Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 30(158)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Регионоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
МЕСТО И РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ КОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА (АНАЛИЗ РАБОТ РУССКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.)
Религия в настоящее время, как и в прошлые века, является неотъемлемой составляющей жизни человеческого общества. История, культура, быт народа, религиозные воззрения – это компоненты, которые переплетаются и взаимодополняют друг друга. Сложно понять народ, его менталитет, не рассмотрев и не поняв его систему верований и ее роль в обществе. Стоит отметить, что в Республике Корея несмотря на то, что больше половины населения считает себя атеистами [4], религиозное мировоззрение корейского народа все-таки является одной из самых важных составляющих корейского менталитета. Оно формировалось на протяжении всей истории страны под влиянием шаманизма, буддизма, конфуцианства. Таким образом, шаманизм оставил корейцам суеверия, поверья, духов; гуманность, милосердие, терпимость и послушание пришли из буддизма и прослеживаются в корейском менталитете; а чувство долга, стремление к гармонии, почтительное отношение к возрасту и повышенное внимание к образованию и самосовершенствованию корейцам дало конфуцианство [1]. В настоящее время также огромное влияние оказывает и христианство, которое стало активно распространяться в XIX в.
Стоит сказать, что изучать религиозную ситуацию на корейском полуострове интересно по работам путешественников, исследователей и дипломатов. Особую значимость для российского корееведения и истории российской дипломатии имеют работы русских исследователей, посетивших Корею в конце XIX и начале XX вв. Также современная картина страны имеет колоссальные различия с ситуацией в те времена во многих областях жизни, из-за чего любопытно сопоставлять и сравнивать. Именно поэтому были проанализированы такие труды, как «Очерки Кореи» Михаила Александровича Поджио (1892 г.), «Описание Кореи» Николая Васильевича Кюнера (1900 г.) и «Страна утренняго спокойствия» Петра Юльевича Шмидта (1905 г.). Эти труды затрагивают практически все аспекты жизни корейского общества того времени – от государственного устройства до семейного быта, а также большое внимание уделяется и религии.
Каждый из исследователей отметил уникальность религиозной ситуации в Корее, ведь для нее характерен такой феномен как религиозный синкретизм. «Духовная жизнь Кореи интересна в том отношении, что в стране мирно уживаются одновременно три очень разнородные религии, которые даже тесно переплетаются одна с другой, так что не всегда легко уяснить себе, с какой из религий имеешь дело» [5, с. 77]. Каждый из авторов описывает эти три религиозные системы (шаманизм, буддизм и конфуцианство), но при этом все делают акценты на абсолютно разных вещах, что дает возможность увидеть более полную картину религиозной ситуации Кореи.
Петр Юльевич Шмидт в своем труде «Страна утренняго спокойствия» подробно описывает корейских духов и демонов шаманизма, шаманские обряды; говорит об основах буддизма; описывает устройство буддийского храма и даже прилагает их фотографии, а также фотографии буддийских монахов. Здесь следует отметить, что П.Ю. Шмидт – единственный из исследователей, чьи работы были проанализированы, кто сделал фотографии. Также исследователь дает описание конфуцианства и историю распространения христианства в Корее.
Михаил Александрович Поджио в «Очерках о Корее» делает акцент на шаманских обрядах, колдунах и гадальщицах; подробно описывает жизнь бонз – буддийских монахов, их систему деления на классы и роль в управлении государственными делами; рассказывает о женских буддийских монастырях и конфуцианских храмах; приводит примеры корейских суеверий, а также захватывает историю распространения христианства.
В «Описании Кореи» Николая Васильевича Кюнера подробно описаны категории духов и обрядов в корейском шаманизме; Николай Васильевич стал единственным из ученых, работы которых были проанализированы, кто затрагивает тему даосизма в своем исследовании и вводит понятие корейской мифологии; рассказывает про культ предков, культ великих людей и культ духов; очень подробно расписывает то, как распространялось христианство в Корее – от первой корейской церковной иерархии и первого гонения на христиан до пресвитерианских и методистских миссий и появления первых сект на территории корейского полуострова.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что на конец XIX в. официальной государственной идеологией в Корее считалось конфуцианство. Однако, шаманизм продолжал сохранять свою значимость.
В шаманизме почитались духи земли, неба и воздуха, хранители холмов, рек, пещер, даже тигра. Особенно почитались утренняя звезда и небо. Стоит отметить, что корейский шаманизм носит характер пандемонизма [2, с. 2], то есть демоны обитают везде и во всем – в дереве, в реке, в камне, они неразлучны с жилищем человека и неотступно следуют за самим человеком, принимая участие в различных его действиях и так или иначе влияя на его судьбу [5, с. 79].
Мировоззрение корейцев также требовало наличие официальных шаманов, услуги которых оплачивались государством. Шаманами в Корее были либо слепые мужчины, которых называли «пань-су», либо женщины – «му-данъ». По отчету губернатора Сеула, в январе 1897 г. в столице находилось больше 1000 му-данъ; каждая зарабатывала около 15 долларов ежемесячно. Таким образом, Сеул на одних только му-данъ расходовал 180000 долларов в год, а ежегодный расход всего государства, предположительно, превышал 2,5 млрд. долларов. [2, с. 14].
Описывая буддизм в Корее, русские путешественники отмечали, что значимость данного религиозного учения буддизма менялась на протяжении всей истории государства.
Особого расцвета буддизм достиг к X в. Вероятно, благодаря буддийским монахам, которые сыграли определенную роль в объединении трех государств под властью одного монарха, из-за чего буддизм был сделан государственной религией [3, с. 253]. Короли щедро одаряли буддийские монастыри. Монахи пользовались почетом, а вместе с тем и влиянием. Стоит отметить, что благодаря им строились школы, новые монастыри, писались книги; бонзы выступали просветителями. Вообще в этот период буддизм играл важную роль как в общественной, так и в политической жизни страны.
Однако в XIV в. он начал терять свою значимость, так как новой династией было принято китайское летосчисление, а также китайское религиозное учение Конфуция, и к XIX в. уже перестал оказывать какое-либо влияние, хотя и продолжал существовать наряду с конфуцианством.
Так описал положение буддизма в начале XX в. П.Ю. Шмидт: «При более близком знакомстве с буддийскими монахами и монастырской жизнью приходится убеждаться в том, что буддизм переживает в настоящее время в Корее период полного упадка. Сами монахи не образованы и плохо знают даже свое вероучение; в лучшем случае они знакомы с несколькими молитвами, и лишь немногие могут читать свои священные книги на санскритском языке. О сущности буддийской религии и о философской стороне ее они имеют самое смутное понятие» [5, с. 87].
Важно отметить, что идеи буддизма не сильно изменили представления корейцев. В сознании народа буддийские божества смешались с духами шаманизма, поэтому им воздавали одинаковое почитание.
Конфуцианство же, которое сменило буддизм, отразилось в Корее скорее, как собрание нравственных правил, которые должны содействовать человеку в сохранении душевного спокойствия и полной гармонии между его внутренним миром и внешним миром, чем как религиозное учение [2, с. 29].
Однако под влиянием конфуцианских догм и воззрений Корея переняла китайские обычаи. Так, например, вдовам было запрещено выходить вторично замуж, был установлен трехлетний траур после смерти родителей и т.д.
В XIX в. стало активно распространятся христианство. Корейцы сопротивлялись этой религии, ведь им нужно было отказаться от жертвоприношений предкам и перестать принимать участия в языческих обычаях, а для корейцев они составляли главную суть всех их религиозных воззрений. Но несмотря на это, к 1856 г. в Корее насчитывалось уже более 15000 христиан, а к началу 1897 г. общее число христиан составляло 29579 человек, из которых было 28802 католиков и 777 протестантов [2, с. 50, 56].
Таким образом, работы русских путешественников, в которых авторы рассказывают об одних и тех же религиях и религиозных учениях, затрагивая при этом разные аспекты, информативно дополняют друг друга. Это позволяет получить полное представление о религиозной ситуации в Корее как на протяжении истории страны, так и в то время, когда вышеупомянутыми путешественниками проводились исследования. Можно сделать вывод, что религия отражалась как в повседневной жизни корейцев, так и в обычаях, традициях, ритуалах народа. Она также влияла на образование и просвещение, и даже на политику. В зависимости от господствующей системы верований в конкретный период истории государства, определялся и вектор развития, направление преобразований в стране.
Список литературы:
- Место и роль религии в менталитете корейского народа А.В. Ким [электронный ресурс] // CyberLeninka: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-religii-v-mentalitete-koreyskogo-naroda/viewer (дата обращения: 23.07.2021)
- Описание Кореи (с картой). Часть II / Н.В. Кюнер. – Санкт-Петербург: типография Ю.Н. Эрлихъ, 1900. – 495 с.
- Очерки Кореи. Составлено по запискам / М.А. Поджио. – Санкт-Петербург: Типография Е. Евдокимова, 1892. – 397 с.
- Религия в Республике Корея [Электронный ресурс] // Wikipedia: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F (дата обращения: 20.06.2021).
- Страна утренняго спокойствия. Корея и ея обитатели / П.Ю. Шмидт. – Санкт-Петербург: Издательство О.Н. Поповой, 1903. – 113 с.
Оставить комментарий