Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(173)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Бахтинова Д.А. ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 3(173). URL: https://sibac.info/journal/student/173/239967 (дата обращения: 22.11.2024).

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

Бахтинова Дарья Андреевна

студент 4 курса, группа ДН-18-1, факультет педагогикики и психологии, Ульяновский государственный педагогический  университет имени И.Н. Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

Захарова Лариса Михайловна

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф., Ульяновский государственный педагогический  университет имени И.Н. Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

FEATURES OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN USING FOLK TOY

 

Daria Bakhtinova

Student of the 4th year, group DN-18-1, Faculty of Pedagogy and Psychology, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Russia, Ulyanovsk

Larisa Zakharova

Supervisor, Ph.D., Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Russia, Ulyanovsk

 

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются особенности этнокультурного воспитания детей. Предлагаемые материалы являются не только частью теоретической основы рассматриваемой проблемы, но и практическим примером решения проблемы использования народной игрушки дошкольниками в системе дошкольного образования.

ABSTRACT

The article analyzes the features of ethno-cultural education of children. The proposed materials are not only part of the theoretical basis of the problem under consideration, but also a practical example of solving the problem of using folk toys by preschoolers in the system of preschool education.

 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, этнос, воспитание, этнокультурное воспитание, народная игрушка.

Keywords: preschool children, ethnos, education, ethnocultural education, folk toy.

 

Народная культура, народные традиции, нации сохраняются благодаря собственной системе воспитания. Воспитательные традиции являются одними из самых важных национальных традиций, благодаря им определяется облик народа, а также его менталитет. Игры и игрушки являются центральным звеном народных традиций.

Дошкольный возраст - это первый этап формирования личности, а также ее ориентация на общество. Именно в этом возрасте, по мнению русских педагогов (Н.Ф. Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина) закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе.

В последнее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Актуальность проблемы усиливается рядом противоречий:

  • между теоретическим осмыслением этнопедагогического богатства народных игрушек и снижением интереса к ним;
  • между многофункциональностью русских народных игрушек и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного вопроса;
  • между признанием роли игрушки, в том числе народной, и отсутствием системы включения игрушек в практику дошкольного образования.

Игрушки - это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка - носитель семейных ценностей, родовой информации.

Важным элементом этнической культуры, а также памятником русской культуры является русская игрушка, в частности кукла. Русская игрушка представляет собой такой вид народного творчества, который соединяет такие виды исскуства, как декоративно-прикладное, изобразительное, а также музыкальное творчество. Имеенно игрушка является традиционным элементом воспитаня детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.

Игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья). Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать.

Как указывал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека [27, с.10].

В настоящее время в дошкольных учреждениях сюжетно-ролевые игры с куклами становятся естественной школой социализации, привития ребенку семейных ценностей.

Именно дошкольный период является наиболее восприимчивым для приобщения детей к культуре своего народа. Необходимо помочь ребенку приобщиться к культуре своего народа.

Содержание этнокультурного воспитания должно реализовываться: в НОД по всем пяти образовательным областям: «Познание», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»; в секциях дополнительного образования; в организации культурно-досуговых мероприятий в условиях ДОО; в организации различных видов деятельности и общения детей; в условиях семьи, на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями семейного воспитания; в этнокультурной развивающей предметно-пространственной среде.

При планировании работы с семьей по этнокультурному воспитанию дошкольников необходимо использовать: анкетирование, беседы, родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные виды деятельности родителей с детьми, различные виды проектов, помощь родителей в организации культурно-досуговых мероприятий.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения: МБДОУ «Детский сад «Йолдызкай» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан. В педагогическом эксперименте приняли участие всего 20 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа – 10 детей и контрольная группа – 10 детей.

Каждому ребенку был присвоен шифр с 001 до 020: дети под шифрами с 001 до 010 составили экспериментальную группу, дети с 011 до 020 - контрольную группу.

Опишем цель и результаты констатирующего этапа эксперимента. Целью данного этапа экспериментальной работы стало изучение уровней этнокультурного воспитания у старших дошкольников до формирующего этапа эксперимента, для этого мы использовали индивидуальную беседу с детьми (автор Е.С. Бабунова).

Этнокультурная воспитанность детей рассматривалась в трех уровнях: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень. Ребенок осведомлен об этнокультурной специфике и истории народов республики Татарстан, знает этнокультуру своего народа; проявляет потребность в приобретении новых этнокультурных знаний; осознает необходимость познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; актуализирует полученные этнокультурные знания в личном опыте жизнетворчества; проявляет уважение к этнокультуре своего народа.

Средний уровень. Ребенок недостаточно осведомлен об этнокультурной специфике и истории народов республики Татарстан; недостаточно знает этнокультуру своего народа; не особо проявляет потребность в приобретении новых этнокультурных знаний; недостаточно осознает необходимость познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; не особо актуализирует полученные этнокультурные знания в личном опыте жизнетворчества; недостаточно проявляет уважение к этнокультуре своего народа.

Низкий уровень. Ребенок не осведомлен об этнокультурной специфике и истории народов республики Татарстан; не знает этнокультуру своего народа; не проявляет потребность в приобретении новых этнокультурных знаний; не осознает необходимость познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов; не актуализирует полученные этнокультурные знания в личном опыте жизнетворчества; не проявляет уважение к этнокультуре своего народа.

Информационно-познавательный (когнитивный) критерий.

 

Рисунок 1. Показатели информационно-познавательного критерия этнокультурного воспитания у старших дошкольников на констатирующем этапе

 

При проведении анализа полученных данных можно увидеть следующую информацию: только у 2(20%) детей экспериментальной группы наблюдался высокий уровень этнокультурного воспитания, 3(30%) ребенка имели средний уровень, и у 5 (50%) детей наблюдался низкий уровень. В контрольной группе низкий уровень только у 2 (20 %) детей, средний уровень у 6 (60%), высокий уровень у 2 (20 %) (см. табл. 2 и рис. 1).

На основании представленных результатов констатирующего этапа эксперимента мной были сделаны следующие выводы:

  • в целом среди испытуемых был выявлен средний уровень этнокультурного воспитания;
  • для более эффективного повышения всех уровней этнокультурного воспитания требуется введение дополнительной системы занятий с использованием народных игрушек.

 

Список литературы:

  1. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: Дисс. доктора пед. наук /Е.С. Бабунова.- Челябинск, 2009.- 509 с.
  2. Белобрыкина, О.А. Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка /О.А. Белобрыкина// Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России.- Бирск: БирГСПА, 2006.- С. 154-167.
  3. Ефимова, Д.Г. Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания /Д.Г. Ефимова // Дошкольное воспитание.- 2012.-N 3. - С. 106- 109.
  4. Захарова, Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста /Л.М. Захарова // Педагогическое образование и наука.- 2011. - N 2. - С. 64-68.
  5. Кондрашова, Н.В. Формирование этнокультурной осведомленности у детей 5–7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС /Н.В. Кондрашова, О.Н. Андреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2016.- Т. 15.- С. 91-100.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов.- М. : Национальное образование, 2016.- 696 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.