Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(133)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА В XXI ВЕКЕ: ФИЛОСОФИЯ ИЛИ МАССОВЫЙ СПОРТ?
MARTIAL ARTS IN THE XXI CENTURY: PHILOSOPHY OR MASS SPORT?
Alexandra Bondarenko
Student, Department of Journalism and Russian Literature of the 20th Century, Kemerovo State University,
Russia, Kemerovo
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается трансформация боевых искусств из категории философии в массовый спорт XXI века.
ABSTRACT
This article examines the transformation of martial arts from a philosophy into a mass sport of the XXI century.
Ключевые слова: боевые искусства, философия, массовый спорт.
Keywords: martial arts, philosophy, mass sports.
Развитие любого боевого искусства в течение определенного периода времени представляется возможным рассматривать только в совокупности с его содержательной частью. Боевые искусства первично возникли как способ борьбы за выживание, однако со временем сформировались целая система знаний о ближнем бое и определились методы подготовки человеческого тела и разума к условиям боевых действий. Несмотря на снижение актуальности практической составляющей боевых искусств, их многоплановость не утратила своей значимости.
Повсеместное развитие боевых искусств в последние 20-30 лет напрямую связано со спектром морально-этических качеств, выступающих в роли фундамента психологической подготовки занимающихся боями. Именно в боевых искусствах, ставших одним из самых востребованных видов массовой физической культуры за последние десятилетия, блок морально-этической подготовки и философской составляющей стал важным аспектом развития личности. Этот блок неразрывно связан с другими: техническим, тактическим и функциональным, отчасти имея даже большую значимость. Ритуализация отдельных действий, выполняющихся с конкретной периодичностью, формирует импульс к развитию дисциплинированности, запускает процесс формирования коммуникативной культуры личности, основанной на взаимоуважении и абсолютной толерантности. При этом дисциплина на занятиях играет одну из важных ролей: в её отсутствие тренировочный процесс становится травмоопасным. Ритуализация и философичность характерны для всей восточной культуры в целом. Вообще, ритуализация характерна для всей восточной культуры. Немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц в работе «Новое о Китае» писал: «До сих пор нам не было известно, что существует народ, этика которого еще совершеннее нашей, а социальное поведение превосходит наше. Китай заставил нас опомниться» [1, с. 394].
В природе боевых искусств всегда прослеживалось влияние социокультурных условий. Так, исследователь восточных единоборств Дж. Пино пишет: «Зачатки ушу возникли раньше китайской государственности, но до IV-III в. до н.э. не было систем (школ) ушу, была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло… К концу III века до н.э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под общим названием «уи» [2, с. 3]. Позднее, в связи с постоянными войнами, искусство систематизировалось, возникли самостоятельные уникальные стили и направления. На фоне подъёма боевых искусств в Китае происходили войны между кланами, развивающими разные стили боя, за сферы влияния.
В настоящий момент действует огромное количество федераций боевых искусств по всему миру, не смотря на принадлежность к разным стилям, имеющим схожие черты. Зритель-обыватель не выявит различия между такими видами боевых искусств, как ушу-саньда, кик-боксинг, муай-тай (тайский бокс), К-1, рукопашный бой, армейский рукопашный бой, боевое самбо, сетокан, фудокан, вадо-рю. Это так же применимо к различным федерациям каратэ кекусинкай, ашихара-каратэ, эншин-каратэ, ояма-каратэ.
Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что боевые искусства, традиции воинов Востока, комплексное развитие личности в составе культуры боя и общей философии нации потеряли свои традиции и уникальность, превратившись в массовый спорт.
Список литературы:
- Лейбниц, Г. В. Т. 1. – М.: Мысль, 1982. — 636 с.
- Пино Ж. Китайский кулак: чан-цюань, нань-цюань, сянсин-цюань, нейцзя-цюань / Под ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2001. — 320 с.
- Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1991. — 427 с.
Оставить комментарий