Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(163)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Бут Е.В. ВЛИЯНИЕ ТРУДОВ АРИСТОТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 35(163). URL: https://sibac.info/journal/student/163/228173 (дата обращения: 28.12.2024).

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВ АРИСТОТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКИ

Бут Екатерина Викторовна

студент, кафедра радиохимии, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

РФ, г. Димитровград

Цынк Светлана Владимировна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., кафедра гуманитарных наук, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

РФ, г. Димитровград

Объект исследования: Этика современности и античности.

Предмет исследования: труды Аристотеля по этике.

Задачи данной статьи: рассмотреть труд Аристотеля по этике и сравнить с современными представлениями об этических нормах в обществе.

Метод исследования: Анализ по средству сравнения.

Статью начнем с того, что поймем роль этики в современном мире и античном мире, а потом сравним ее и сделаем заключение о том, как повлиял на нее Аристотель в своем труде по этике.

В современном смысле этика – это философская наука, изучающая нормы морали ее влияние на общество и государства. В свою очередь мораль – это нормы и правила, которые приняты в обществе, которые отвечают на вопросы о плохом и хорошем, правильном и неправильном. Так же говоря про этику и мораль следует упомянуть еще и нравственность, так как она тесно связано с этой темой. Нравственность - это те правила и нормы, которыми руководствуется индивид, совершая какое-либо действие или поступок. Роль и задача этики в современном обществе - проанализировать нравственное состояние общества, найти проблему, предложить решение этой проблемы. Следует так же отметить, что за период от античности до современности прошло достаточно времени для того, чтобы представления об морали и нравственности изменились достаточно сильно.

Так же этика в разных народах и странах различается, но существует некая основа для развитых стран. К примеру, взять каннибализм - в некоторых народах Африки это обыденность, и обществом не порицается, однако же в странах ООН и СНГ это считается не приемлемым даже на законодательном уровне. Так же можно все это увидеть в религии. Сравнивая, например, религию буддистов и христианство. Буддисты считают, что каждая жизнь священна и неприкосновенная, в свою очередь христиане считают, что во имя господа Бога и веру можно и убить. Именно поэтому и были совершенны крестовые походы против мусульман и тогда появился термин как «священная война».

Но даже у развитых стран существуют различия, но менее глобальные. Это можно увидеть в различных аспектах деятельности. Например, взять то, как в некоторых странах ходят в гости. Рассмотрим на примере Америки и Японии. В Америке, когда приходишь в гости можно не разуваться и ходить в обуви по дому, однако в Японии, когда заходишь в дом нужно обязательно разуться иначе это считается неуважением к хозяевам. И так, проводя аналогии в различных областях, можно заключить, что для каждой отдельной страны и народа понятие этики одно, однако культура поведения разная и формируется обществом, и меняется в зависимости от того какой период переживает общество в конкретно время.

Из это заключим микровывод о том, что существуют некоторые правила, принятые обществом - мораль и выбор, который принимает индивид, основываясь на этих нормах - нравственностью, а все это изучает наука, которая называется этикой.

Достаточно сказано про современные представления об этики, морали и нравственности в нашем сегодняшнем мире. Теперь перейдем к этим понятиям в античность, а конкретно, к труду Аристотеля про этику, ведь именно он и заложил основы и ввел этот термин.

Для ответа на вопрос об этике Аристотель для начала определяет цели. И начинает с понятия блага. Благо по Аристотелю — это когда есть совершенная цель, а достижение этой цели и будет называться высшим благом. «Совершенным мы называем то, к чему всегда стремятся как к цели самой по себе и никогда как к средству» [1, с. 18]. Так же следует сказать, что Аристотель писал «благо должно удовлетворять само себя» [1, c. 19]. Отметим, что под удовлетворять само себя не значит, что это ограничивается только лишь индивидом, а окружающими в целом. И так получается, что для каждого человека существует благо, а достижением блага Аристотель считал этику.

Этика в представлениях Аристотеля делилась на этическую и дианоэтическую части. Этической частью он считал добродетели, а дианоэтической частью считалось наука и искусство.

Среди добродетелей Аристотель выделял середину между каждой из них. К примеру, взять мужество; недостаток мужество является трусость - она порицается, а если взять избыток мужества, то это будет безумная отвага, которая тоже в свою очередь порицается. А если взять середину между этой трусостью и безумной отвагой, то как раз и получается мужество. Точно так же и с такими добродетелями как: умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, кротость, гнев, любезность, хвастовство, правда и ирония, приличие, стыд и конечно же справедливость. Почему же я так выделила справедливость? Потому что на справедливости Аристотель, как и практически все ученые античности акцентировали отдельное влияние. Поэтому такая добродетель занесена отдельной главой. Однако мы ее отдельно рассматривать не будем ограничимся тем, что в книге Аристотель действует такому же принципу, как и с остальными добродетелями. Таким же методом он пользуется и с дианоэтической частью этики. Она включает в себя: науку, искусство, практичность, разум, мудрость, добрый совет, рассудительность и безрассудство, осмысленность, изобретательность. К примеру, науку Аристотель считает приобретенной способностью души. Доказывает он это тем, что «Человек знает тогда, когда он уверен и ему ясны принципы. Он будет владеть случайным знанием, если уверенность в принципах не большая, чем относительное заключение.»

То есть согласно трудам Аристотеля по этике, мы можем заключить, что он считал, что цель человека является счастье. А достигается это счастье по средствам этики, то есть с помощью добродетелей. Другими словами, добродетели выступали в роли морали, а основанный на этой морали выбор будет являться нравственностью. Закончим этот микровывод цитатой «Удовольствие выбирают, принимая его за благо. А страдания избегают, считая его злом.».

Подытожим все вышесказанное. Следует отметить, что вклад Аристотеля был значительным для этой темы, так как он заложил основы этики и считал ее инструментом для достижения вышей цели каждого человека, а конкретно счастья. Основа же его этики — это добродетели в качествах, которые есть золотая середина, которая одобряется обществом. Но спустя время менялись эпохи, и от первоначальной этики осталось значение. Сейчас же нормами является те же самые добродетели, только изменённые и упрощённые. Так же следует отметить, что на нормы морали у индивида влияют некоторые факторы, такие как: его воспитание (основная часть от родителей и еще некоторая часть из школы); то в какой среде находится индивид, то есть его круг общения; так же от государства, где проживает индивид, конкретнее - от менталитета данной страны; так же можно выделить незначительный и не всем присущий, но имеет место быть такой фактор, как вероисповедание. И закончим вывод тем, что скажем о том, что можно проследить, что этика меняется с ходом времени и менталитетом народа, но ее основа, которую заложил Аристотель, остается постоянной, где бы она не была и именно поэтому Аристотель внёс огромный вклад в развитии норм поведения в обществе.

 

Список литературы:

  1. Этика/ Аристотель; [пер. с древнегреч. Э.Л. Радлова]. – Москва: Эксмо, 2019. – 384 с.

Оставить комментарий