Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(171)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Морозова В.П., Львова А.П. СОЗДАНИЕ ОБЪЕМНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИКИ ЦВЕТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/237185 (дата обращения: 26.12.2024).

СОЗДАНИЕ ОБЪЕМНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИКИ ЦВЕТА

Морозова Виктория Павловна

студент 1 курса, направление «Педагогическое образование», магистерская программа «Изобразительное искусство», Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ. Новосибирск

Львова Анна Павловна

студент 4 курса, направление «Педагогическое образование. Декоративно-Прикладное искусство», Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Цвет играет очень важную роль в жизни человека, он оказывает значительное влияние на его самочувствие и аппетит. Колорит нашего окружающего мира взаимодействует с тонким миром эмоций и мироощущения нашего организма. Зная об уникальных возможностях цвета, можно с его помощью создавать зрительные иллюзии «отдаления или «приближения», создавать многоплановость, объем и глубину в изображении.

Понятие «Цветовая пластика» объясняет иллюзию зрительного восприятия и преломление оттенков света на объекте наблюдения. Окрашенные в разной монохромной тональности части объектов кажутся зрителю при удалении от плоскости наблюдения единым объектом.

Главным секретом объёмного изображения считается искусство светотеневой тональности, которым должен овладеть каждый художник. От правильной передачи расположения предметов по отношению к источнику света зависит распределение нюансов светотени и объёмность изображения. Говоря о технологических особенностях построения объемного изображения в графике можно смело отметить, что главная задача создать правильный чистый тон посредством штриха. В живописи светотеневые отношения передаются правильным распределением тоновых переходов. Одним из основных методов передачи светотеневых отношений становится метод лессировки, наложение полупрозрачного слоя (или нескольких) на основной цвет, что помогает разнообразить палитру оттенков картины.

Хорошего художника определяет знание основ изобразительной грамоты, которые необходимы для передачи объема и формы в живописи. Искусство, как и любая наука полны законов (законы композиции, законы линейной и воздушной перспективы, построение светотени, колористические знания и навыки, владение различными техниками графики и живописи). Изучить особенность светотени на предметах разной формы помогает наблюдательность и практика. Основным методом для практических упражнений в данной дисциплине является постановка этюдов с конкретными задачами для передачи светотеневой тональности на разных геометрических формах: конус, цилиндр и шар. Овладев практическими знаниями и усвоив расположение светотени, можно продолжать изучать искусство светотональных отношений в более сложных композиционных решениях, а именно в более сложных натюрмортах и постановках (каждая фигура может быть построена с помощью геометрических тел, поэтому для изучения передачи света и тени используют геометрические объекты).

Важно помнить, что свет и тень на картине могут меняться и зависят от особенностей источника света (расположение его в пространстве, расстоянии до него, угла освещения, тепло-холодности). Экспериментируя в постановках с различными задачами обучающиеся узнают4 о специфике освещения, изучают расположение теней на реальных предметах.

Ученический натюрморт является лучшей практической дисциплиной для изучения создания объемного изображения на плоскости. При практическом изучении натюрморта оказывается, что светлые предметы кажутся зрителю ближе, чем темные. А чистых теней не существует, они состоят из многочисленных полутонов, бликов, рефлексов, и отражают вовсе не отсутствии света на объекте, как принято считать, а многогранный мир цветов и оттенков, затемнённых главным объектом. В результате обучения происходит активизация творческой деятельности учащегося, повышение профессионального мастерства и компетентности в передаче объема на конкретном предмете, что постигается посредством изменения красок и цвета под воздействием светотеневых отношений. Главной задачей педагога являет помочь учащемуся развить тонкости светотеневого чутья, что заключается в многочасовой практике передачи общетоновых и цветовых состояний этюда, и знании законов воздушной перспективы. Отдельного педагогического внимания требует изучение пейзажной живописи. Уделяя внимание пейзажному жанру в целом хочется отметить важность практических упражнений для развития многосторонних навыков обучающихся. Особенностями пленэрной или пейзажной живописи будет являться многоплановость изображения (близкий к рисующему предмет будет более точным, детальным, а при удалении – предмет становится размытым), которая достигается с помощью воздушной и световой перспективы.  В рисовании с натуры решающую роль играет время суток и освещение, с изменением которого пейзаж меняет свой колорит.

В художественном образовании изучение изобразительных и выразительных живописных средств является основной задачей. Поэтому для полного изучения необходимо подготовить специальную программу, направленную на изучение специфики законов, особенностей живописных материалов и технических приемов работы. Важным моментом, приходящим за время обучения живописи и рисунку, является обретение индивидуальных особенностей стиля в работе, выбор материала и техники выполнения работы в согласии с предпочтениями учащегося. Практическим моментом любой программы художественного развития остаётся выполнение этюдов и эскизного материала.

В зависимости от целей преподавателя обучающиеся выполняют длительные и кратковременные этюды, которые помогают ознакомиться с теми или иными законами перспективы и светотени. Главным элементом длительного этюда остаётся передача пространства, освещения, детальная проработка формы и фактуры изображаемых предметов. Таким образом оценивание учебных работ происходит по четким критериям законов живописи. Кратковременные этюды могут помочь ученикам ознакомиться с основными живописно-пластические качествами окружающего мира, в силу своей непродолжительности они развивают способности обучающихся и тренируют их внутренне понимание цвета и его закономерностей. В быстром этюде нужно стремиться к простоте изображения, для чего необходимо выделять только характерные особенности натуры в результате чего формируется навык стилизации.

В ходе разработки программы педагогу необходимо чередовать длительные задания с быстрыми этюдами, таким образом активизируется восприятие натуры, что позволяет разнообразнее и глубже изучать её особенности. С выполнением длительных, так как при постоянном выполнении одного типа заданий у учащегося вырабатывается художественное чутьё, и привычка автоматически различать светотеневые отношения.

Вышеуказанные знания и навыки, обучающиеся приобретают, развивают и обогащают за время обучения в художественной школе. А для закрепления полученных знаний начинающему художнику необходимо применить их в процессе практики на занятиях.

Таким образом, в системе обучения обучающихся художественных школ значительное место занимает изучение светотеневых отношений и плановости пленэрной практики. Она выступает как целостный художественный процесс, в котором, наряду с обучением живописи, осуществляется формирование навыков и знаний краткосрочного живописных этюдов, в результате создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие навыков передачи внешнего мира и личности учащегося.

 

Список литературы:

  1. Беда Г.В. Живопись. М: Просвещение, 1986. – 192 с.
  2. Зинченко Н.В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем): авто-реф. М. 2008
  3. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М: Академия художеств СССР, 1959. – 105 с.
  4. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. М: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. – 216 С.

Оставить комментарий