Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(14)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА
В настоящее время школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней возрастающие требования. В свете новых требований, которые выдвигают Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного общего образования к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию личностных, метапредметных, предметных результатов. Формирование ключевых образовательных компетенций происходит средствами содержания образования. Учащиеся получают навыки решения в повседневной жизни реальных проблем – от бытовых до производственных и социальных. Тем не менее, умения и навыки креативной деятельности так же важны для современного человека, как и фундаментальные знания по общеобразовательным предметам.
Чтобы обеспечить оптимальные условия для повышения мотивации личности к познанию и творчеству, формирования ключевых компетенций обучающихся, раскрытия технических способностей обучающихся, необходимо использовать активные формы педагогических технологий.
Одной из наиболее распространенных в настоящее время активных форм педагогических технологий являются проектные технологии. Применение проектного метода позволяет организовать образовательный процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательно-творческий процесс, результатом которого будет опыт, знания и умения, компетенции.
Важно понимать, что, осуществляя проектную деятельность в образовательном учреждении, руководитель проекта (воспитатель ДОУ, учитель и т.д.) должен понимать необходимость соблюдения этапов, стадий и фаз классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содержание структурных компонентов.
По мнению Н.А. Виноградовой [1], важнейшими стадиями проектов можно назвать целеполагание, разработку проекта, выполнение проекта и подведение итогов.
В практике современных образовательных учреждений используют различные типы и виды проектов.
Американский педагог Е. Коллингс выделял следующие виды проектов:
- экскурсионные;
- проекты рассказов или отчётов;
- трудовые проекты;
- проекты-игры [3].
В контексте определения видов и типов школьных проектов большое значение имеет классификация Н.В. Матяш, которая предлагает классифицировать проекты по содержанию [2]. Согласно данной классификации выделяются следующие виды проектов:
1. Интеллектуальные (работа, связанная с усовершенствованием различных технологий обработки: материалов, продуктов, почв; разработка программ для компьютера; дизайнерские идеи и т. д.);
2. Материальные (предусматривают создание инструментов, приспособлений, бытовых устройств, учебно-наглядных пособий и т.д.);
3. Экологические (реализуются проекты по очистке загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; организация сбора вторичного сырья);
4. Сервисные (осуществляется сбор, оформление и предоставление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; определение необходимых услуг);
5. Комплексные (содержат в себе интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие).
В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (понятие информации, количество информации, системы счисления, алгоритмизация и др.) много внимания уделяется освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. При наличии одного часа в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. Метод проектов может играть в данной ситуации значительную роль.
Н.Ф. Яковлева [4] отмечает, что для успешного использования проектной технологии на уроках информатики необходимо выполнение ряда условий, без которых проектная деятельность в рамках учебного предмета будет малоэффективной. К таким условиям можно отнести:
- наличие компьютерного класса с персональными компьютерами или ноутбуками, объединенными в школьную локальную сеть с выходом в Интернет;
- наличие проектора;
- наличие интерактивной доски и проекционных экранов;
- наличие принтера и многофункциональных печатающих устройств.
Анализ рабочих программ по информатике позволил установить, что первое знакомство школьников с компьютером и предметом «Информатика» происходит в начальной школе в курсе образовательной области «Математика и информатика». Дети имеют возможность получить опыт работы со средствами ИКТ в процессе работы с учебными материалами нового поколения на других предметах, а также во внеурочной деятельности в рамках специальных курсов. В основной школе начинается изучение предмета как дисциплины, имеющей большое значение в формировании мировоззрения современного человека и научной картины мира. В старших классах преподавание информатики делится на два уровня – базовый и углубленный.
Программой курса 5-7 классов предусмотрено выполнение проектов, носящих краткосрочный характер или использование элементов проектной технологии на уроке. Это связано с учетом возрастных особенностей учащихся и с количеством отводимых часов на изучение курса 5-8 классы – один час в неделю, 9 классы – два часа.
Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов и инструкций по созданию информационного объекта. В заданиях второго уровня сложности ребенок должен самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. На данном этапе дети должны использовать полученную информацию для работы в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее сильных и умеющих самостоятельно выполнять работу учащихся, имеющих дома компьютер или свободное время для работы в медиатеке. Именно такие задания формируют навыки проектной технологии и проектной культуры, поскольку при их выполнении каждый следующий шаг работы опирается на результат предыдущего шага, приучает ученика к постоянным движениям от промежуточного результата к условиям и вопросу, определяющим цель действия, формируя умение учиться, самостоятельность, инициативность школьника.
В 8-9 классах аналогичным образом сформированы задания компьютерного практикума и, более того, ребенок может их выполнять с использованием любого программного обеспечения, как дома, так и в школе.
Кроме заданий и проектов детям необходимо предлагать выполнение проектов на заданные темы, изучаемые в теоретической части курса. Например, «История хранения информации», «Мои любимые компьютерные программы», «Как возникли различные системы счисления», «Где и как можно использовать роботов?», «Вирусы и антивирусные программы», «Языки программирования – история их создания, использования, дальнейшего развития» и т.п.
Таким образом, в рамках получения общего образования на уроках информатики учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной, практической, предпрофессиональной деятельностью.
Старшеклассники в силу своих возрастных особенностей более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности.
Презентацию результатов проектной деятельности целесообразно проводить на уроках обобщения, а также в рамках школьной научно-практической конференции, по результатам которой учащиеся имеют возможность пройти на следующий уровень - районный и городской. При этом педагоги должны владеть информацией о реальных сроках проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, давая тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности.
Предлагаемые задания и темы для проектов должны предусматривать использование учащимися хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми, которые они должны приобрести. Знакомые обеспечивают чувство уверенности в своих силах, а неизвестное дает возможность идти вперед к новым знания.
При работе над проектом учащиеся должны иметь представление о том, что будут оценивать при презентации проекта, и учитывать эти моменты в своей работе. С критериями оценивания, которые играют роль инструкции, дети знакомятся на начальном этапе работы.
Таким образом, в ходе выполнения работы учащийся имеет возможность контролировать себя на каждом этапе создания проекта, проводить анализ, а также корректировку отдельных шагов, тем самым вырабатывая умение рефлексировать и повышая результат своей работы.
Собственные наблюдения показали, что применение метода проектов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Заинтересованность учащегося творческой работой позволяет проявить ему креативность, развивать способность к рефлексии и самооценке, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях, то есть повышается мотивация к дальнейшему изучению информатики.
Список литературы:
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш; под. ред. В.В. Рубцова. – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 2000. – 286 с.
- Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований // Методические ориентиры. – 2013. – №4 (4). – с.2-8.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
Оставить комментарий