Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(176)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Регионоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕНТРОВ КОНФУЦИЯ В МИРЕ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ОТНОШЕНИЕ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
В настоящее время Китай является одной из самых экономически и демографически развитых стран в мире. Благодаря огромному экономическому потенциалу, с каждым годом китайский язык и культура становятся всё популярнее среди граждан иностранных государств, желающих наладить торговые связи с китайскими предприятиями и корпорациями.
С окончанием холодной войны и замедлением темпов гонки вооружения, развитые страны стали использовать в качестве оружия информационную войну и распространение, насаждение национальной культуры в других странах. Такая политика стала называться политикой «мягкой силы», поскольку с ее помощью страны стали способны добиваться желаемых результатов при помощи положительного отношения к ним со стороны других государств и на основе их добровольного участия в совместных проектах. К разновидности «мягкой силы» можно отнести и создание Китаем центров Конфуция с целью продвижения своих языка и культуры в массы.
Говоря об истоках становления Институтов Конфуция, стоит упомянуть 1987 год, когда был образован Совет по международному распространению китайского языка. Этому событию следует уделить особое внимание, потому что за всю историю Китая такая организация впервые была создана на правительственном уровне. В этом же году при нем была создана Канцелярия Международного Совета китайского языка (кит. 国家汉办) в качестве рабочего органа при Совете. Данная Канцелярия имеет также сокращенное название - «Ханьбань». Она является правительственной некоммерческой организацией и находится в непосредственном подчинении у Министерства Образования КНР [14].
В 2003 году в КНР сменился председатель КНР, и вместе с ним к власти пришло новое поколение руководителей, высказавших мнение, что образование является одной из важнейших проявлений «гибкой власти» [8]. В этом же году началась разработка кампании, направленной на распространение китайского языка. Большую роль в этом сыграли разработанные в это же время доктрина «мирного возвышения Китая» и идея «Китайской экономической модели», которую Джошуа Купер Рамо назвал Пекинским консенсусом, являющейся альтернативой Вашингтонскому консенсусу [12]. Первая идея выступает против гегемонизма, политики силового принуждения, однополярности мира и запугивания других стран «китайской угрозой», наоборот, её основная цель - поддержка многостороннего сотрудничества с другими странами и установление многополярного мира во главе с несколькими лидерами [2]. Если говорить о Пекинском Консенсусе, то это, как уже упоминалось выше, альтернативный вариант развития экономической и политической сторон жизни страны, направленный на сохранение национального суверенитета своей страны. Его основными отличительными чертами является то, что, во-первых, в стране сохраняется авторитарный режим правления, т. е. демократизация происходит постепенно, а не одним махом; во-вторых, экономическая либерализация также происходит поэтапно, а не одномоментным рывком; в-третьих, создание частного сектора с нуля, без приватизации государственных предприятий.
Создав экономические предпосылки для реализации политики «мягкой силы», руководство КНР вплотную занялось разработкой собственной площадки для распространения китайского языка и культуры. На основе Испанского института имени Сервантеса, Немецкого института имени Гёте и других подобных учреждений, созданных несколько ранее, в 2004 в КНР была учреждена сеть центров, цель которых заключалась в распространении китайского языка в качестве иностранного за рубежом [14].
В 2004 эти центры получили официальное название - «孔子学院» (Kongzi xueyuan), что в переводе и означает «Институт Конфуция». Такое имя было не случайно дано данной сети организаций, поскольку Конфуций является одним из самых известных и почитаемых в мире мыслителей Китая, и чаще всего именно его имя связывают с традиционной китайской культурой, её долговечностью и самобытностью. Уже в июле 2004 году был создан первый пилотный проект в Ташкенте, а в ноябре этого же года в Сеуле был официально открыт первый Институт Конфуция [3].
Говоря о дальнейшем распространении данной сети, стоит предоставить конкретные цифры. В статье Леконцевой К.В. приводилась статистика действующих Институтов Конфуция за 2008 год, разделенных по регионам мира [8]:
Таблица 1.
Распределение Институтов Конфуция по регионам
Регион |
Азия |
Африка |
Европа |
Америка |
Океания |
Кол-во Институтов Конфуция |
72 |
21 |
93 |
68 |
8 |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что основной целью КНР ставил распространение китайского языка и культуры, в первую очередь, в Европе, затем в Азии и Америке, и лишь в третью очередь, - в Африке и Океании.
В еще одной статье, но уже посвященной деятельности Институтов Конфуция именно в Российской Федерации, Бельченко А.С. приводит в подтверждение своих слов таблицу с количеством центров в странах Европы на конец 2009 года [3]:
Таблица 2.
Распределение Институтов Конфуция по странам Европы
Страны |
Количество Институтов Конфуция |
Великобритания |
26 |
Российская Федерация |
15 |
Германия |
12 |
Франция |
11 |
Италия |
8 |
Испания, Польша |
4 |
Украина, Бельгия |
3 |
Португалия, Чехия, Ирландия |
2 |
Венгрия, Греция, Словакия, Сербия, Швеция, Норвегия, Мальта, Румыния, Нидерланды, Финляндия, Дания, Исландия, Болгария, Беларусь, Австрия |
1 |
Т. е. из 311 существующих на тот момент Институтов Конфуция, 107 из них находились в Европе [3]. Также можно сделать вывод, что ключевыми направлениями для распространения китайского языка и культуры в Европе были Великобритания и Россия, а также Германия, Франция и Италия, но в меньшей степени.
Несомненно, такая активная реализация «мягкой» политики Китая не могла не насторожить другие страны. Институты Конфуция стали подозревать во всевозможных грехах – начиная от пропаганды политики КНР до шпионажа и сбора информации для правительства Китая. В связи с этим мир разделился на 2 лагеря: те, кто считает Институты Конфуция эффективным инструментом для распространения китайкой культуры, служащим одним из способов культурного обмена между государствами; и те, кто полагает, что сеть данных организаций – лишь прикрытие для реализации политических замыслов Китая. Для того чтобы разобраться, что на самом деле представляют из себя Институты Конфуция, обратимся к мнениям учёных и людей, каким-либо образом связанных с данной сетью организаций.
Начнём с противников Институтов Конфуция. Одним из сторонников данного мнения является Горан Линдблад - бывший вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы. Он приравнивает данную сеть организаций к институтам итальянского языка, созданным Муссолини в 1930-х годах. По его мнению, прикрываясь обучением и распространением китайского языка, Институты Конфуция продвигают в других странах политику коммунистической партии КНР, а также оказывают большое влияние на общественное мнение людей относительно свободы Тибета, Тайваня и приверженцев Фалуньгун. Ещё одной приверженкой данной точки зрения является преподавательница китайского языка из России – Нелли Королёва. Её опасение заключается в том, что данные, которые предоставляют студенты, проходя тестирование на знание языка (HSK и т.п.), отправляются в Китай. Следовательно, впоследствии эти сведения оказываются под контролем КНР, которая может использовать их в нечестных целях [5].
Безусловно, подобные заявления негативно сказываются на отношении принимающих стран к Институтам Конфуция, что приводит к закрытию части филиалов данной сети организаций. Рассмотрим детальнее причины прекращения деятельности Институтов Конфуция:
1. Работа с нарушением законодательства принимающей страны
С такой проблемой столкнулись Институты Конфуция именно в России. В связи с этим были закрыты центры Конфуция в Благовещенском государственном педагогическом университете, в Иркутском государственном университете и др. Оба университета предъявляли обвинение данной сети организаций в непрохождении регистрации в качестве некоммерческой организации, в отсутствии постановки на налоговый учёт, а также в работе без согласия Правительства РФ. В ответ на эти обвинения руководство отметило, что Институт Конфуция не является самостоятельным юридическим лицом, т.к. выступает в качестве структурного подразделения самого университета [11; 13].
Говоря о нарушении законодательства, необходимо упомянуть документы, регламентирующие российско-китайское сотрудничество в области культурного развития и образования: соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР «О культурном сотрудничестве», «Об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации», «О сотрудничестве в области образования», «О взаимном учреждении культурных центров» и т.д.
Стоит отметить, что, действительно, данные организации работали с нарушением, поскольку по российскому законодательству и заключенным соглашениям, «иностранные центры могут быть созданы вне пределов Москвы исключительно с согласия Правительства РФ и лишь в качестве некоммерческих организаций, не ставящих своей целью извлечение прибыли» [11].
2. Рост влияния КНР и коммунизма в регионе
По этой причине были закрыты Институты Конфуция в австралийском штате Новый Южный Уэльс. В поддержку этого в студенческих городках прошли протесты против центров Конфуция. Мэдди Тейлор - один из лидеров студенческих протестов – также обвинял данную сеть организаций в поддержке проводимой Китаем политики относительно уйгуров [1].
3. Процедура найма
Канадский университет в городе Гамильтон столкнулся с совершенно иной проблемой - процедура найма работников в Институт Конфуция не соответствовала требованиям, предъявляемым самим университетом. Администрация учебного заведения приводила в пример случай, произошедший с одной из преподавательниц, пришедшей устраиваться на работу в данную сеть организаций: её вынуждали подписать заявление, по которому она обязалась бы не заниматься духовной практикой Фалуньгун, подвергающейся гонениям в КНР [6]. Университет был недоволен данным обстоятельством, потому что само учебное заведение придерживается мнения, что каждый человек имеет право на собственную точку зрения.
4. Политический надзор и ограничение академических свобод
Данный повод стал причиной отделения Института Конфуция от Стокгольмского университета в Швеции. Преподаватели данного вуза были встревожены деятельностью китайского посольства, оказывающего своё влияние на учебные заведения через данную сеть организаций. Например, учебные заведения, учреждающие Институты Конфуция на базе своих организаций, обязаны заключить контракт, согласно которому они признают Тибет и Тайвань территориями Китая и накладывают табу на обсуждение данной темы [15].
Как уже говорилось выше, есть и те, кто считает центры Конфуция сетью организаций, не ставящей перед собой целью какие-либо политические мотивы. Например, в сетевом издании ИноСМИ.Ru была представлена статья преподавательницы китайского языка, в которой она опровергла все обвинения в адрес Институтов Конфуция. Женщина объяснила читателям, что целью Ханьбань является обеспечение других стран учебными материалами и услугами (преподавание китайского, организация тестирования, стажировок и т.д.), направленных на изучение китайского языка и культуры, а также создание культурного многообразия [4]. Ещё одна статья, посвященная институтам Конфуция, была выпущена редакцией Газета.ru. В неё директор Института Конфуция РГГУ Тарас Ивченко пояснил, что, в основном, Институты Конфуция созданы при университетах и востоковедческих центрах, и это, в первую очередь, выгодно именно последним. Также деятельность данной сети организаций полностью открыта, и любой желающий может посещать занятия и мероприятия центров Конфуция [7].
Точку зрения авторов следующих двух статей можно отнести к «золотой середине» между упомянутыми выше двумя мнениями. Так, Леонтьева Э.О. и Белокопытова М.С. в своей статье, посвященной влиянию Институтов Конфуция, пришли к выводу, что основной целью данной сети организаций является увеличение культурных и образовательных связей с зарубежными партнерами, создание и формирование базы потенциальных студентов из других стран для поступления в китайские вузы и, безусловно, укрепление имиджа и позиций Китая в мире [9].
Примерно того же мнения относительно Институтов Конфуция придерживается Мосяков Д.В. в своей статье, посвященной влиянию «мягкой силы» КНР в отношении Юго-Восточной Азии. Так, на его взгляд, данная сеть организаций создана для создания благоприятной для КНР информационно-культурной среды, а также для формирования положительного облика Китая посредством преподавания истории и философии данной страны исключительно с положительной стороны. Это происходит благодаря тому, что Институты Конфуция работают по справочным пособиям и учебным планам, разработанным в Китае. Также чаще всего в центрах ведут уроки именно преподаватели из КНР, а не местные педагоги [10].
Подводя итог статье, можно сказать, что Институты Конфуция не появились спонтанно – это была хорошо спланированная и продуманная идея, основанная на результатах деятельности подобных организаций в Европе. Основными направлениями распространения своего влияния центры Конфуция считают Европу, в особенности – Великобританию и Россию. Несмотря на свою просветительскую и культурную деятельность, некоторые считают, что Институты Конфуция таким образом прикрывает свою шпионскую и пропагандистскую деятельность, пытаясь распространять идеи коммунистической партии КНР. Однако большинство исследователей придерживается мнения, что деятельность Институтов Конфуция направлена не столько на культурный обмен, сколько на улучшение имиджа Китая и привлечение будущих студентов для прохождения практики, учёбы по обмену, трудоустройства в КНР.
Список источников:
- Австралийский штат отменяет программу китайских Институтов [Электронный ресурс] : New Tang Dynasty Television / Независимая некоммерческая телекомпаия New Tang Dynasty. – Режим доступа: https://ntdtv.ru/82928-avstralijskij-shtat-otmenyaet-programmu-kitajskih-institutov-konfutsiya
- Батпенова З. С. Китай на международной арене и доктрина «Мирного возвышения» [Электронный ресурс] / Батпенова З. С., Байбулатова А.Б. // Вестник КазНУ. – 2013. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/7179
- Бельченко А.С. Деятельность Институтов Конфуция в Российской Федерации/ Бельченко А.С. // Вестник Российского университета дружбы народов.- 2010.- № 1. – 65-74 с.
- Гуаньча (Китай): работаю в сфере преподавания 15 лет и мысленно смеюсь всякий раз, когда Институт Конфуция называют «шпионской организацией» [Электронный ресурс] : Рамблер новости / Медийный портал Рамблер.ru. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/42031229-guancha-kitay-rabotayu-v-sfere-prepodavaniya-15-let-i-myslenno-smeyus-vsyakiy-raz-kogda-institut-konfutsiya-nazyvayut-shpionskoy-organizatsiey/
- Институты Конфуция попали под наблюдение [Электронный ресурс] : New Tang Dynasty Television / Независимая некоммерческая телекомпаия New Tang Dynasty. – Режим доступа: https://ntdtv.ru/76305-instituty-konfutsiya-popali-pod-nablyudenie
- Канадский университет закрывает Институт Конфуция [Электронный ресурс] : Epochtimes.ru / Сеть независимо управляемых организаций Epoch Media Group. – Режим доступа: https://www.epochtimes.ru/content/view/70850/4/
- Китаеведение свелось к хорошему знанию китайского языка [Электронный ресурс] : Gazeta.Ru / Акционерное общество Газета.Ру. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2013/05/03_a_5289181.shtml
- Леконцева К.В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / Леконцева К.В. // Вестник Читинского государственного университета.- 2010.- № 7.- 27-31 с.
- Леонтьева Э.О. Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР/ Леонтьева Э.О., Белокопытова М.С. // Регионалистика.-2016. -№ 5. Том 3.- 51-58 с.
- Мосяков Д.В. «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной Азии / Мосяков Д.В. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2010. Том 14. – 5-22 с.
- Прокуратура выявила нарушения в работе Института Конфуция в Иркутске [Электронный ресурс] : SakhaNews / Первый республиканский информационно-аналитический портал "SakhaNews". – Режим доступа: http://www.1sn.ru/84840.html
- Соловьева Е.В. «Мягкая сила» - Инструмент интеграции Китая в мировые процессы / Соловьева Е.В. // Россия и АТР. - 2012. - № 1. – 85-95 с.
- Строкань С. Институт Конфуция переводят в иностранные агенты / Строкань С., Туманов Г., Черных А. // Газета Коммерсантъ. – 2015. - №133. – 5 с.
- Ханьбань [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия ВикипедиЯ // некоммерческая организация Wikimedia Foundation, Inc. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8C
- Что скрывается под "культурной" оберткой Институтов Конфуция? Конфуция [Электронный ресурс] : портал деловой информации ARD / ассоциация немецких региональных общественных телерадиокомпаний и вещаемая ими медиа-платформа. – Режим доступа: http://asiarussia.ru/articles/4494/
Оставить комментарий