Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(134)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Абдуразакова Х.Х., Тужуева Х.Х. ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬШИХ И МАЛЫХ СЕМЕЙ У ЧЕЧЕНЦЕВ XVIII-XIX ВВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 6(134). URL: https://sibac.info/journal/student/134/203325 (дата обращения: 28.12.2024).

ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬШИХ И МАЛЫХ СЕМЕЙ У ЧЕЧЕНЦЕВ XVIII-XIX ВВ

Абдуразакова Хава Хусейновна

магистрант, кафедра история и культура народов Чечни, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

РФ, г. Грозный

Тужуева Хеда Хаважиевна

магистрант, кафедра история и культура народов Чечни, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

РФ, г. Грозный

Оздамирова Элиза Мусатовна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры новой и новейшей истории, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

РФ, г. Грозный

CHARACTERISTICS OF LARGE AND SMALL FAMILIES AMONG CHECHENS OF THE XVIII-XIX CENTURIES.

 

Khava Abdurazakova

master's, Department of History and Culture of the Peoples of Chechnya Chechen State University,

Russia, Grozny

Kheda Tuzhueva

master's, Department of History and Culture of the Peoples of Chechnya Chechen State University,

Russia, Grozny

Eliza Ozdamirova

scientific advisor, Assistant Professor, Department of New and Modern History, Chechen State University,

Russia, Grozny

 

АННОТАЦИЯ

Основной формой семьи в рассматриваемое время XVIII-XIX вв. была малая индивидуальная семья, хотя наряду с ней продолжали бытовать и неразделенные семьи с коллективным производством и потреблением. Безусловно, традиции, свойственные большой семье и родовой общине на ранних этапах ее существования, в чистом виде не сохранились. Но в традиционных чеченских семьях (как больших, так и в малых) имелось немалое количество патриархальных обычаев и обрядов. Тем не менее чеченская традиционная семья воспитывала подрастающее поколение на основе лучших традиций своего народа в духе трудолюбия, взаимопомощи, уважения к старшим, родителям и т.д., способствовала усвоению норм общественного и семейного поведения.

ABSTRACT

The main form of the family in the present time of the 18th-19th centuries. was the small individual family, although families with collective production and consumption continued to exist alongside it. Of course, the traditions of the extended family and the community at the early stages of its existence have not been preserved in their pure form. But traditional Chechen families (both large and small) had a considerable number of patriarchal customs and rites. Nevertheless, the Chechen traditional family had educated the younger generation, on the basis of the best traditions of its people, in a spirit of work, mutual assistance, respect for elders, parents, etc., and had helped to inculcate norms of social and family behaviour.

 

Ключевые слова: большая семья; малая семья; XVIII-XIX вв.

Keywords: big family, small family, XVIII-XIX CENTURIES.

 

Общее название семьи у чеченцев-«доьзал». В то же время большая семья имела несколько наименований, которые так или иначе в первую очередь подчеркивали хозяйственное и кровное единство этого коллектива: «ц1а» - «дом», «доккха ц1а» - «большой дом» , «цхьана ц1ийна доьзал» - «люди одной крови», «цхьана ц1ийнах доьзал» - «люди одного дома», - «цхьана ц1ийнан доьзал» - «люди одного огня», «къастаза вежарий» - «неразделившиеся братья», «цхьана 1аш болу вежарий» - «братья, живущие вместе» и т.д.

Как было отмечено, в изучаемое время основной формой семьи была малая индивидуальная семья, хотя продолжали бытовать и большие неразделенные большесемейные коллективы, где совместно жили 2-3 и больше поколений: родители, их женатые сыновья со своими детьми, неженатые дети и т.д. Укажем, что функция передачи межпоколенной этнической информации, играющей важнейшую роль в усвоении детьми общепринятых в данном обществе норм поведения, наиболее успешно осуществлялась в большой семье, где вместе с молодыми супругами жили родители мужа. Причиной сохранения больших патриархальных семей были господство натурального хозяйства и налоговая система, тормозившая их распад. Однако малая семья была уже господствующей в сельской общине, была ее основной производственно-экономической ячейкой. Случалось, что под влиянием хозяйственных соображений малая семья превращалась в большую неразделенную семью, а последняя через известное время разделялась на малые.

Большая, или патриархальная семья отличалась строгой приверженностью к традиционному образу жизни, соблюдением в ней в наиболее полном объеме этических норм внутрисемейных отношений. Примечательно, что в семьях такого типа представители старшего поколения заботились о том, чтобы младшие члены с раннего детства приобщались к семейным нормам и традициям и соблюдали их. Семьи, где совместно с одним из женатых сыновей жили оба родителя или один из них, распространены у чеченцев до настоящего времени, хотя принцип расселения изменился. В большой семье старшее поколение не было отстранено от участия в воспитании подрастающего поколения. Властью в семье обладал глава семьи. Он был распорядителем материальных благ семьи, за исключением приданого жены и невесток. Важным и существенным для функционирования любого этноса, в том числе и чеченского, является передача жизненного опыта от старшего поколения – младшему, когда традиции входили в жизнь человека с раннего детства. Приобщение к традициям происходило именно через семью, в семье.

Думается, существенным можно считать и то обстоятельство, что в традиционном чеченском обществе авторитет старших по мере взросления детей не снижался. Престарелые родители до самой смерти продолжали сохранять в семье авторитетное положение духовных руководителей, наставников, независимо от возраста своих детей.  Основной воспитательной функцией семьи как большой, так и малой являлась и является передача практических знаний, хозяйственных навыков и нравственных норм поведения детям. Взаимоотношения между детьми и родителями у чеченцев регламентировались многочисленными нормами. Воспитать ребенка, женить сына, выдать дочь замуж считалось главным родительским долгом.

Действительно, в зависимости от характера и специфики того или иного коллектива формировалась личность ребенка, закладывались основы его будущего семейного и общественного мировоззрения, и влияние семьи в этом случае было глубоким и разносторонним.

У чеченцев, как и у других народов Кавказа, прадед, дед, отец и внук связаны между собой единой линией родства, однако и по боковой линии все члены той или иной семейной общины считали себя принадлежащими к потомкам одного предка и могли входить в состав большой семьи. Кроме того, у чеченцев существовал древний обычай усыновления чужеродцев: для этого было достаточно, чтобы желающая породнения сторона устроила угощение, после чего справлялись необходимые обряды. Таких родственников чеченцы называли «сту бийна вежарий» - «братья, заколовшие быка». Как правило, большие семьи чеченцев делились в третьем поколении после смерти главы семьи – «ц1ийнда», когда новым ее главой становился старший брат, пользовавшийся таким же авторитетом и уважением, как и отец. Внутренняя жизнь такой братской неразделенной семьи уже более активно регулировалась семейным советом братьев, где старший из них зачастую выступал исполнителем воли остальных. В его обязанность входило регулирование хозяйственной и общественной жизни большой семьи, однако уже без права единолично принимать какие-либо важные решения в отношении семейного имущества и т.п.

Причина коллективного уменьшения больших семей кроется и в развитии производственных сил, которые постепенно создавали возможность для существования меньших семейных групп. Таким образом, в пореформенный период господство большесемейных коллективов уже не было экономической необходимостью и изживало себя. Следует отметить, что на пути окончательного распада больших семей стоял ряд преград: экономическая слабость отделяющихся семей, подымная налоговая система, традиция и т.д. В Чечне встречались семьи, которые даже после распада продолжали жить совместно и вести общее хозяйство до тех пор, пока оно у каждой малой семьи экономически не укреплялось для самостоятельного ведения.

Таким образом, подводя итог к сказанному, следует согласиться с исследователем семьи и семейного быта народов Кавказа Я.С. Смирновой, которая отметила, что не всегда с определенностью можно утверждать, что у того или иного народа в зафиксированный период (XVIII –XIX в.) встречался только один тип большой семьи, поскольку бытовали и семьи смешанного типа.

Малая семья обычно состояла из родителей и их незамужних и неженатых детей. Бытовали две разновидности малой семьи-простая (несложная) и сложная малая. В целом малые семьи были двух и трехпоколенные. В малой семье также сохранялись присущие большой семье структура внутренних отношений, патриархальные нормы. Младшие подчинялись старшим, женщины подчинялись мужчинам-вот та традиционная иерархическая лестница, которая распространялась не только в семье, но и простиралась за ее пределами.

Разделение труда в малых и больших семьях в дореволюционный период было связано с экономическим уровнем и направлением хозяйства семьи. У чеченцев половозрастное разделение труда было традицией, которая являлась следствием низкого уровня развития ремесла, носившего во многом еще домашний характер. Имело значение и длительное бытование большой семьи, что, впрочем, объяснялось причинами экономического характера, а не особой приверженностью традициям старины. Совершеннолетие для юношей наступало в 16-18 лет, но, несмотря на это власть отца распространялась на сыновей и после достижения этого возрастного рубежа.

Примечательно, что у чеченцев, в отличие от других народов Кавказа, при решении судьбы дочерей учитывалось их мнение; через мать отец узнавал мнение дочери и в очень редких случаях выдавал ее замуж против ее воли. Чеченцы говорили, да и сейчас говорят: «Безамцацакхоьллинадоьзал-ирсехир бац»-«Семья, созданная без любви, не будет счастливой». В большинстве случаев старались следовать этому, поскольку считалось, что именно согласие, взаимопонимание супругов определяли судьбу и будущее семьи.

Уважение и почитание старших выражалось также и в том, что младшие не называли старших по имени, а пользовались широко принятой в быту терминологией родства: отец –дада; мать-нана; дед по отцу- ден да; дед по матери-нена да; тетя по матери-нена йиша (неца); тетя по отцу-(деца); дядя по отцу-де ваша (ваши); дядя по матери-нена ваша-(ваши).

Следует отметить, что употребление этих и других терминов как бы демонстрировало подчинение младших старшим, что находило свое внешнее выражение в многочисленных подчеркнутых знаках почитания родственников, поддерживалось разного рода семейными и обрядовыми традициями.

Семья, независимо от того, была она большой или малой, всегда продолжала выполнять свойственные ей функции и играла основную роль в сохранении и передачи социального опыта и культурных ценностей новым поколениям.

 

Список литературы:

  1. Алироев И. Ю. История и культура чеченцев. Грозный 1994 г. -205 с.
  2. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, вторая половина XIX-XX вв. М.: Наука 1983. -264 с.
  3. Хасбулатова З. И. Семья и семейные отношения // Чеченцы. М., 2012. – 351-355 с.
  4. Хасбулатова З. И. Семья и семейная обрядность чеченцев в XIX-начале XX века. (Историко-этнографическое исследование).  М., 2018. – 432 с.

Оставить комментарий