Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(174)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Кузнецова Ю.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ МЯГКИМ МАТЕРИАЛОМ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 4(174). URL: https://sibac.info/journal/student/173/241040 (дата обращения: 26.11.2024).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ МЯГКИМ МАТЕРИАЛОМ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Кузнецова Юлия Николаевна

студент 5 курса, Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает, способы развития практических умений рисования мягкими материалом у учащихся детской художественной школы на занятиях по станковой композиции.

 

Ключевые слова: методика, станковая композиция, детская художественная школа, учащиеся, изобразительное искусство, практические умения, развитие.

 

Необходимость углублённого изучения мягких графических материалов рисунка вызвана также расширением сферы использования: технических средств обучения в средних и высших учебных заведениях. Однако при этом необходимы теоретические и практические знания мягких графических материалов, чтобы грамотно использовать их при создании изображений.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что освоение мягких графических материалов, изучение их выразительных возможностей и художественных функций в процессе учебного рисования тесно связано с художественным образованием и эстетическим воспитанием учащихся, с развитием их зрительного восприятия, профессионального мышления, правильным пониманием целей и задач, в процессе овладения изобразительной грамотой.

Для более успешного обучения рисованию мягкими материалами следует усиливать межпредметные связи. Так, например, при составлении учебного плана разумно включить использование опыта прошлых лет обучения в виде применения эскизов, разработанных на рисунке, использовании набросков животных, людей, пейзажных зарисовок для использования их в станковой композиции. В таком случае, для успешного обучения рисованию мягкими материалами, к разработке учебного плана по предмету «рисунок» стоит подходить комплексно: в полугодии, предшествующему обучению станковой композиции, следует заниматься преимущественно рисованию мягкими материалами с натуры. Это связано также с тем, что резкий переход к новому материалу может усложнить его освоение.

Грамотный подход педагога к организации обучения чрезвычайно важен для активного развития у учащихся детской художественной школы практических умений. Каждый урок должен рассматриваться преподавателем в системе целостного процесса обучения, а усвоение изобразительной грамоты вестись последовательно, по принципу от простого к сложному. В процессе обучения должны решаться поставленные учебные задачи и происходить поэтапное усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей учебно-творческой деятельности.

Следует также отметить, что учащиеся после получения и усвоения новых знаний не всегда знают, как применить их на практике на других дисциплинах, вследствие чего падает мотивация обучения у учащихся. Для сохранения положительной мотивацию к обучению необходимо разработать методику таким образом, чтобы обучение имело систематичность и последовательность, а учащиеся осознавали цели и задачи каждого урока, понимали роль каждого задания в системе выполняемых упражнений, представляли конечный результат своей деятельности, а также имели возможность применять полученные знаний на занятиях по станковой композиции.

методических рекомендаций.

Методическая система строится на следующих положениях:

1. Изучение теоретических основ композиции. Изучение теоретических основ проходит в форме бесед с учащимися, на которых акцентируется внимание на композиционных законах и правилах, по изучению композиционных схем, применяемых известными художниками в истории изобразительного искусства, выразительные особенности и приемы работы с различными художественными материалами, демонстрируются наглядные пособия по графической композиции с примерами композиционного поиска. Большое значение имеет анализ зрительного ряда учащимися с целью увидеть образное решение каждой работы и провести аналогии с собственными замыслами.

2. Акцентирование внимания учащихся на поисковых кратковременно-тренировочных упражнениях. В ходе выполнения данных упражнений в рамках данной методики перед учащимися ставится задача выявить характерные особенности предметов и явлений; уметь видеть и образно передавать эмоциональное состояние в зарисовке; находить выразительное композиционное решение; создать цветом, тоном и светом выразительный художественный образ, а также уметь работать графическими материалами.

3. Проведение мастер-класса (показ учителем технологии изготовления). Мастер-класс проводится в целях формирования у учащихся представления о методически правильной последовательности работы, способе поиска образного выразительного решения, которые они могут самостоятельно применять на практике.

4. Разработка и применение самостоятельных домашних заданий, которые включают в себя сбор натурного материала. Актуальность данного задания определяется необходимостью приучить учащихся к самостоятельному, систематическому сбору изобразительного материала и способах работы различными графическими материалами: ручкой, маркером, тушью. В процессе выполнения домашних заданий, учащиеся учатся работать с образом, развивать его при работе над композицией.

Выстроенная логика методической системы Е.В. Моисеевой с учетом использования ее в рисовании мягким материалом может способствовать успешному развитию практических умений учащихся.

При обучении рисованию мягкого материала для развития практических умений его средствами следует включать в процесс обучения различные поисковые, кратковременно-тренировочные и длительные упражнения.

Кратковременно-тренировочные упражнения, длительно-творческие задания способствуют активизации учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Перед педагогом стоит задача разработать кратковременно-тренировочные упражнения и длительно-творческие задания таким образом, чтобы они способствовали развитию практических умений и навыков, формировали художественно-творческую потребность.

Перед выполнением длительно-творческих заданий следует давать поисковые упражнения.

Выполнение поисковых эскизов перед длительной работой является вариантом поискового упражнения. Эскиз, который является необходимым условием при создании композиции мягким материалом, выступает как средство развития образного мышления учащихся, так как эскиз к работе мягким материалом предполагает разработанное образное графическое решение. Педагог должен объяснить значение эскиза, разработка эскиза должна быть включена непосредственно в процесс обучения.

Для развития практических умений, учащихся детской художественной школы, средствами рисования мягким материалом необходимо разработать серию упражнений, которые подготовили бы учащихся к переходу к новому материалу, а именно к композиции мягким материалом, и серию упражнений для работы непосредственно в данной технике.

Комплекс упражнений, предназначенный для подготовки перехода учащихся к новому материалу, также должен включать в себя упражнения, которые развивают у учащихся практические навыки, умения работать графическими средствами для создания художественного образа, формируют представление о приемах, о возможности их использования в композиции. Комплекс упражнений должен включать в себя как кратковременно-тренировочные, так и поисковые упражнения.

 

Список литературы:

  1. Александрова, Н. С., Луну, С. Л. Формирование профессионально-художественных умений и навыков будущих педагогов средствами синтеза искусств. Теоретико-прикладной аспект // Педагогика высшей школы. – 2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-hudozhestvenno-tvorcheskih-umeniy-i-navykov-buduschih-pedagogov-sredstvami-sinteza-iskusstv-teoretiko
  2. Бакулина, Н.А. Использование исторического опыта в методике обучения графическим искусствам // Наука и современность. – 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-istoricheskogo-opyta-v-metodike-obucheniya-graficheskim-iskusstvam/
  3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
  4. Давыдкина В.В. Формирование художественных умений и навыков с позиций развивающего обучения //Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технология». (М., 4-9 февраля 2002) /Ред.-сост. Л.Г. Савенкова. - ИХО РАО, 2002. - с. 349-355.
  5. Моисеева, Е. В. Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком: диссертация по ВАК РФ канд. пед. наук: 13.00.02 / Моисеева Екатерина Викторовна, - Москва, 2004. – 165 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.