Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(143)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Макаренко А.И., Забиров И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 15(143). URL: https://sibac.info/journal/student/147/209447 (дата обращения: 25.11.2024).

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Макаренко Ангелина Игоревна

студент, кафедры прикладной лингвистики, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Забиров Илдус Рамилевич

студент, кафедры прикладной лингвистики, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Леушкин Руслан Викторович

научный руководитель,

канд. филос. наук, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

АННОТАЦИЯ

Цель работы – самостоятельно дать определение термину «социальная справедливость», раскрыть суть этого явления и определить принципы реализации. В статье рассмотрены различные мнения философов на тему справедливости: Аристотеля, Платона, Зигмунда Фрейда и Джона Ролза. Отмечено, что социальная справедливость затрагивает все сферы общества и влияет на качество жизни граждан. Научная новизна работы заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса социальной справедливости: с политической, социальной, философской и лингвистической сторон. В результате исследования были выдвинуты умозаключения об изученном явлении.

 

Ключевые слова: социальная справедливость, социальная философия, равенство, несправедливость, ценности.

 

Люди с самого рождения неравны по своим способностям: кто-то обладает более развитым интеллектом, кто-то ловкостью, другие же физически обгоняют первых. Именно поэтому в жизни должна быть справедливость, которая оценивала не только талант, дарованный с детства, но и труд человека, который он пронес через всю жизнь на своих плечах.

Социальная справедливость – это нечто большее, чем одна из ценностей, это высшая идея человечества. Эта идея значительно отличается от подобных ей, потому что жизнь людей в обществе немыслима без урегулирования определенных фундаментальных основ, к числу которых и относится сама справедливость.

Идеал справедливости – это система общественных институтов, которая не в единичных актах обеспечивает справедливое распределение общественных благ, а действует на постоянных обязательствах. Справедливость в наше время является общепризнанной ценностью, которая закреплена не только в документах мировых сообществ, но и в сознании людей.

Исторически первое представление о справедливости звучало так: все люди равны социально и экономически. Однако существовали консерваторы, которые выступали за стабильность в обществе и были господствующим классом. Крестьяне оправдывали эту несправедливость благодаря своим религиозным убеждениям. Они верили в покой в потустороннем мире из-за мучений, которые они терпели на земле. Это лишний раз доказывает, что «социальная справедливость» трактуется у всех по-разному, обозначение этого термина зависит от вероисповедания, статуса, мировоззрений и убеждений человека.

Рассмотрим позиции различных философов на тему «социальной справедливости» и проанализируем их точку зрения. По мнению Аристотеля, социальная справедливость – это механизм, регулирующий отношения между людьми по поводу распределения социальных ценностей (богатство, престиж, уважение). Он считал, что справедливостью не является равное распределение благ или правый суд. На самом деле, справедливость есть адекватная оценка объемов и степени производимого труда, которая может проявляться в виде денежного поощрения или обмене.

Платон же в своем «Государстве» попытался объяснить, что такое социальная справедливость. В его трактате говорилось, что именно видение идеального мира у справедливого человека является примером справедливого общества. Судя по его концепции, каждый субъект имеет свою сферу влияния, которая имеет, а справедливостью же является соответствие этой сфере. К примеру, молоток или пила имеет сферу в строительстве или плотничестве, которую Платон считает «справедливой».

Существует также концепция «справедливость – зависть», которая в своем первоначальном виде довольно проста и прямолинейна. В современном варианте она принадлежит Зигмунду Фрейду, но в то же время она пересекается с мыслями Фридриха Ницше о том, что главной задачей человечества является создание «сверхлюдей». Имеется в виду то, что единственная справедливость кроется в «сверхлюдях», а то, что люди называют справедливостью ничто иное, как зависть.

Основной посыл заключается в том, что только те, кто завидуют более успешным людям, ратуют за социальную справедливость с учетом того, что нормой является ничем не ограниченная экономическая, социальная и политическая поляризация общества, где обездоленные не имеют никакого права на защиту со стороны общества и государства.

Философ Джон Ролз в своем труде «Теория справедливости» предлагает два принципа справедливости:

1) Каждый человек должен иметь равные права в наиболее широком спектре свобод, которые могут быть совместимы с подобными свободами для других.

2) Социальные и экономические свободы должны быть составлены так, чтобы наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с принципом ответственности перед будущими поколениями и принципом справедливого неравенства и доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей.

Проанализировав различные мысли известных философов, можно сделать вывод, что социальная справедливость - это одна из фундаментальных, предметных проблем философии, поскольку она является ценностным ориентиром для развития общества, отражает основные противоречия, возникающие в процессе этого развития, и способствует нахождению выходов для разрешения этих противоречий.

 

Список литературы:

  1. Бишток Ф.И., Ермакова А.И., Наумова Н.Ф. и др. Проблема социальной справедливости в зеркале современной экономической теории. М., «УРС», 2002.
  2. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. М., 2005. с.326-327.
  3. Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1992.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.