Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(150)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЖ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF OBZH
Marina Dedova
student of the Industrial and Pedagogical Faculty, Kursk State University,
Russia, Kursk
Ekaterina Dmitrieva
scientific adviser, candidate of biological sciences, Associate Professor, Kursk State University,
Russia, Kursk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматренны особенности и педагогические условия применения игровых технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности в системе основного общего образования.
ABSTRACT
The article describes the special and pedagogical conditions for the use of game technologies in the lessons of the basics of life safety in the system of basic general education.
Ключевые слова: игровые технологии, учебная игра, учебный материал, основы безопасности жизнедеятельности, обучение, учащиеся, обучающиеся.
Keywords: game technologies, educational game, educational material, basics of life safety, training, students, students.
Игровые технологии служат одной из популярных форм обучения. Игра позволяет сделать будничную учебу более яркой, провести интересные мероприятия по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, что усиливает все психические процессы и функции обучающихся [8].
Любая игра позволяет практически применить полученные знания в новой ситуации, что также делает процесс обучения приятным и интересным. Особое значение отдается развивающему и обучающему аспекту игры, её коммуникативной и познавательной особенности. Игра также выступает стимулом получения новых знаний и дальнейшего обучения [4].
Для использования игрового обучения на предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо наличие воображения, чтобы деятельность могла быть интересной. В таких играх воображение работает во внешнем действии и реализуется практически. Эффективность развития познавательного интереса обучающихся на уроках ОБЖ зависит от особенностей постановки задач. Для их определения составляется тематический план, учитываются уже полученные ранее знания, и сложность освоения нового материала, индивидуальные особенности каждого учащегося [1].
Игровая технология обладает определенной целостностью, куда включаются части и стадии процесса обучения. Игра в обучении приравнивается к иным обучающим формам, в ней также присутствует цель, средства, процесс игры и результат [2].
Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, снижает уровень тревожности, создает ощущение спокойствия, улучшает отношения в коллективе. С помощью игры обучающиеся учатся взрослой жизни, общаться в обществе, получают необходимые знания [6].
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, где обучающийся также учится управлять собой.
Включение игровых технологий в образовательный процесс способствует доступности информации и активизации познавательного интереса к изучаемому предмету. Игровые технологии способствуют развитию у обучающихся логического мышления, учащиеся осваивают методы обобщения и систематизации, учатся классифицировать, рассуждать, ориентироваться в окружающей обстановке [3].
Педагогические условия определяют суть игры, включают в себя части обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. Педагогические условия могут рассматриваться как обстоятельства процесса обучения, служат методами отбора содержания, методами для реализации обучающих целей.
Педагогические условия – среда, где представляется общность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.
При использовании игровых технологий на уроках ОБЖ необходимо придерживаться ряда условий:
1) игра должна соответствовать целям и тематике урока;
2) любое игровое занятие должно быть направлено на развитие самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса;
3) игра должна быть умеренной, не вызывать усталость;
4) игровое занятие должно обеспечивать творческо-преобразующую деятельность обучающихся;
5) учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников.
Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях общего образования. Различные виды игр можно применять как от изучения нового материала, так и до уроков обобщения и систематизации знаний [5].
Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется:
1) в качестве самостоятельных технологий для рассмотрения нового материала, например, каждому разделу учебника соответствует игра: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.
2) как обобщение более крупных разделов, это может быть использовано при рассмотрении проблемных ситуаций и задач по предмету, например, ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.;
3) для изучения какой – то части урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
4) в виде внеклассной работы, сюда можно отнести сетевые игры по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница» и др. [7].
Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ определяется особенностями и педагогическими условиями их применения, связи задач с обычными дидактическими упражнениями. Применение игровых технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности.
Список литературы:
- Агеева Е.Л., Шабунин Ю.И. Использование игровой технологии при освоении обучающимися правил безопасного поведения в природной среде // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 12.– С.50-55.
- Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль: Академия развития. – 2014. – 272 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение. – 2019. – 324 с.
- Кириллова О.А. Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – №52. – С.14-22.
- Латчук В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. Методическое пособие по ОБЖ: 5-9 классы. – М.: Дрофа. – 2014. – 184 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Просвещение. – 2018. – 228 с.
- Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. – 2015. – №3.1. – С. 125-129.
- Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании. – М.: Просвещение. – 2016. – 414 с.
Оставить комментарий