Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(129)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ПСИХОЛОГИЧСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧИЛИЩ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FIGURATIVE THINKING OF STUDENTS OF ART SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF PLENARY PRACTICE
Nadezhda Zelenaya
master student, Department of Fine Arts of the Institute of arts Novosibirsk state pedagogical university,
Russia, Novosibirsk
Kseniya Kravchenko
scientific director, candidate of pedagogical Science, associate professor HAC Russia, Professor of the Department of Fine Arts of the Institute of arts Novosibirsk state pedagogical university,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются психологические особенности развития образного мышления студентов в процессе пленэрной практики. Проблеме мышления в психологии уделяется значительное место. В методической науке проблема развития образного мышления в условиях пленэрной практики учащихся юношеского возраста является актуальной в настоящее время. Для разрешения противоречий в обучении пленэрной живописи необходимо выявить сущность и содержание понятия образное мышление, раскрыть психологические процессы, влияющие на развитие образного мышления учащихся. К таким процессам относятся ощущение, восприятие, представление, воображение и другие.
ABSTRACT
The article reveals the psychological characteristics of the development of students figurative thinking in the process of plein air practice. A significant place is given to the problem of thinking in psychology. In methodological science, the problem of the development of figurative thinking in the open air practice of adolescent students is relevant at the present time. To resolve the contradictions in teaching open-air painting, it is necessary to identify the essence and content of the concept of figurative thinking, to reveal the psychological processes that affect the development of figurative thinking of students. Such processes include sensation, perception, representation, imagination and others.
Ключевые слова: образное мышление, ощущение, восприятие, представление, воображение, юношеский возраст, пленэр.
Keywords: figurative thinking, sensation, perception, representation, imagination, adolescence, plein air.
Организация обучения пленэрной живописи должна обеспечивать не только усвоение программных знаний и умений учащихся, но и разностороннее развитие личности студентов, в частности, развитие их познавательных способностей, самостоятельности и творческого подхода к учению, то есть целью художественного образования является приобретение студентами профессиональных форм мышления, повышение уровня живописной подготовки и развитие образного мышления.
Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека, позволяющей отражать окружающую действительность и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями, выражающиеся в различных формах (понятие, суждение, умозаключение), видах мышления (наглядно - действенное, наглядно-образное, абстрактно-теоретическое и так далее).
Мышление в юности, формально-логическое и формально-операциональное, это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды. Ассоциативное мышление уходит, но аналитическое мышление еще недостаточно развито. Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления. Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (изобразительные, композиционные, живописные и другие).
В контексте нашего исследования необходимо выявить специфику образного мышления, особенности восприятия цвета и тона в процессе живописного изображения в условиях пленэра, определить взаимодействие целостного восприятия и образного мышления, а также возможности технического воплощения пейзажного образа в материале, и выявить особенности обучения живописи студентов художественных училищ в условиях пленэрной практики.
В учебниках психологии толкование сущности мышления обычно начинается с того, что отмечается недостаточность знаний, получаемых человеком благодаря процессам непосредственного чувственного познания, каковыми являются процессы восприятия и ощущения. Так, в учебнике С. Л. Рубинштейна указывается: «Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению» [7, c. 309].
В психологии практически считается общепринятым, что ощущение – простейший познавательный психический процесс, благодаря которому в психике субъекта отражаются отдельные свойства объектов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств [3]. Зрительные ощущения не обеспечивают полноту знаний о мире, но они создают фундамент для правильной интерпретации, являются теми знаками или признаками, с которыми могут связываться различные образы или ассоциации, вызываемые различными ощущениями, хотя мы и не осознаем, как это происходит.
По сравнению с ощущениями восприятие является более сложным познавательным процессом, состоящим в целостном отражении объектов и явлений окружающей действительности, включающим в себя личностные особенности человека и прошлый опыт в виде знаний и представлений. Для того чтобы определенный предмет был воспринят, необходимо совершить определенное действие по отношению к нему, то есть исследование натуры и уточнение образа. Поэтому восприятие дает более целостный образ натуры, отображающий ее свойства, чем ощущение, и служит основанием для формирования пространственных образов и представлений.
Важнейшее профессиональное качество художника – целостность восприятия, то есть способность воспринимать окружающий мир, выделяя самое характерное, определяя взаимосвязь между разрозненными явлениями. Необходимо уточнить, что восприятие художника фиксирует не всю пространственную среду во всем ее многообразии, а избирательно, только самое характерное: самое выразительное или особенное, присущее только конкретному предмету или явлению. Именно это свойство позволяет удерживать в поле зрения индивидуальные особенности, объединяющие пейзаж, исключая его механическое копирование в живописном этюде. Поэтому именно целостность восприятия следует считать важнейшим условием для развития профессиональных живописных качеств в процессе обучения студентов в условиях пленэрной практики.
Необходимо отметить, что сложность создания живописного этюда у студентов художественного училища заключается в том, что целостное восприятие и возможность технического воплощения пейзажного образа в материале имеют существенное различие. Перед учащимся возникает проблема преодоления стереотипов, связанных с понятием «локальный цвет» предмета, так как при живописном изображении активную роль играет аконстантное восприятие цвета (цвета, изменившегося под воздействием солнца, окружающей природы или удаления).
Известно, что тон и цвет — это главные инструменты создания образа в пейзажной живописи. Цвет во всей своей многогранности выступает в единстве своих свойств: цветового тона, светлоты и насыщенности. Все эти качества или свойства цвета зависят друг от друга, малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета, и, задача студента, воспринимая эти свойства произвести грамотный отбор необходимых качеств и отобразить в живописном этюде. Не случайно многие художники считали проблему синтеза тона и цвета на изобразительной плоскости первостепенной в живописи и акцентировали внимание на необходимости видения тона для построения объекта, а также видели в нем основу колорита. Умение мыслить цветовыми и тональными образами – одно из важнейших в творческой деятельности студента художественного училища, ведь именно тон и цвет являются основополагающими элементами создания художественного образа в пейзажной живописи.
В ходе исследования нас более всего интересует образное мышление как вид мыслительного процесса, в котором используются образы, которые извлекаются непосредственно из памяти человека или воссоздаются его воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи [5, с. 303].
Существует множество определений термина «образ». В широком понимании — это форма отражения объективной действительности в сознании человека. В более узком понимании — это конкретный облик целостного предмета, явления, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления [6].
Умение мыслить образами — это умение видеть объекты цельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основной характерной чертой творческой личности является именно умение мыслить образно: человек обращается к образам непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийной обработке и мысленным преобразованиям [1, с. 177].
Работа студентов по созданию художественного образа совершается в результате большого количества наблюдений объектов и явлений окружающего мира. Из вышесказанного следует, что образ возникает в сознании обучаемого постепенно и продолжает формироваться в процессе создания эскиза пейзажного этюда. Вот что об этом писал В.С. Кузин: «Формирование художественного образа представляет собой не только отбор из значительного запаса впечатлений самого характерного, самого типичного, но и создание на этой основе нового, являющегося «сплавом» наиболее важных, составляющих сущность художественного образа элементов всех впечатлений» [4].
Создание художественного образа происходит в результате преобразования замысла в определяющую его форму и материал и начинается с живописной грамоты, необходимо умение передать состояние природы, ее настроение в этюде (дождливая, ветреная, хмурая и т.д.), а это и есть образ. Для этого необходимо вместе с развитием образного мышления, повышать уровень владения материалом и техниками выполнения произведений, основываясь на знаниях теории и истории искусства.
Художественное изображение является продуктом образного мышления и отражает способность учащегося находить в явлениях действительности главное для художественного образа, обобщать и воплощать в живописном произведении, в том числе и в процессе обучения в условиях пленэрной практики.
Для студентов художественного училища, умение мыслить образами является одним из необходимых качеств, так Л.Г. Медведев отмечает: «Образное мышление – динамический процесс, складывающийся из ощущений, восприятия, понятий, представлений, воображения: это способность человеческого сознания отражать действительность в наглядно-образной форме, что является свойством всякой развитой личности» [6, с. 86].
Основной функцией образного мышления является создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции осуществляется механизмом представления, направленным преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от первоначальных.
Представление – сложный психический процесс создания обобщенного образа объекта действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. Именно представления позволяют воссоздавать действительность, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Они также делятся на зрительные, слуховые, тактильные и другие. Из комплекса различных представлений создается пространственный образ [8, с. 15].
Образ представления объекта или явления обычно не возникает сразу в итоговой форме, а развивается, пополняется и видоизменяется в процессе восприятия. Новое восприятие объекта ведет к изменению представления о нем: чем больше характерных особенностей данного объекта будет выявлено, тем полнее будут представления художника о нем. Исследования ряда авторов показывают, что одной из наиболее характерных особенностей представлений является их обобщенность, то есть материал отдельного восприятия связывается с информацией прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Часто различные представления объединяются и приобретают характер синтетического образа.
В психологии обычно разделяют представления на два основных вида: образы памяти (воспроизведение явлений, объектов, которые прежде воспринимались) и образы воображения (формируемые по-новому в результате изменения тех, которые сохраняются в памяти). В процессе развития образного мышления учащихся художественных училищ в условиях пленэрной практики необходимо развивать оба вида представлений.
Игнатьев Е. И., исследуя воображение и его развитие в творческой деятельности человека, указывал на то, что «основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [2, с. 32].
Процесс овладения живописными умениями служит одним из наиболее важных средств развития воображения. В процессе творческого воображения формируются новые образы, реализация которых приводит к созданию индивидуальных художественных произведений. В образном воображении всегда происходит процесс отбора впечатлений и создания на их основе нового образа, который является синтезом его наиболее выразительных качеств. Повторяемость чувственного восприятия, разносторонний анализ объекта или явления, включающие в себя операции поиска и выделения индивидуального содержания, осмысления и сопоставления с предыдущим опытом, способствуют формированию в сознании учащегося художественного образа. С понятием воображение в практической деятельности, прежде всего, связан сложный процесс художественной деятельности, что дает возможность целенаправленно развивать образное мышление учащихся художественных училищ в условиях пленэрной практики.
Список литературы:
- Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4–5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 125. – С. 176-189
- Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Е. И. Игнатьев. – Москва : Знание, 1968. – 32 с.
- Корниенко А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. Ф. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4 (16) : Психология. Педагогика. – С. 49–62.
- Кузин В.С. Психология живописи. М., 2005.
- Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2008. 580 с.
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку – М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 720 с.
- Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция // Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: межвузовский сб. науч. тр. М.: Прометей, 1995. – 95 с.
Оставить комментарий