Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(167)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ВЕРА И ЗНАНИЕ - ВРАГИ ИЛИ СОЮЗНИКИ? (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ)
Объект: Вера и знание в средневековой философии
Предмет: труды средневековых философов Фомы Аквинского и Аврелия Августина
Задачи: рассмотреть труды древнегреческих философов и определить, вера дополняет знание или же нет
Метод: анализ
В наше время большая часть людей представляет средневековье как что-то ужасное. А поспособствовало этому то, что в средние века была антисанитария, слабая медицина, не способная противостоять серьёзным болезням и пандемиям. У населения был низкий уровень грамотности, порождавший бедность и примитивность религий. Во многом так оно и было, но только если смотреть с одной стороны, с другой же стороны мы увидим людей, пытающихся всеми доступными на тот момент способами спасти человечество от пороков людских. Чтобы дать ответ на вопрос “Вера и знание - враги или союзники?” - нам стоит провести некоторые параллели между средними веками и античностью, когда веры, как таковой не существовало. На первый взгляд может показаться, что в античные времена условия для развития науки были благоприятными, и отсутствие веры никак не вредило этому развитию, однако демократия, которая лежала в основе этой самой науки, была доступна только свободным гражданам, но никак не рабам, численность которых по некоторым источникам местами превышала 35% от всего населения. Да и сама эта наука не была так необходима античным людям, они воспринимали все эти механизмы как забавные игрушки, но не как то, что повысит уровень их жизни или поможет в хозяйстве. В то время как в средние века верующие постепенно перенимали идею творения от Бога и в науке появлялось всё больше открытий, влияющих непосредственно на жизнь людей. И с развитием феодального средневекового строя росло число образованных людей, для которых важнейшей задачей в науке являлось увеличение мирового технического прогресса. Однако несмотря на огромное количество технических изобретений и научных открытий средневековья история помнит множество случаев, когда религия, как структура, тормозила прогресс, а именно церковь, устраивавшая казни учёных, чьи идеи были “неправильными” по мнению священников. Пройдут сотни лет, когда люди осознают, что эти учёные были правы. В пример можно привести Джордано Бруно, сожжённого за его идею о том, что Земля не является центром мироздания, что в то время считалось ересью. В таком случае для ответа на вышеупомянутый вопрос нам придётся обратиться к трудам средневековых философов.
Сначала обратимся к трудам Аврелия Августина. Он считает, что знание заключается не в исследованиях и экспериментах людей, а в вере. Его фраза “верю, чтобы понимать” заложила основы рационалистической теологии, идеи которой после него развивал Фома Аквинский. Вера по словам Августина не обязывает понимать те или иные положения религии. Она не требует доказательных аргументов. Надо просто принять это как данное. С его точки зрения наука должна подкреплять религиозные догматы, тем самым усиливая веру. Идеалом апологетики Аврелия является разум, подконтрольный религии и подкреплённая разумными доводами вера. Однако такой подход не давал возможности поставить веру в зависимость от разума. Из чего можно сделать вывод, что по Августину знание является не союзником веры, а скорее её подчинённым.
Теперь рассмотрим наш вопрос с точки зрения теории двух истин, которая перевела проблему из области взаимоотношения веры и знания в область взаимоотношения философии и теологии. Суть этой теории сводилась к учению о разделении философских и богословских истин. Согласно этому учению, то, что истинно в философии, может быть ложным в теологии и наоборот, тем самым пытались доказать, что философия не зависит от теологии, и обе из них существуют независимо друг от друга. Однако, рассматривая эту веру, Фома Аквинский, приходит к выводу, что между верой и разумом должно быть согласование и гармония. С его точки зрения вера человеку необходима, потому что ограниченность человеческого ума и его слабость не дают постичь Бога и сокровенный смысл мироздания, а знание и разум дают истины, которые необходимы в жизни. Несмотря на это, Фома Аквинский утверждает, что христианские догматы, которые не удаётся подтвердить научными методами, имеют право на существование, ведь, по его мнению, божественный ум куда более совершеннее, чем человеческий, а при помощи религии всевышний открывает некоторые тайны людям. Божественный ум озаряет мысль человека животворящим светом и питает его веру. Следовательно, в ситуации, где ум и разум бессильны, а наука не справляется, на помощь приходит вера. Фома Аквинский считает, что только сам человек несёт ответственность за то, насколько сильно его вера, укрепить которую помогают ум, воля, философия и даже наука. Таким образом, можно сделать вывод, что по Аквинскому научные доказательства, разум и философия ценны сами по себе, но в то же время контроль над ними осуществляет теология, исходящая от бога к его творениям, в то время как философия исходит к Богу от его творений, тем самым философия дополняет философию.
Подведём итог по двум вышеперечисленным аргументам. Исходя из них, мы никак не можем назвать знание и веру врагами. И Фома Аквинский и Аврелий Августин считают, что знание и разум находятся под контролем веры, подтверждая её догмы и дополняя её.
Я соглашусь с точками зрения Аквинского и Августина, но с одной лишь поправкой. Так как мы с вами живём в 21 веке, то по сравнению с наукой в средневековье, современная наука шагнула далеко вперёд, а значит, что мы имеем намного больше информации о мире, чем люди тогда. Из этого я делаю вывод, что в наше время уже не знание и разум дополняют веру, подчиняясь ей, а наоборот, вера дополняет разум, закрывая ответы на вопросы, на которые наука и сам человек пока что не может ответить, а также помогая человеку в трудную минуту, когда ничто материальное не может ему помочь.
Список литературы:
- Э. Жильсон “Философия в средние века” / М.: Культурная Революция, Республика, 2010г. - 678 с.
- Фома Аквинский “Сумма теологии” / Москва, 2006 г.
- Аврелий Августин “Исповедь” / Азбука-классика, 2004 г. - 384 с.
Оставить комментарий