Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(139)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ТРАНСФОРМАЦИИ КУРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ХХ ВЕКЕ
АННОТАЦИЯ
В данной статье прослеживаются тенденции изменения архитектуры на протяжении ХХ века. Рассматриваются основные сооружения, иллюстрирующие различные архитектурные стили и направления.
Ключевые слова: архитектурный облик города, архитектурный стиль, модерн, советский модернизм.
Город Курск готовится отметить свое тысячелетие. К этому событию приурочен архитектурный конкурс «Курск 2032», в котором были представлены проекты по созданию концепций восстановления историко-культурного облика центральной части города Курска. И уже недалек тот день, когда интересные и смелые проекты будут претворены в жизнь, чтобы изменить архитектурный облик нашего города.
Курск – город с тысячелетней историей и интересной архитектурой. Многие сооружения, построенные десятилетия назад, и сегодня украшают наш город. Если посмотреть на курские улицы, то можно заметить, что здания очень отличаются друг от друга. Это обусловлено тем, что перемены времени, смена власти и идеологии нашли свое отражение в архитектуре города. Данная статья представляет собой краткий аналитический обзор изменений, происходивших в архитектуре города, начиная с 1912 года до середины 80-х годов ХХ века.
Начало ХХ века ознаменовано появлением новаторского архитектурного стиля, получившим название «модерн». Этот стиль неразрывно связан с отказом от традиций, переосмыслением прошлого и развитием технического процесса, помогавшего осуществлять интересные задумки архитекторов. Модерн как стиль начал быстро развиваться и получил широкую огласку сначала по всей Европе, а вскоре и по всему миру. Поэтому название стиля в каждой стране было различным. Например, во Франции, прародительнице этого стиля, он назывался «ар-нуво», в Австрии – «сецессион», в Испании – «модернизмо».
Одним из сооружений в этом стиле в Курске является здание Центрального банка РФ по Курской области. В 1910 году встал вопрос о приобретении усадебного места в центральной части города для строительства специального банковского здания для отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. А уже в 1911 году была приобретена усадьба Сапунова, располагавшаяся на углу улиц Московской и Белецевской (сейчас на углу улиц Ленина и Челюскинцев). В 1912 году был приглашен гражданский инженер из Симбирска – Федор Осипович Ливчак. Непосредственно строительными работами руководил инженер-архитектор П. В. Кикин. Все лепные работы по рекомендации Ф. О. Ливчака выполнил германский подданный, скульптор Лев Осипович Бенш, который был известен по отделке здания Дворянского собрания.
В 1913 году строительство здания банка было завершено.
Рисунок 1. Вид на Центробанк 1925 г.
Что же позволяет отнести это здание к стилю модерн? Во-первых, это наличие большого количества декоративных элементов, в частности, майолики с растительным орнаментом, который характерен для модерна, во-вторых, это плавность линий, которая заметна на арочных окнах и кронштейнах.
Великая Октябрьская Социалистическая революция дала мощный импульс творчеству во всех областях культуры, искусства, архитектуры. Революционные социалистические идеалы, отмена частной собственности на землю и крупную недвижимость, плановые основы социалистического хозяйства раскрыли невиданные ранее горизонты в сфере градостроительных исканий, создания новых по социальному содержанию типов зданий, новых средств выразительности архитектуры.
Необходимость ликвидировать последствия Великой Отечественной войны, в результате которой большая часть Курска лежала в руинах, потребовала новых архитектурных решений. К послевоенным постройкам относятся здания областного УВД и Дома книги, находящихся по улице Ленина в городе Курске.
Здание Дома книги было спроектировано тогда еще молодым архитектором М.Л. Теплицким в начале 50-х годов. На облик здания большое влияние оказало построенное раньше здание областного УВД. В этот период времени в советской архитектуре господствовал стиль «архитектурных излишеств», который подразумевал большое количество декоративных элементов, например, обилие лепнины. Плоский фасад здания расчленен арками, которые разбавляют его монументальный вид. Главная арка, где расположен вход, дополнена пилястрами и барельефами. Всю декоративную работу, а именно отливку барельефов и архитектурных деталей, выполнил скульптор В. А. Дмитриев, который также работал над декором соседнего здания, областного УВД.
«Хрущевская оттепель» в СССР открыла для советских архитекторов новые горизонты. Стали появляться не издававшиеся ранее профессиональные журналы, а возможность отправиться за границу позволила обмениваться опытом с архитекторами из стран Европы. Такой обмен способствовал появлению нового стиля в СССР – советского модернизма, который позже стал единственным официальным архитектурным направлением в стране в период с 1955 по 1991 год. Истоки этого направления находятся в работах основателей современной архитектуры таких как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и других. Основными характеристиками этого стиля стали массивные формы и конструкции; большие плоскости, сделанные из одного материала (железобетона); функциональный подход к организации пространства и выбору внешней формы; светлый цвет фасада и стен; урбанистический внешний вид построек.
В нашем городе достаточно много зданий, выполненных в стиле советского модернизма, но отдельно хочется отметить здание Курского Драматического театра им. А. С. Пушкина. Проектирование здания началось в начале 70-х архитекторами Е. Розановым, Л. Лавровой, а также инженером Э. Вейсбейном. В 1979 уже был подготовлен проект с макетом театра на 1000 мест.
Рисунок 2. Макет театра 1979 г.
Строительство здания драматического театра им. А.С. Пушкина было окончено в 1983 году. На фасад здания была установлена восьмиметровая бронзовая скульптура богини Ники, которая держит в вытянутой правой руке пальмовую ветвь – символ мира. У ее ног были расположены две театральные маски из белого камня: комедии и трагедии. Эти элементы были выполнены скульпторами Акимушкиной В.М., Кнорре А.Г., Мельниковой П.В. и Волковым С.Н.
По задумке театр должен был войти в комплекс культурного центра в Курске с картиной галереей, высотным зданием гостиницы «Курск», стадионом «Трудовые резервы» и спортивным залом. К сожалению, этот план был реализован лишь частично. Если посмотреть на внешний вид театра, то можно убедиться, что он выполнен в стиле советского модернизма, на это указывают приведенные раньше характеристики, во-первых, это его массивные формы, выполненные из железобетона, во-вторых, урбанистический вид и, в-третьих, выбор форм, которые неразрывно связаны с функционалом самого театра.
Рисунок 3. Драматический театр сегодня
На протяжении всего ХХ века архитектура городов нашей страны, в том числе и Курска, непрестанно менялась. Сегодня мы видим наш город в том виде, который соответствует изменениям, происходившим в советской архитектуре на протяжении семидесяти лет. Сейчас многие здания имеют статус регионального культурного наследия, которое мы должны ценить и сберечь для будущих поколений.
Список литературы:
- Архитектура модерна URL: https://annawwts.com/architecture/modern/ (26.10.2020).
- Курск дореволюционный и Курская губерния до 1917 г. / Кузнецова Л.А. URL: http://old-kursk.ru/strit/kl130628.html (26.10.2020).
- Советская архитектура 1920-1950 гг. Былинкина Н. П. и Рябушина А. В. URL: http://arx.novosibdom.ru/node/2372 (26.10.2020).
- Дом книги / Степанов В. URL: http://old-kursk.ru/kp/kp009.html (26.10.2020).
- Статья о строительстве дома книги / Шпаков И. URL: https://shiva16.livejournal.com/62883.html (26.10.2020).
- Истоки и направления советского модернизма / Ефимов Д. Д., Фахрутдинова И. А. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-i-napravleniya-sovetskogo-modernizma (26.10.2020).
- Проект драматического театра А. С. Пушкина в Курске / Шпаков И. URL: https://shiva16.livejournal.com/25711.html (26.10.2020).
- Zvyagintseva Marina, Pozdnyakov Andrey, Mishchenko Olga. Constant mythologems as a component of Regional cultural memory / Marina Zvyagintseva, Andrey Pozdnyakov, Olga Mishchenko // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS ISS 2357-1330 Volum LXXVI. – 2019. – pp. 3470-3477.
- Звягинцева М.М. Архитектурная среда Курска как составляющая культурной памяти // Архитектоника региональной культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Курск, ЮЗГУ, 2019. С. 13-17.
Оставить комментарий