Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(173)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАРАДОВ НА ТВОРЧЕСТВО И.А. МОИСЕЕВА
Физкультурные парады являются важным этапом творческой карьеры выдающегося хореографа Игоря Александровича Моисеева. Поставленные им парады, в особенности два наиболее известных «Граница на замке» (1937 г.) и «А если завтра война» (1938 г.) легли в художественную основу его дальнейших постановок [1].
Балетмейстер всю свою жизнь был приверженцем спорта и следил за успехами отечественных гимнастов и фигуристов, перенимая от них многое для своей творческой деятельности. Он даже ввел в своей школе предметы «Акробатика» и «Гимнастика» для мальчиков и девочек соответственно, так как считал, эти предметы необходимыми и неизбежно связанными с искусством танца [2].
Если говорить в целом про постановки, навеянные темой спорта и физкультурных парадов на Красной площади, то можно выделить: танцевальный спектакль «Футбол» (1930 г.) для Большого театра, где кипит спортивный азарт и разборки на воображаемом футбольном матче; «Каток» (1959 г.), родившийся от увлечения балетмейстера фигурным катанием; «Скоморохи» (1966 г.), где постановщик выстроил «пирамиду», наподобие парадных фигур; 2 масштабные постановки – Флотская сюита «День на корабле» (1943 г.), состоящая из 5 частей и «Праздник труда» (1976 г.) из 15 танцевальных фрагментов [1].
Флотская сюита «День на корабле» отражает в миниатюрах один из дней жизни моряков в плавании: аврал, уборка, заправка машин, вечерний отдых.
Что же перешло в сюиту от парадов на Красной площади? Это лаконичность образов моряков, динамика движений, веселый и энергичный дух того времени, скромные, но строгие рисунки с идеально ровными линиями, четкий маршеобразный ритм, стремительный темп, массовость, разнообразные акробатические элементы, демонстрация силы и ловкости, различные имитации. Как всегда, гениальный режиссерский ход Игоря Александровича, отсылающий к стремлению к труду, общности народов [2].
Другая хореографическая картина – «Праздник труда» – также олицетворяла жизнь и энергию эпохи и единство всех народов СССР и их трудовой деятельности. Балетмейстер поистине шедеврально раскрыл новые грани сценической образности, которая создавала иллюзию различных производственных и трудовых процессов простых советских рабочих через смелые пластические метафоры [3].
Это было сложносочиненное актуальное зрелище, в котором воплотились гимнастические элементы, массовость, театрализованность, четкость множества перестроений, использование плакатов, изображение березок – всё, как на тех самых парадах, отражение настроения народа того времени, который был увлечен спортом и радостями труда. Здесь можно было увидеть земледельцев, строителей метро и даже космонавтов. Яркое шествие в финале, где все республики СССР продвигались в порядке, установленном в 13 главе сталинской конституции 1936 года, также символизировало строгость режима и мирное объединение всех народов как на физкультурных парадах.
Стоит отметить, что сотрудничество с Белорусским республиканским техникумом в постановке «Граница на замке», в рамках которого ему приходилось каждую неделю ездить в Белоруссию, способствовало получению новых знаний о местном фольклоре, и созданию новых танцев на этом материале – «Крыжачок» и «Лявониха» (оба 1937 г.).
Как мы видим, в постижении новых граней сценической образности, балетмейстеру не было равных [2].
Подводя черту, можно сказать, что Игорь Александрович Моисеев был «гением труда», который постоянно стремился познавать что-то новое и отражал в своих постановках важные этапы жизни нашей страны, и физкультурные парады не стали в этом исключением.
Список литературы:
- Апанаева, Г. М. Игорь Моисеев - великий хореограф XX столетия (к 110-летию со дня рождения) / Г. М. Апанаева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 3(44). – С. 108-113.
- Коптелова, Е. Д. Игорь Моисеев — академик и философ танца / Е. Д. Коптелова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 464 с. — ISBN 978-5-8114-8635-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179678 (дата обращения: 22.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Игорь Моисеев (Ю. Тюрин). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kompozitor.su/books/item/f00/s00/z0000011/st004.shtml (дата обращения 20.01.2022)
Оставить комментарий