Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(143)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ЧЕТА ЧЕЛПАНОВ: ЛИЧНОСТЬ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БУРХАНИЗМА
CHET CHELPANOV: PERSONALITY AND ROLE IN THE FORMATION OF BURKHANISM
Angelina Ilina
Master's student, Faculty of History and Law, Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy,
Russia, Tula
АННОТАЦИЯ
Появление новой религии на Алтае «акjанг» (бурханизм) в начале XX в. связано с личностью Четы Челпанова – он стал первым проповедником и идеологом новой веры. В данной статье рассматривается личность проповедника, оценивается его роль в формировании движения.
ABSTRACT
The emergence of a new religion in Altai "akjang" (Burkhanism) at the beginning of the XX century connected with the personality of Cheta Chelpanov - he became the first preacher and ideologist of the new faith. This article examines the personality of the preacher, evaluates his role in the formation of the movement.
Ключевые слова: бурханизм, акjанг, алтайцы, религия, проповедник.
Keywords: Burkhanism, Akjang, Altaians, religion, preacher.
В начале XX в. у инородческого населения Алтая появляется новая религия. Алтайцы называют ее «акjанг», в историографии религия получила название бурханизм. Бурханизм, как и любое движение безусловно нуждалось в своем лидере. Ключевую роль здесь сыграл Чета Челпанов и его приемная дочь – Чугул. Они выступили идеологами и проповедниками новой веры среди алтайского населения.
Чета Челпанов происходил из бедной семьи, ведущей кочевой образ жизни [7, с. 12]. В конце 80-х годов XIX в., он женится на дочери «богатого калмыка 3-й Алтайской дючины Маркитана» [7, с.1 2]. Детей у Четы не было и в 1890 г. взял «в приемыши» сироту Сороку – Чугул [7, с. 13]. Родственники Челпанова и люди, знающие его с детства, говорили, что Чета был безграмотным, «никаких ненормальностей и вообще особенностей не проявлял» [7, с. 13].
Рассматривая личность Челпанова, Л.И. Шерстова отмечает, что его появление в роли проповедника было неслучайно и скорее всего, связанно это с особенностями характера [6, с. 137]. Современники описывают его как впечатлительного и достаточно эмоционального человека [6, с. 137]. А. Семенов, лично беседовавший с Челпановым, говорит о нем как о человеке ничем не примечательным, но «более нервным, чем другие» [3]. Скорее всего он был легко-внушаем, и по все видимости умел убеждать других в то, во что верил сам. Но даже если и так, то это не дает ответа на вопрос – как бедному, неграмотному алтайцу удалось собрать такое количество последователей?
По одной из версий объяснение стоит искать в заинтересованности влиятельных лиц Алтая в появлении бурханистского движения. Л.П. Потапов, например, в движении бурханизма видит влияние зажиточной буржуазии Алтая [2, с. 186]. Бурханизм был для них попыткой использовать национально-освободительное движение алтайцев в своих целях. О влиянии зажиточных людей на появление, а также развитие бурханизма, говорит и А.Г. Данилин. По его утверждению, алтайские баи «помогали Чету Челпанову — и советами, и материально, и личным примером для бедноты — развертывать начатое дело» [1, с. 93]. Л.И. Шерстова также поддерживает мысль о заинтересованности «молодой прогрессивной буржуазии» в алтайском движении [6, с. 140].
Зайсанско-байская верхушка потеряла прежнее влияние, в связи с переустройством системы алтайского управления, а также земельных реформ. Так что подъем протестного движения среди алтайцев был возможностью возвращения старых порядков. По-видимому, зайсаны и баи сделали попытку всколыхнуть народные массы в надежде привлечь внимание правительства и подтолкнуть их к изменениям политики в своих интересах. О том, что зажиточные алтайцы были активными участниками движения, говорят списки арестованных бурханистов: среди 30 молящихся было 2 бывших зайсана, 1 помощник родового старосты, 1 бывший демич. До арестов в сборищах из 7 зайсанов участвовало 4 [7, с. 30].
Действительно простому алтайцу, не обладая влиянием, собрать за короткое время большое количество последователей невозможно. Да еще и убедить их принять новое религиозное учение, провозглашающее отказ от старой веры, учитывая тот факт, что общество было глубоко-религиозным и страх перед шаманами всегда присутствовал.
Л.И. Шерстова на этот счет высказывает еще одну интересную мысль о том, что возможно Чета Челпанов и сам обладал некоторым авторитетом среди алтайцев. На это указывает, во-первых, то, что за небогатого Челпанова отдал дочь богач Маркитан, а во-вторых, как раз тот факт, что «по одному лишь слову рядового алтайца (да еще «с придурью»)… (даже если он имел влиятельных покровителей) съехалось несколько тысяч скотоводов, причем в ответственный период весеннего отгона табунов и отар» [6, с. 137]. Речь идет о том, что возможно Чета Челпанов сам являлся камом (шаманом). Об это говорят наличие у Четы бубна, божков, исчезнувших уже из быта обычных скотоводов, особенности характера и психики [6, с. 138].
Само слово «шаман» переводится как возбужденный, исступленный человек [5, с. 167]. Свидетели описывают Челпанова как «нервно экзальтированного человека» [7, с. 105] – т.е. повышено-возбужденного, неоправданно восторгающегося по поводу и без: «он поднимал при разговоре в догу руки кверху, его глаза горели каким-то особенным блеском, и он постоянно повторял ʺбурхан, бурхан!ʺ»[7, с. 105].
Таким образом, рассматривая личность Чета Челпанова, и его роль в формировании идеологии бурханизма, однозначные выводы сделать сложно. Проблема в том, что все данные, касаемые личности Четы, движения в целом, основаны на слухах, домыслах, показаниях «свидетелей», которые могли попросту пересказывать услышанное ранее.
Различные свидетельства дают основания полагать, что на самом деле организаторами движения являлись влиятельные и зажиточные алтайцы, а Чета Челпанов всего лишь исполнял роль проповедника. Об этом говорит большое число последователей и поддержка со стороны зайсанов и баев. Как нам удалось выяснить, причины у них действительно были. Избрание именно Челпанова как проповедника можно объяснить его родственными связями с «просвещенными богачами»[6, с. 137] (проще доверить эту роль известному человеку, к тому же родственнику) и особенностями психики (мы уже упоминали его нервозность и впечатлительность). Вопрос о том, был ли сам Челпанов шаманом в прошлом, за неимением доказательств, пока останется без ответа.
Список литературы:
- Данилин А.Г. Бурханизм: из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. — Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. – 208 с.
- Потапов Л.П. Очерк истории Ойротии. Алтайцы в период русской колонизации. – Новосибирск, 1933. – 202 с.
- Семенов А. Религиозный перелом на Алтае// Сибирский архив. 1913. № 9-11. С. 388-397// Бурханизм – Белая вера (Ак jаҥ): документы и материалы / отв. ред. Н.В. Екеев; сост. Н.В. Екеев, Н.А. Майдурова. – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2014. – 244 с.
- Соколов М. (Соболев М.) К истории бурханизма у алтайских калмыков. Рукопись // Бурханизм – Белая вера (Ак jаҥ): документы и материалы / отв. ред. Н.В. Екеев; сост. Н.В. Екеев, Н.А. Майдурова. – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2014. – 244 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1986. – 575 с.
- Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии. - Томск: Том. Гос. Ун-т, 2010. – 288 с.
- Бурханизм – Белая вера (Ак jаҥ): документы и материалы / отв. ред. Н.В. Екеев; сост. Н.В. Екеев, Н.А. Майдурова. – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2014
Оставить комментарий