Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(16)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Батомункуева Б.А., Раднаева Э.Л. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 16(16). URL: https://sibac.info/journal/student/16/84345 (дата обращения: 29.12.2024).

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Батомункуева Бальжин Арсалановна

магистрант, кафедра уголовного права и криминологии БГУ,

РФ, г. Улан-Удэ

Раднаева Эльвира Львовна

канд. юрид. наук, доц. БГУ,

РФ, г. Улан-Удэ

Преступный мир зачастую больше привлекает несовершеннолетних, чем законопослушное общество, и в последнее время многие юноши оказываются под воздействием криминальной субкультуры, что способствует развитию у них противоправного поведения, деформациям их правосознания и совершению правонарушений (преступлений)

Криминальная субкультура явление в современном мире весьма динамичное, которое развивается и совершенствуется с изменением характера и динамики преступности несовершеннолетних.

Криминальная субкультура несовершеннолетних - это образ жизнедеятельности подростков, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности [1, с. 60].

Криминальная субкультура обуславливает антиобщественное и криминальное поведение несовершеннолетних, их система ценностей, установок и жизненных стилей имеет ярко выраженную противоправную направленность. Носители криминальной субкультуры оказывают влияние на несовершеннолетних не только тогда, когда вместе с ними входят в преступные группировки, внутри групп, но и при опосредованном совершении противоправных деяний, часто являясь вдохновителями и организаторами их преступной деятельности. Немаловажная роль в этом принадлежит атрибутике и образу жизни так называемых «авторитетов», которые из-за кризисных явлений в нашей стране и ослабления семейных уз часто выполняют функции единственных наставников или даже кумиров для несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основанной на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, к преступной деятельности, но и сами становятся проводниками данной субкультуры среди других несовершеннолетних. Вовлекая сверстников в свой круг общения, они в свою очередь приобщают их к криминальной субкультуре, пропагандируют криминальный образ жизни, рекрутируют из их среды соучастников для совершения преступлений. Характер преступной деятельности таких групп отличается большой общественной опасностью [2, с. 8].

Криминальная субкультура среди несовершеннолетних связана с дефектами (деформациями, отклонениями) их правового сознания. Под воздействием криминальной субкультуры их правосознание деформируется, они способны совершать преступления, в их поведенческой сфере превалируют низменная и корыстная направленности, им свойственна размытость в сознании личности таких нравственных понятий, как долг, совесть, честность, достоинство, а также в силу притупления нравственных, эстетических и иных чувств [5, с. 234].

Криминальная культура выступает системообразующим фактором преступности. И важно знать, в чем именно выражается это свойство криминальной культуры в воздействии, прежде всего на молодежь, из которой рекрутируется пополнение в преступную среду. Например, по данным исследования А.А.  Ивановой проведенного весной 2016 г. (в ходе которого было опрошено 300 студентов старших курсов вузов Нижнего Новгорода, будущих юристов) оказалось, что криминальная субкультура играет значительную роль в установлении, поддержании и укреплении межличностных и групповых отношений в криминогенной среде. На эту ее коммуникативную функцию указали 61,3 % респондентов. Почти пятая часть опрошенных (19 %) выделяют мобилизующую, сплачивающую функцию криминальной культуры в криминогенных, преступных группах. На вопрос о том, насколько язык криминальной культуры используется в целях конспирации, положительные ответы дали всего 6,5 % респондентов. То есть конспиративная функция криминальной культуры имеет не столь активное проявление, как предполагалось. Казалось бы, использование преступного жаргона позволяет блокировать понимание своей речи посторонними, тем самым сохраняя тайну определенных отношений, действий, однако это недостаточно надежное средство защиты.

В ходе исследования А.А. Ивановой респондентам был задан такой вопрос: «Как Вы думаете, что движет далекими от преступной среды людьми, употребляющими в обыденной речи воровской жаргон?» Ответы распределились следующим образом: желание щегольнуть своей осведомленностью - 36 %; придать речи яркость, образность мысли - 32 %; элементарная привычка выражаться «как все» - 20 %; в силу общепринятой привычки так выражаться - 12 %.

Очевидно, криминальный язык ныне настолько распространен, что во многом стал понятен и для массы непосвященных. Кстати, на факт значительного его распространения указали респонденты, отметив, что щеголять воровским жаргоном сегодня многим доставляет удовольствие (13,2 %). Респонденты проведенного исследования указали на следующие наиболее очевидные для них причины доминирования криминальной культуры в современной России: влияние бывших заключенных (32,0 %), ретрансляция криминальных практик от старшего поколения к младшему (21,7 %), особенности системы заключения (18,8 %), выполнение определенных (регулятивной, охранительной, приспособленческой и др.) функций (10,1 %), сходность тюремного и российского общества (8,7 %), репрессивная система уголовного наказания (8,7 %) [3, с. 675-677].

В последние годы среди молодежи динамично развивается криминальная субкультура АУЕ («арестанский устав/уклад един»), которая пропагандирует жизнь по воровским понятиям. Базовый принцип АУЕ - неподчинение системе власти. Такой принцип, господствующий среди представителей данной субкультуры, несет реальную угрозу российскому государству и обществу. «Ауешники» (носители криминальной субкультуры АУЕ) не приемлют государство, для них чуждо чувство патриотизма, проявлять его среди них считается неприличным, официальные законы и нормы права они не признают, им присущи низкие морально-этические, общекультурные и духовные качества личности. Такие понятия как мораль, нравственность, справедливость для явления несовместимые [4, с. 21].

Сегодня в Забайкалье криминальная субкультура АУЕ является одной из главных проблем региона и как справедливо отметил председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов: «ее надо искоренять» [6].

Таким образом, в настоящее время необходимо изучение новой «преступной идеологии» и борьбы с ней. Необходимо предпринимать меры для борьбы с распространением криминальной субкультуры в обществе, а особенно среди несовершеннолетних.

 

Список литературы:

  1. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: РУДН, 2010. - 127 с.
  2. Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 22 с.
  3. Иванова А.А. Криминальная субкультура как детерминант преступности // Всероссийской криминологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 671-681.
  4. Лещенко О.В. Влияние криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 6-4 (27). - С. 21-22.
  5. Сапогов В.М. Проблемы преодоления деформации правосознания и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях изоляции от общества // Борьба с преступностью: теория и практика: тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции (Могилев, 25 марта 2016 года) / Редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.). - Могилев: Могилев, институт МВД, 2016. - С. 233-238.
  6. Жубрин М. Садитесь, дети. - URL: http://chita.msplt.ru/index/sadites-deti-20894.html (дата обращения: 10.10.2017).

Оставить комментарий