Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(125)
Рубрика журнала: Политология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В ПАЛЕСТИНО - ИЗРАИЛЬСКОМ КОНФЛИКТЕ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается конфликт между государством Израиль и палестинцами как одного из отголосков арабо - израильского конфликта. Уделяется отдельное внимание роли религиозного фактора в обострении противостояние групп интересов данного конфликта, что является одним из главных факторов в процессе эскалации общественного напряжения в анализируемом регионе.
ABSTRACT
The article examines the conflict between the state of Israel and the Palestinians as one of the echoes of the Arab - Israeli conflict. Special attention is paid to the role of the religious factor in aggravating the confrontation of interest groups in this conflict, which is one of the main factors in the process of escalating social tension in the analyzed region.
Ключевые слова: политология, Палестина, Израиль, конфликт, государство, компромисс.
Keywords: political science, Palestine, Israel, conflict, state, compromise.
Проблема отношений Израиля и Палестины с самого своего зарождения вышла далеко за пределы ближневосточного региона. В ходе ее развития на протяжении более чем 50 лет нашли отражение основные тенденций мирового развития. Палестино - израильский конфликт стал неотъемлемой частью мировой политики [5].
В настоящее время логика исторического развития требует новых подходов в оценке событий, происходивших на Ближнем Востоке в контексте палестино - израильского противостояния на рубеже XX и ХХI веков.
Палестино - израильский конфликт - это один из самых сложных конфликтов в урегулировании которого невозможно прийти к обоюдно равным компромиссам двух сторон, а значит разрешение конфликта не представляется возможным без полного проигрыша одной из сторон. Религиозный фактор в палестино - израильском противостоянии долгое время не играл существенной роли в отличие от периода еврейско - арабского противостояния до создания Государства Израиль, потому что главным двигателем конфликта была светская интеллигенция, получившая образование в СССР или в Европе, что привнесло в борьбу космополитически - универсалистские взгляды на смысл существования наций [1]. До 60-х годов основная ставка была сделана на институционализацию и кооптацию любых протестных акторов в систему государственности, где их пассионарный запал гаснул перед сутолокой бюрократических процедур, что давало время выявить запрос общества на реформы. Палестинское сопротивление со временем, после многих попыток «хождения в народ» перешло к индивидуальному террору (что для русской истории не является новым опытом политической борьбы) [4]. Проявления открытого насилия и ликующая реакция в обществе на варварские методы политической борьбы притупила зов рационального, что, в свою очередь, открыло путь иррациональному религиозному фактору. Доктора наук уступили своё место на общественной трибуне муфтиям, которые особенно не стеснялись в выражениях и фанатических нотках в своих выступлениях [5].
Здесь стоит указать на факт использование террористов-смертников, которых готовили под влиянием религиозной пропаганды, что в своих работах неоднократно отмечала И. Звягельская: «Смертники не нуждаются в особой инфраструктуре и используют примитивные методы: пояс или пакет со взрывчаткой, заминированная машина не требуют специальной военной подготовки. Более того, такой метод борьбы особенно болезненно воспринимается в Израиле, поскольку каждый может стать жертвой фанатика и привычные методы обеспечения безопасности выглядят неадекватными» [4, c. 101].
Правящая элита Израиля понимала, что удержать фанатиков, а их рост был уже неизбежен, в «золотой клетке» единого государства без делегирования им права на автономию стоило бы больше крови и ресурсов для страны, чем удержать их силой, что обеспечило бы многих террористам венец мучеников, а значит острую эскалацию конфликта в итоге [2].
Получение Палестиной автономии, как мы это увидели из истории, ослабило ультраправые силы её политической системы, так как население уже не видело яркой и четкой цели, в борьбе за которую можно было бы проливать кровь и чествовать террор. Началась долгая фаза «позиционной» политической борьбы, без ярких представителей конфликта [6]. Здесь вновь религия ушла на задний план, но, так как религиозный фактор - это фактор с долгой подготовительной историей борьбы, то подобное затишье послужило подготовке новых кадров фанатиков среди вождей будущей эскалации конфликта.
Список литературы:
- Гальперин В.В. США и проблемы Палестины.//Вопросы истории.- 1999. - №4. С.71.
- Гасратян С. Д. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX вв.: Из истории государства Израиль. - М.: ИВ РАН, 1999. - 237 с.
- Давыдков Р. А. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций / Р.Давыдков – М.: Прогресс, 1984. - 240 с
- Звягельская И. Д. История Государства Израиль: научное исследование / И.Д.Звягельская. — Москва : Аспект-пресс, 2012. - 359 с.
- Карасова Т. А. Бижневосточное регулирование и израильское общество //Ближний Восток и современность, - 2005.- С.78.
- Олимпиев А. Ю. Ближний и Средний Восток: актуальные проблемы международных отношений / А.Ю. Олимпиев. - М.: Прогресс, 2016. – 170 с.
Оставить комментарий