Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (12-13 ЛЕТ) СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Для определения уровня развития композиционно-образного мышления учащихся подросткового возраста необходимо обосновать основные критерии оценки работ учащихся, основанные на объективных закономерностях построения образа в живописной композиции.
Критерии оценки – это количественные показатели, эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии. Эти показатели выводятся в количественную оценку. Отражение зависимости качества изображаемого от качества представления, косвенно и прямо можно встретить в научно-методических трудах П.Я. Павлинова, Н.Н. Ростовцева и других ученых, художников-педагогов. В данном случае, разработаны следующие критерии оценки, которые представлены на трех уровнях.
Уровень восприятия.
1. Наличие первоначального композиционного замысла - процесс формирования замысла проходит в несколько стадий: первая - из предложенной темы учителя у ребенка происходит композиционный мыслительный процесс, основанный на опыте, в котором возникает, развивается, осознается и оформляется первоначальный замысел.
2. Гармоничность и образность изображения. Новизна и оригинальность композиционного и пластического замысла. Данный критерий связан с единством эстетических и логических характеристик композиции, внутреннее содержание в полной мере выражается во внешней форме.
3. Целостность и выразительность изображения. Целостность - внутреннее единство. Внутреннее единство достигается при применении основных композиционных принципов. Замысел произведения, его содержательная форма обусловлены и материалом, спецификой художественного языка. Целостность достигается пространством и пластикой, цветом.
Уровень представления:
1. Композиционно-образное решение композиции. Композиционно-образное решение композиции, является для учащегося главной творческой задачей, которая напрямую связана с умением учащихся самостоятельно систематизировать информацию по теме композиции, производить отбор художественных материалов, анализировать их изобразительные, выразительные характеристики. Знание, понимание и использование в своей творческой деятельности базовых основ композиции, имеет большое значение при выполнении композиционного поиска.
2. Знание, понимание и использование основных законов композиции.
При отсутствии единства и целостности композиция теряет свои выразительные свойства, выразительные свойства достигаются при помощи композиционных принципов и законов таких как симметрия - асимметрия, контраст, нюанс, тождество и динамика, а также необходимо учитывать пропорции, подобие, ритм и масштаб и тектонику композиции.
3. Умение находить образ. Яркие впечатления накапливаются в течении системных наблюдений различных явлений действительности. Чем богаче дополнительный композиционный материал, тем выразительнее продукт творческой деятельности. А выразительный художественный образ может быть спровоцирован ярким впечатлением, высоким эмоциональным и умственным напряжением, то есть эмоциональная выразительность художественного образа в композиции, более всего характеризует интеллектуальный уровень учащихся, и является одним из признаков художественного образа.
На уровне технического исполнения:
1. Методически правильная последовательность ведения работы. Процесс работы над произведением можно разделить на несколько этапов: создание идеи на заданную тему; выбор формата и художественных материалов при помощи композиционных зарисовок и этюдов; выбор цветовой гаммы; реализация на основном формате наиболее удачного композиционно-образного решения. Данный критерий отслеживает работу мысли подростка.
2. Грамотное использование художественных материалов. Представляет собой умение правильно и аккуратно ими работать, этот навык зависит от развития мелкой моторики рук и старательности. У каждого материала есть свои особенности применения, которые учащиеся осваивают в процессе изображения.
3. Оригинальное использование художественных материалов. Чтобы достичь оригинальности композиционно-образного решения допускается использовать нетрадиционные техники рисования: набрызги, отпечатки, мозаичные мазки и т.д. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике подросток может отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Конечно, данные критерии не исчерпывают всех проблем оценки развития композиционно-образного мышления школьников. Однако они представляются как один из наиболее логичных, опирающихся на практику обучения возможных вариантов оценки развития способностей мышления, что обеспечивает нам в дальнейшем реальную возможность достаточно объективной оценки учебно-творческих работ школьников, выполненных на занятиях по изобразительному искусству.
Вышеизложенные критерии оценки позволяют определить уровень развития композиционно-образного мышления школьников на уроках изобразительного искусства, а также что основные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы научить учащихся на практике создавать выразительные композиционные образы.
Список литературы:
- Василенко, П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №8. – С. 148-151.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2000. – 242с.27. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С. 98-99, его же. Бытие и сознание. С 278.
- Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е. В. Шорохов. – М. : Просвещение, 1977. - 112 с.
Оставить комментарий