная деятельность – это деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, формирует систему управления этим процессом. Именно инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на создание чего-то нового, на изменения в образовательном процессе, на новейшие достижения науки, тем самым преобразовывая образовательную систему обучение и сами образовательные учреждения. Поскольку креативность – это и есть непременный атрибут самоактуализации, она проявляется в способности человека находить возможность для творчества. Креативные люди ориентированы на творчество и психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности. Чем выше уровень креативности личности, тем лучше созидательный труд человека. Креативный компонент предполагает отношение педагога к инновационной деятельности не как в соединении каких-либо готовых форм и их улучшении, а именно в преобразовании и изменении уже устоявшихся форм. Креативность в профессиональной деятельности помогает находить нестандартные и оригинальные решения сложных педагогических проблем, способствует развитию нестандартного мышления.

Таким образом, креативный (творческий) потенциал открывает перед учителем огромное количество нестандартных решений различных педагогических задач, побуждает его к постоянному созданию чего-то нового, к преображению своей деятельности. К новаторству. Непосредственно в педагогической деятельности это будет диагностическое и методическое творчество, в педагогическом общении – это коммуникативное творчество, в сфере личности – это самореализация и саморазвитие учителя. Креативность определяет успешность деятельности представителей профессий социономической группы (в том числе и учителей). Профессиональная работа с людьми будет эффективна, если в ней будут учитываться нюансы психической организации конкретного человека, особенности его индивидуальности, и поэтому она исключает стандартные действия и непременно носит творческий характер. Тем самым педагог не только будет преобразовывать свою деятельность, но и даст толчок инновационному развитию образования в целом [2].

Подводя итог, можно уверенно сказать, что развитие креативности, позволяет преодолевать границы установленных социокультурных схем и установок, является необходимым условием поддержания инновационного развития, а также фактором гуманистического развития человечества в целом. Креативность – это способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях; нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыт, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Следовательно, инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит, важнейшей характеристикой деятельности является креативность. Не вызывает сомнения, что прогрессивное развитие общества определяется наличием необходимого творческого потенциала. И такой потенциал - люди, способные к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и других. Вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность и, конечно же, творческого педагога будет неуклонно возрастать.

 

Список литературы:

  1. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 2008. -200с.
  2. Пономарев Я. А. Психология творчества./Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. С. 21-25.
  3. Современный психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: 2007 – 49-с.
  4. Сергейчик Л. И. Педагогические условия формирования креативности/ Центр дистанционного обучения и повышения квалификации. Сергейчик Людмила Ивановна: – [Электронный ресурс].: http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/ConfEng/articles%5Carticle14.htm.
  5. Ушаков В.Д. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его научная школа./Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624с.

Оставить комментарий