Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(169)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Нигаматуллина Л.Т. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 41(169). URL: https://sibac.info/journal/student/169/234136 (дата обращения: 27.12.2024).

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

Нигаматуллина Лидия Тайфуровна

магистрант, кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

Волчегорская Евгения Юрьевна

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

PECULIARITIES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF ETHNOCULTURE

 

Lidiya Nigamatullina

Master's student of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods South Ural State Humanitarian and Pedagogical University»,

Russia, Chelyabinsk,

Evgeniya Y. Volchegorskaya

scientific supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,

Russia, Chelyabinsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются практические аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования. Несмотря на относительно большое количество исследований в области нравственного воспитания детей, проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит как никогда остро в нашем обществе. Повышение внимания к духовно-нравственному воспитанию требует совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Умственное и нравственное развитие детей может быть полноценным только в единстве школьной, внешкольной, внеклассной, семейной и общественно полезной деятельности. Это требует создания в школе особого нравственного уклада жизни учеников, учителей и родителей.

ABSTRACT

The article presents the practical aspects of the problem of spiritual and moral education of schoolchildren in the system of modern education. Despite the rather large number of studies in the field of moral education of junior high school students, the problem of spiritual and moral education today in our society is as acute as ever. Increased attention to spiritual and moral education necessitates the improvement of forms and methods of working with children in this direction. Spiritual and moral development of children can fully take place only in a unity of educational, extracurricular, extracurricular, family and socially useful activities. This requires the creation of a special moral way of life for students, teachers, and parents at school.

 

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, этнокультура, младший школьный возраст.

Keywords: Spiritual and moral education, ethnoculture, primary school age.

 

Начальная школа играет чрезвычайно важную роль в системе общего образования. Именно это звено должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, формирование элементарной культуры деятельности и поведения, становление интеллекта и общей культуры [3].

Многие исследователи отмечают, что успешное социокультурное развитие детей невозможно без обеспечения основы для сохранения преемственности культуры, знания традиций и обычаев, возможности самовыражения в различных формах творчества. Каждая культура вырабатывает свои ценности (в том числе и общечеловеческие), которые формируют общий контекст этой культуры и влияют на формирование характера.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников средствами этнокультуры разных народов, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях требует целенаправленного формирования у молодого поколения высоких нравственных качеств, таких как добро, долг, совесть, честь, справедливость и др. Для успешного решения этой задачи необходимо единство действий народной педагогики, современной педагогической теории и всех воспитательных институтов, направленных на формирование нравственного сознания, чувств и поведения молодого человека.

Процесс приобщения поколения детей к культуре сложен и многослоен и может быть разделен на несколько этапов:

- получение первоначального представления о культуре от родителей;

- инициация путем изучения норм, принципов и правил данной культуры;

- переход от накопленных знаний к созидательному творчеству;

- выражение через творчество своего восприятия окружающего мира;

- анализ собственного опыта и социокультурного опыта других детей с ориентацией на усвоенные ценности.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свое Отечество, свою малую родину, свой народ, не может быть решена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Таким образом, этнокультура является традиционным этническим средством формирования личности. «Этнокультурная компетентность - качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, которые реализуются через навыки, умения и образцы поведения и способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [4].

В муниципальном образовательном учреждении «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» п. Ишалино Аргаяшского района Челябинской области активно ведется работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся младших классов средствами этнокультуры русского и башкирского народов.

Особое внимание уделяется организации праздников и мероприятий: календарных, фольклорных, обрядовых. Дети являются не зрителями, а активными участниками. Систематической деятельностью, способствующей усвоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная групповая работа, которая проводится в форме театрального праздника, например, на тему «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и т.д. Средства народного воспитания дополняют друг друга, и глубоко «работают» в одном направлении воспитания. Так, на духовно-нравственное воспитание влияют пословицы, поговорки, сказки, эпосы, песни.

Изучение традиций народной культуры в МОУ «Краснооктябрьская средняя школа» проводится в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская – это новая форма организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий и игр, которые направляют работу и творчество детей в нужное русло, но в рамках каждого задания и игры учащиеся полностью свободны.

Цель творческой мастерской – ввести детей в мир русской народной культуры и способствовать усвоению детьми нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к Родине, милосердие, трудолюбие).

В центре внимания

- семейный уклад жизни, обряды и обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;

- костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы и устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля звуковых инструментов;

- связь со школьным центром «Играй гармонь».

Художественная деятельность знакомит детей с культурой своего народа, его языком, обычаями, традициями и фольклором. В МОУ Краснооктябрьская СОШ ведется внеурочная художественная деятельность «Волшебный мир красок» и «Фольклор». Дети выступают с различными номерами на различных мероприятиях и фестивалях. Знакомство с музыкой и пением, искусством и ремеслами русских, башкир, мордвы и татар, отражающими любовь к родине, семье и Отечеству, позволяет молодому поколению приобщиться к ценностям родного народа.

Среди современных образовательных технологий, используемых для приобщения детей младшего школьного возраста к народной культуре, выделяется проектная технология. Это позволяет наладить целенаправленное взаимодействие между учебным заведением и семьями учеников.

Учащиеся создают альбомы, газеты, устные журналы и электронные презентации: «Мое село вчера, сегодня и завтра», «Моя малая родина», «Наши соотечественники – наша гордость» и другие. Они готовят и проводят коллективные и творческие дела, такие как «Ветераны моего села», «Моя родословная», «Моя родная улица», «Домашняя викторина», встречаются с ветеранами войны и труда. Разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на улучшение жизни в деревне: «Что делать с мусором?», «Рыба в нашей реке», «Цветочная поляна моей школы». Они проводят кампанию «Чистый двор», конкурс «Экологические сказки» и другие. Со своими проектами дети участвуют в различных конкурсах в районе и области. Мероприятие которое показали ученики, заняло первое место в муниципальном конкурсе «Диалог культур», где дети в форме постановки показали дружбу татар, башкир, казахов и русских.

Классные часы – одна из важнейших форм воспитательной работы. Благодаря этой функции классные часы МОУ Краснооктябрьская СОШ имеют разнообразную тематику. Например, «Урок доброты», «Дарите доброту людям», «Что такое толерантность?», «Присоединение Крыма к России», «Наша Конституция», «Наши права», «Земля отцов – моя земля», «Дети Великой Отечественной войны», «Моя родословная», «Государственные символы», «Путешествие в космос» и др.

Знакомство с общественной жизнью и участие в ней расширяют контакты детей с окружающим миром и выводят их за пределы класса и школы. Уроки информации - это хорошая возможность для формирования информационной культуры учащихся. На уроках информации используются следующие формы работы: комментированное чтение газет и журналов, обсуждение теле- и радиопередач: «По страницам «Юлдаш», «В гостях у газеты «Призыв» и др.

Влияние семейного окружения ребенка является важной частью воспитания ребенка. Именно в семье происходит социализация личности. Участие семьи в других сферах общественной жизни (экскурсии, путешествия, посещение музеев и театров, школьные уроки, телевидение, чтение газет и журналов) формирует у ребенка представление о человеке и жизни, представление об обществе и своей стране. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях.

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи и рода, а также в судьбе близких им людей. Родители рассказывают ребенку об этом, показывает ему семейные реликвии (медали, ордена, газетные заметки, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т.д.), ходят с ним на могилы солдат, погибших при защите нашей страны от врага, и возлагают цветы. Все это

Учитывая влияние семейного окружения, важно наладить взаимодействие с семьей, организовать совместную деятельность детей и родителей, вовлекать семьи в основные школьные мероприятия и события. Примерами таких мероприятий являются: акция «Бессмертный полк», «Моя родословная», конкурсы сочинений и исследовательских работ и т.д.

Таким образом, духовно-нравственное развитие детей может быть полноценным только в единстве школьной, внешкольной, семейной и общественно-полезной деятельности. Это требует создания в школе особого нравственного уклада жизни для учеников, учителей и родителей.

 

Список литературы:

  1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология /Л.А. Григорович. - Минск, 2004.-312с.
  2. Кудинова С.В. Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС начального общего образования/ С.В. Кудинова //Управление начальной школой.-2015.- №1.- С.30-34
  3. Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников/ Т.Б. Сандабкина //Вестник Бурятского государственного университета. - 2013, - №15. - С.154.
  4. Ульянова, О.Н. Современные подходы, принципы к построению образовательного процесса в начальной школе/ О.Н. Ульянова -  http://net-edu.ru/node/7261 (дата обращения: 01.12.2021).

Оставить комментарий