Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(125)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Ван И. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ, ВОПЛОЩЕННЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ, НА ПРИМЕРЕ БАБЫ-ЯГИ И РУСАЛКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 39(125). URL: https://sibac.info/journal/student/125/194226 (дата обращения: 27.12.2024).

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ, ВОПЛОЩЕННЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ, НА ПРИМЕРЕ БАБЫ-ЯГИ И РУСАЛКИ

Ван Ин

магистрант, Уральский гуманитарный институт, Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

РФ, г. Екатеринбург

DUALITY OF IMAGES EMBODIED IN RUSSIAN FAIRY TALES, ON THE EXAMPLE OF BABA YAGA AND MERMAID

 

Wang Ying

master student of the Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

Большинство сказочных персонажей, таких как Баба Яга, русалка и др. оказывают глубокое влияние на формирование и раскрывают некоторые аспекты мировоззренческого видения русского народа. Стоит отметить, что на основе данных образов зачастую непросто составить точных портрет персонажа: сложно судить о том, хорошие они или плохие, что явно говорит об их двойственной природе. Данная статья дает более глубокое понимание русской культуры и русского народа через описание и анализ их типичных образов.

ABSTRACT

Most of the fairy-tale characters, such as Baba Yaga, the mermaid, etc., have a deep influence on the formation and reveal some aspects of the world outlook of the Russian. It should be noted that on the basis of these images it is often difficult to compose an accurate portrait of a character: it is difficult to judge whether they are good or bad, which clearly indicates their dual nature. This article provides a deeper understanding of Russian culture and the Russian people through the description and analysis of their typical images.

 

Ключевые слова: классический образ, двойственность, символическое значение.

Keywords: classical image, duality, symbolic meaning.

 

Русский фольклор - вид народной литературы, который занимает важное место в истории развития русской литературы, также играет важную роль в развитии мировой литературы, является одним из важнейших духовных богатств человечества. Русские народные сказки погружают людей в необычную, полную волшебства и воображения уникальную форму искусства. Применяя красочные литературные приемы, видны причудливые образы персонажей и их причудливые сюжеты. Они не только приносят нам художественное удовольствие и радость, а также помогают глубоко понять текущую социальную ситуацию того времени: через повествование в народных сказках складывается понятие о некоторых аспектах истинного хода вещей того времени.

Среди славянских народов большинство людей знают таких героев эпоса, как Баба-Яга и русалка. С самого раннего детства русских народ слышит про них различные истории и рассказы, а также в детстве часто за проявленную шалость или непослушание родители пугали детей данными персонажами. А действительно ли Баба-Яга и русалка являются воплощением зла?

Баба-Яга

Баба-яга — это персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Этому персонажу присуща одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины, а также, помимо этого, является одной из самых обидных.

Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят» [1]). В начале XIX века Глинка, исследователь древнеславянской языческой культуры, так описывал Бабу-Ягу: «Это очень злая, старая и могущественная ведьма. Она выглядит очень устрашающей. Она не столько живет в аде, сколько на нашем свете.  У нее есть избушка на курьих ножках. Как только она узнает, что ребенок потерялся в лесу, избушка на курьих ножках изменит направление, чтобы запутало ребенка. Наши древние богатыри всегда находили ее, лежащей на лавке, и висит ее нос через грядку. Старая ведьма не пешком ходит, а сидит в деревянной ступке, чтобы двигаться в лесу или летать в небе. Когда она хочет изменить скорость или направление, она ударяет по деревянной ступке метлой или пестиком. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. [2] "А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина. Образ Бабы Яги часто описывают как хозяйку леса, и все животные должны ей служить.

На самом деле, если мы поймем Бабы-Яги с другой зрении, мы сможем понять ее с глубокими смыслом. «Согласно русской традиции, образ Бабы Яги связан с легендой о том, что герой попадает в потусторонний мир». В этих легендах Баба Яга стоит на границе мира и действует как проводник, позволяющий герою войти в потусторонний мир. Она помогла герою завершить определенный ритуал (убийство змея Горыныча или уничтожение Кощея бессмертия), чтобы спасти его невесты или страны. [Там же]. В русской народной сказке «Баба-Яга» сюжет покажет такой образ "Баба-яга": мужчина, оставшийся с дочкой Машей один, женится вновь. После всевозможных обид от мачехи девочка впоследствии окажется в услужении у Бабы-Яги (отрицательный персонаж, казалось бы). Баба-Яга предъявит условие: «Будет хорошо работать – награжу, будет плохо работать – накажу». Машина доброта и терпение помогают ей в трудной ситуации, и девочка выполняла все задания Бабы-Яги. Мягкость, приветливость, усердие, доброта и трудолюбие девочки ставятся в пример в жизни у детей. Вдруг оказывается, что быть вместе с порочной Бабой-Ягой, тоже можно обладать прекрасными качествами. [3]. Отсюда вытекает, что двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре состоит в том, что, с одной стороны, она злая и жестокая ведьма, а с другой - она добрая и сочувствующая старуха, которая помогла девочке в непростой ситуации. Несмотря на то, что она часто производит воплощение зла, однако она готова наградить дитя за хорошее поведение и послушание, наделяя их магической силой и помогая героям выполнять задания. Скорее всего, в глубине души Баба-Яга – глубоко одинокая и скучающая старушка. Она забирала детей, не очень-то желая их есть, что говорит о том, что ей остро не хватало человеческого внимания и заботы.

Русалка

Русалка — один из персонажей восточнославянской демонологии. На Украине и в Белоруссии , а также  на юге России по поверьям, русалками становились умершие девушки не в браке (в особенности же уже обручались или не дожили до свадьбы), или девушки, которые умирали на Русальной неделе, или не приняли крещение, или тонули, и молодые женщины тоже возможно стали русалками.

Стоит отметить, что внешность русалки часто бывает противоречивой: в некоторых местах их представляли как молодых красивых девушек, обнаженную или одетую в белое; или  умерших лиц, похороненных в свадебном наряде(с вуалью на голове в венках). В других поверьях русалки описывались как страшные, уродливые, косматые женщины с уродливыми изгибами. О русалках Восточного и Центрального полесья говорили , что они" лохматые, как ведьмы", "старые и сгорбленные ", "черные, заросшие шерстью"," груди у них как камни", а в их руках держат палки и кочерги. , валек для стирки белья. В южнорусских поверьях русалки характеризуются как "нежить" из других миров: "белые русалки, распущенные длинные косички, лица не видно, руки холодные, сами длинные, высокие " или " сухие руки  и без краски на лице"; "волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде". [4]. Русалка часто рассматривается как опасные и вредные духи, проводить к заболеваниям, стихийным бедствиям, засухам, или непрекращающимся ливням и градам. По народному поверью, во время Русальной недели они преследуют тех, кто не соблюдает ритуального запрета, сбрасывают или заманивают их в воду, душат, щекочут, похищают и портят нитки, пряжи и белье, а также уносят оставленного жнецом младенца с поля. Их ежедневное действие было купание в воде, расчесывание длинных волос, вязание венков, танцы и пение в житных полях.

На самом деле, у русалки кроме вредоносных обществу функций, в отдельных зонах южнорусского региона в XIX — начале ХХ века приписывались и благоприносящие функции. Например, крестьяне Керенского уезда Пензенской губернии считали, что «там, где происходят пляски, хороводы и игры русалок, трава растет гуще и зеленее, хлеб родится обильней» [5]. На связь образа русалки с культом плодородия, по всей видимости, указывают и некоторые другие типичные занятия этого персонажа, в частности, — это расчесывание волос (Курская [6], Орловская [7]. Астраханская [8] губернии), хождение по полям во время цветения хлеба (Тульская [9], Калужская [10] губернии), качание на ветках деревьев. Время появления русалки на земле часто связано с сезоном цветения зерна. Русалки пребывали в цветущем ржаном поле, чтобы защищали посевы и способствуют урожаю злаков. Вместе с тем они могут наказывать хозяевам, нарушившим запрет работать в поле на Русальной неделе, тогда русалки истаптывают или разрушат урожаи.

В то же время Влияние языческой традиции на образ русалки в русских легендах и мифах можно увидеть в следующем. Растрепанные волосы — зеленый цвет. Растрепанные волосы русалки говорят об их низком статусе в прошлых жизнях, а их цвет символизирует их принадлежность миру природы [11]. Одежды у них вовсе нет, русалке везде представит в русских поверьях и сказках нагими. Стоить отметить, что языческие боги низкого уровня, как правило, были нагими, их тело было покрыто волосами, чешуйками или листами. Русалки тоже принадлежат данной действительности.

Языческие боги низкого уровня, по сравнению с богами высшего уровня, не являются настоящими богами. Они сохраняют характеристики оборотня, обладают переменной двойственностью; русалка не является исключением. «Если вы вызываете их гнев, обижаете их, они будут мстить и становятся врагами человека; если угождают им, умоляют их и подносят им жертвенные дары, то они станут хорошими дружелюбными и сострадательными и будут помогать людям, по крайней мере, не вредят другим» [12]. Поэтому каждый год "Русальная неделя" проводится в российских разных регионах, чтобы не встречают русалки, либо чтобы их задобрить. Люди придерживаются во время Русальной недели многим запретам: они не могут работать в поле и огороде,  белить стены дома и печь («чтобы русалкам глаза не забрызгать»), уклоняться от  всех работ, связанных с прядением, тканьем и шитьем («чтобы не зашить русалок или чтобы они не запутались в нитках»), не могут  ездить в лес за дровами («чтобы не привезти домой русалок») и т.д. Ночью в последний день Русальной недели оставляли на столе для русалки поминальный ужин, а на заборе или на ближайшем от дома дереве оставляли для них одежду[4].

Видно, что независимо от внешнего вида русалки или ее символического значения, русалка обладает двойственными качествами. Хотя русалка - тонущая или некрещеная молодая девушка, его внешний вид описывается по-разному в разных регионах, как красивая девушка в белом, или как горбатая, старая и уродливая ведьма. Их появление может убить некоторых людей, но в целом это еще и потому, что эти люди нарушили запрет и по природы своей русалки чаще помогают людям, чем наносят им вред. Неделя русалки проводится не столько потому, что люди беспокоятся о ее вреде, сколько из уважения и любви к русалке. Об этом свидетельствует тот факт, что образ русалки до сих пор остается одним из самых популярных образов в современной антропологической концепции населения юга России.

Образы русских народных сказок широко разнятся, но практически во всех обладают герои с двойственными характеристиками, в следствие чего не предоставляется возможность судить о них только по одному хорошему или плохому. Несмотря на то, что Баба-Яга считается злой старухой, однако за выполненное задание и послушание она всегда вознаградит и поможет человеку. Говоря про образ русалки, то часто в славянской мифологии она предстает перед нами как девушка, соблазняющая молодых людей, но наказывает она только тех, кто не соблюдает запреты, а помимо этого для многих народов является символом хорошего урожая. Двойственные характеристики персонажей, как правило, тесно связаны с русской культурой, природной средой и религиозными верованиями: в первую очередь это такие факторы как малонаселенность регионов, проживание в условиях больших лесных покровов и многочисленных рек. Жизнь русского народа напрямую зависит от природы, а природа часто бывает непредсказуема. Поэтому люди создавали себе такие образы, благодаря которым люди хотели решить проблемы укрощения этих погодных условий. Это коррелирует с персонажами народных сказок, поэтому эти персонажи обладают двойственными и противоречивыми чертами характера. Народные сказки - важная часть национальной культуры, а главный герой рассказа часто отражает мировоззрение и ценности нации, двойственность этих образов точно отражает мудрость русского народа и культурное мировоззрение.

 

Список литературы:

  1. Сказка о Василье-королевиче. URL: http://feb-web.ru
  2. Баба Яга... мифология, теории, версии. URL: https://zen.yandex.ru
  3. Свиридкина Е.В., Русская сказка в детском восприятии, 2017г, СПГ.
  4. Толстая С.М., Славянская мифология. Энциклопедический словарь, М, 2002г, с 416-417.
  5. Архив Российского Этнографического музея. Фонд №7: Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева. Опись №1 рукописей корреспондентов о крестьянах Центральной России за 1896-1900 гг.
  6. Архив Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук. Фонд Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ).
  7. Иванов А.И., Верования крестьян Орловской губернии/А.И. Иванов // Этнографическое обозрение. –1900. -–№4. – С. 70-94.
  8. Зеленин Д.К., Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического общества/ Д.К. Зеленин. –Пг., 1914. –Вып. 1. –483с.
  9. Колчин, А. Верования крестьян Тульской губернии/ А. Колчин// Этнографическое обозрение. –1899. –№3. -С.1-60.
  10. Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического общества/ Д.К. Зеленин. –Пг., 1915. –Вып. 2. –988с.
  11. Чжу Дацю. Культурное сравнение политеизма между Китаем и Россией // Иностранные языки. — 2009. — № 12. 20.
  12. Чжу Дацю. Сравнение Русской Православной Церкви и китайского конфуцианства // Вестник Университета иностранных языков НОА. — 2007. — № 1.

Оставить комментарий