Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(171)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Никитина Ю.А. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/237576 (дата обращения: 25.11.2024).

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ

Никитина Юлия Алексеевна

магистрант заочной формы обучения по направлению «Организационная психология» Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

РФ, г. Пермь

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются социально-психологические факторы развития профессиональной зависти, дается определение зависти в психологии, раскрывается понятие и сущность классификации категории "зависть", оценивается влияние профессиональной специализации на зависть.

 

Ключевые слова: факторы формирования профессиональной зависти.

 

Актуальность изучения феномена зависти в контексте официальных отношений обусловлена рядом факторов. Усиление трудовой деятельности обязательно приводит к возникновению конкуренции, которая в определенных случаях порождает зависть среди работников.

Важность изучения проблемы зависти в служебных отношениях заключается в необходимости оптимизации и повышения эффективности деятельности кампаний, а также в заботе о формировании адекватного социально-психологического климата и психологического здоровья сотрудников.

Зависть — это обобщенное понятие, используемое в психологии для описания и характеристики определенных черт личности, переживаний, эмоций, мотиваций, эмоций и защитной реакции человека, связанной с его отношением к другим людям.

Зависть всё чаще становится объектом научных исследований в области философии, экономики, социологии, психологии, этики, религиоведения, педагогики и политологии.

Философы рассматривают феномен зависти как антропологическую характеристику, коренящуюся в человеческой природе в силу ее несовершенства, стремления к сравнению и превосходству над другим.

Социология определяет зависть как социальный феномен и обращает внимание на причины и формы ее возникновения. Причины зависти экономика видит в преобладающем в обществе отношении к потреблению и богатству, к накоплению материальных благ.

В психологии зависть определяется как чувство тревоги, раздражительности при осознании чужого превосходства, возникновение зависти связано с чувством собственного унижения и чувства собственного достоинства, стремлением к превосходству.

Психологические аспекты изучения зависти предполагают ее рассмотрение в отношении сексуально-возрастных особенностей, характерологических особенностей, ценностных ориентаций, механизмов психологической защиты, субъективного благополучия, перфекционизма, жизни, психологического здоровья.

Изучение психологической литературы приводит к выводу, что, несмотря на многочисленные исследования в области психологии, не существует исследований, направленных на изучение зависти в контексте формальных отношений.

Понятие "зависть" как нестандартная психологическая особенность подробно изучалось социальными психологами на стыке XX-XXI веков. Зависть можно измерить как в рамках духовного и социального учения, так и с точки зрения психологии. Это можно интерпретировать и понимать по-разному. Это одно из главных явлений человеческой жизни. В прошлом веке были запущены два направления феномена зависти, которые впоследствии стали основными. Речь идет о рассмотрении внутреннего детерминанта зависти (личностных черт и индивидуально-психологических особенностей), а также изучении микро - и макросоциальных факторов, вызывающих образование и течение зависти в современном обществе.

В словарях это обстоятельство чаще рассматривается как холодное, враждебное отношение к успеху, популярности, моральному превосходству или превосходному положению другого человека. Зависть также можно рассматривать как глубокое чувство человека, окрашенное в разрушительные тона воздействия.

В психологии зависть определяется также как защитная реакция на опасность своего "я", когда она проявляется в стремлении удовлетворить собственные потребности, например, в любви, власти, склонности к знаниям и т.д. невозможно реализовать.

Зависть в рабочей силе, по сути, означает, что сравнение не в их пользу на социальном уровне. Среди непроизвольных аспектов зависти - пересечения интересов с противоположной стороной-есть то, чего у одного нет у другого.

Необходимо научиться отличать проявление здоровой конкуренции от личной неприязни и ненависти. Ситуация, в которой после оживленной беседы с коллегами накануне вы рассказываете о приятных событиях, происходящих в вашей жизни, происходит резкая смена отношения, означает только одно: у вас есть враг, который потряс своими неудачами.

Изучая социальные понятия зависти, можно сделать вывод, что проявление зависти объясняется психологическими (внутренними личными чувствами) и социальными (внешними межличностными) факторами. Зависть может быть не только разрушительной, но и нормальной реакцией на изменение условий в обществе. Зависть может быть конструктивной, направленной на "саморазвитие", "рефлексию", установление новых жизненных "целей", трансформацию субъективной картины мира. В этом случае он выступает в качестве стимула для роста, движения и позитивных изменений.

Зависть может выступать как отрицательно окрашенная эмоция, сопровождаемая негативным отношением, способствовать разрушению гармонии, приводить к разрушительным социальным последствиям. Зависть, проявляющаяся с негативной точки зрения, приводит к пессимистическому взгляду на жизнь, неуверенности в себе и разрушению чужого благополучия. Зависть может быть амбивалентным явлением, без явно определенных положительных или отрицательных границ, без субъективного и бессознательного опыта.

Следует отметить, что два вида зависти "зависть-вражда" и "зависть-разочарование" по-разному проявляются в гендерном аспекте. Так, для молодежи характерна активная практика "зависть-враждебность, враждебность, которая может быть отнесена к холодному, завистливому объекту дурного отношения".

Для девушек характерна пассивная практика под названием "зависть-отчаяние", которая сопровождается угнетенным состоянием и истощением сил. Он отличает яркую и яркую форму зависти, которая может проявляться в масках для девушек, скрытых, неинвазивных, но самоутверждающихся в том, что что-то портит или мешает им чего-то достичь, и в энергичной позиции достижения "любой ценой".

Напряженность, отчуждение, конфликтность и агрессивность в межличностных отношениях - показатель близости-отдаленности между людьми. Эти показатели выражены у субъектов зависти - молодежи. Следует отметить, что девушкам, склонным к зависти, не свойственна агрессия, напряжение и отчуждение происходят на статистически значимом уровне.

В контексте межличностных отношений зависть вытекает из двух основных факторов:" конкурентоспособности "и" мизантропии", которые существенно отличаются друг от друга эмоциональными и чувственными переживаниями.

Зависть связана с чувственным тоном в межличностных отношениях, социально-психологической дистанцией, ослаблением эмоционально-социальных связей, окрашенных позитивно, преобладанием астенических, посторонних и меланхолических чувств над гедонизмом и конвергенцией.

Завистливые респонденты выделяют низкую степень самооценки и контроля над обстоятельствами, они пессимистично относятся к собственному личностному развитию, не обладают высокой вариативностью стратегий межличностного взаимодействия.

Чтобы завершить исследование, опять же, E. D. Обратимся к толкованию категории зависти Лучезарновой (Марченко). Автор считает, что именно зависть не позволяет человеку принимать разумные решения, она предрасполагает к неправильным целям и ценностям, в результате чего человек отнимает время и возможности для собственной реализации. Зависть в коллективе отличается от здоровой конкуренции тем, что завистник не способен видеть общих коллективных целей, воспринимать профессиональный коллектив как единое общество.

Часто завистники думают, что в других людях есть что-то более ценное, что им "повезло". Они страдают из-за непонимания мер труда, которые навязывает другой человек, достойный той или иной выгоды, чувствуют себя раздавленными или сломленными.

Зависть растет из незнания уникальности своего жизненного пути. "Потерянные" в жизни люди не имеют конкретной цели, они начинают искать другие цели, которые им подходят. Но когда им не удается достичь этих целей, они страдают, чувствуют себя несчастными.

Это поможет избавиться от зависти, зная свою уникальность, вы найдете свой жизненный путь, проанализировав себя, если у вас есть свои внутренние желания и потребности.

E. D. Лучезарнова (Марченко) пишет: "Свобода от разрушительной и разрушительной зависти даст вам возможность руководить. И люди будут чувствовать себя очень хорошо с вами. Им будет понятна вся ваша глубина, ведь они не будут вам завидовать. И вам не придется никому завидовать, потому что ленты вашей жизни будут пересекаться очень гармонично".

Как видим, зависть в контексте межличностных отношений обусловлена двумя основными факторами: "конкурентоспособностью" и "мизантропией", которые существенно отличаются друг от друга эмоциональными и чувственными переживаниями, в которые они включены.

Следует еще раз отметить, что зависть может быть не только разрушительной, но и нормальной реакцией на изменение условий в обществе. Зависть может быть конструктивной, направленной на "саморазвитие", "рефлексию", установление новых жизненных "целей", трансформацию субъективной картины мира. В этом случае он выступает в качестве стимула для роста, движения и позитивных изменений.

 

Список литературы:

  1. Бескова Т.В. Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2018. – Т. 12. – № 5. – С. 104-109.
  2. Бескова Т.В. Социальная психология зависти. – Саратов : Наука, 2019.
  3. Бескова Т.В. Социально-психологическая сущность зависти в философско-этических трудах // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4-1. – С. 94-99.
  4. Гусова В.А. Зависть как социальный феномен : автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 2016. 196
  5. Дескюрэ Ж.Б.Ф. Зависть и ревность. – СПб. : Издание В.И. Губинского, 1899.
  6. Дмитриева Н.В. Психология зависти // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 133.
  7. Дмитриева Н.В. Зависть и связанные с ней виды психологических защит // Философия образования. – Новосибирск : Изд. Сиб. отд. РАН, 2019. – № 2. – С. 234-242.
  8. Ерофеева, К.Л. Зависть: философский аспект проблемы / К.Л. Ерофеева // Личность. Культура. Общество. – 2008. – № 1, Т. X. – С. 328-335.
  9. Жукова О.А. Тайный враг // Зависть (семь смертных грехов). – М. : ACT – Астрель, 2006. – С. 7-29.
  10. Зимбули А.Е. Зависть как антитеза ненасилия // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющего мира. – СПб. : Питер, 2000. – С. 192-197.
  11. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. – СПб. : Б.С.К., 1997.
  12. Колпакова С.П. Феномен зависти: историко-философский аспект // Философская антропология: истоки, современное состояние и тезисы VIII ежегодн. конф. каф. философии РАН. 6-7 февраля 1995. – М., 1995. – С. 103-105.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.