Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(18)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
РЕФОРМАЦИЯ. ПОСЛЕДСТВИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Аннотация: в статье рассматривается влияние протестантизма на развитие стран Европы, в том числе и экономическое. Раскрываются отличия экономического развития католических стран от протестантских.
Ключевые слова: протестантство, протестантизм, экономическое развитие, католицизм, католичество, государство.
В средние века по всей территории Европы распространялось христианство. После Великого церковного раскола 1054 года, где представители Римской и Константинопольской церквей прокляли друг друга, следствием чего стал раскол Христианской церкви на Римскую — Католическую (Вселенскую) и Константинопольскую — Православную (Правильную). Большая часть населения Европы являлись католиками.
Доктрина католицизма заключалась в том, что Папа Римский по иерархии находятся выше, чем светский монарх, то есть, безоговорочное подчинение светской власти духовной. Из учений авторитетных богословов католицизма, таких, как Фома Аквинский, следует, что государство произошло по воли Всевышнего, этот вариант происхождения государства нашёл своё отражение в теократической теории. Фома Аквинский делает вывод о том, что идеальным государством будет то, в котором власть светская и власть духовная находится в одних руках, то есть, идеал — это теократическое государство. Католическая церковь приняла его труды за основу доктрины католицизма.
Католическая церковь широко распространяла своё влияние, однако её доктрина имела свои изъяны, такие как:
— Отрицание национализма католическим универсализмом, то есть, все священные обряды выполнялись на латыни, что являлось препятствием для понимания широкими слоями населения, это порождало недопонимание Священных текстов;
— Давление на личное мировоззрение и развитие научной мысли со стороны догматизма католической церкви;
— Духовные лица имели привилегии, подчинив церкви представителей светских власти;
— Церковь изначально являясь защитницей угнетённых, в последствии стала крупнейшим феодалом и угнетателем своей паствы;
— Противоречия между пропагандой аскетизма католическими священниками среди населения и реальной распущенностью и коррумпированностью представителей церкви;
Эти и многие другие причины послужили началом процесса, который в дальнейшем получил название Реформации. Реформация — это общественно-церковное движение XVI века в Западной Европе. Под Реформацией подразумевается противостояние за религиозные идеалы, однако она имела и политико-правовой подтекст — классовое противостояние между крестьянами и феодалами [4, с.54]
Катализатором Реформации XVI века выступало то, что Мартин Лютер, богослов и священнослужитель, осудил расточительность католических священников и практику продажи индульгенций, за что и был осужден большинством представителей церкви. Однако весной 1521 года он получил широкую поддержку масс, особенно крестьянства, за то, что его основными идеями являлись идеи всеобщего равенства, социальной справедливости и демократии.
В дальнейшем вероучение Лютера приобрело название Протестантизм (Возражение). Протестантство включало в себя следующие направления: Англиканство, Анабаптизм, Кальвинизм, Лютеранство и Цвинглианство. Все эти церкви объединяло одно — независимость от Римского папства.
Протестантизм оказал огромное влияние на развитие Европы, сейчас его последователями являются свыше 800 миллионов человек [4, с.28]. Благодаря трудам социолога П. Бергера, который говорил о том, что «парадоксальным образом весь мир сделался протестантским» [1, с.198], мы можем выяснить роль протестантизма в истории Европы.
Протестантизм, безусловно, внёс огромный вклад в развитие разных сторон жизни Европы, к примеру, социальной, духовной, экономической, о чём говорят высказывания испанцев XVI века: «нидерландская ересь сильно способствует обогащению» [5, c.75], этот факт бесспорен, даже рассматривая экономические усиление населения на том примере, что Протестантская церковь отказалась от «десятины», что способствовало восстановлению финансового положения крестьян, что не могло не отразиться на состоянии экономики страны, где процветало вероучения последователей Лютера. Подтверждением того может выступать труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где автором замечается то, что в странах, которые были населены протестантами, такие как: США, Германия, Англия, Голландия, в экономическом аспекте развивались динамичнее [2, с.24]. А сравнивая католическое и протестантское население Германии, Вебер указывал на то, что протестанты более продуктивны, нежели католики, они составляли слой успешных предпринимателей и самых высококвалифицированных специалистов по всей стране. Этому способствовали принципы протестантизма. К тому же, важно уточнить, что многие исследователи и учёные относят религию к важному фактору экономического развития [4, с.78].
Для того, чтобы выяснить влияние протестантизма на экономическую сферу жизни государства, был проведён сравнительный анализ экономического положения католической Испании и протестантской Германии XVIII века.
Католическая Испания.
Сельское хозяйство. В Испании на протяжении XVIII века оно строилось на строгих феодальных отношениях, крестьяне платили непомерные налоги, к примеру, испанский крестьянин отдавал феодалу более 60% своего урожая, не считая денежных сборов, бесконтрольно взимаемых католической церковью в виде десятины.
Промышленность. К тому же, в Испании ¾ населения составляло крестьянство, что значительно снижало темпы развития промышленности. Этому способствовала и католическая церковь, которая всяческими способами старалась «держать в узде» свою паству, тем самым тормозя развитие всей страны.
Торговля. К тому же, из-за давления церкви, развитие внешней торговли, особенно с продвинутыми «еретическими» странами, такие как: США, Голландия и прочие, была очень скромной, что также сказывалось на экономическом развитии страны.
Протестантская Германия.
Сельское хозяйство. В Германии аграрный сектор был развит куда больше, в отличие от Испании, к примеру, благодаря внедрению протестантизма в Германию, сельскохозяйственная деятельность испытала ощутимый подъём [2, с.56].
Промышленность. В протестантской Германии важным аспектом является то, что, исходя из учений Библии, стремление к богатству — это не постыдное дело, однако стремление к роскоши не приветствовалось [3, с.38]. В следствии этого, предприниматели Германии XVIII века активно занимались наращиванием капитала, развитием собственного дела, не считая, что богатство — это зло. Промышленность развивалась значительно быстрее, благодаря религиозным учениям протестантизма, в котором Библия учит отношению к работнику: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13) [2, c.29]. Даже на уровне религии в протестантизме происходит защита прав работника, что способствует развитию промышленности в целом.
Торговля. Важным аспектом экономического развития протестантских стран, в частности, Германии, являлась торговля, не только внутренняя, но и внешняя. В Германии, после принятия протестантизма экспорт значительно превышал импорт, что также положительно сказывалось на развитие страны.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что религия имеет огромное значение на развитие отдельного государства, особенно в экономическом плане. Это прослеживается на развитие современных государств. К примеру, уровень жизни в протестантских странах выше, чем в католических и православных. Распространённая религия сильно сказывается на менталитете населения, а это, в свою очередь, накладывает отпечаток на экономическое и социальное развитие страны.
Список литературы:
- Бергер П. Религия и общества. М. 1998. — С. 198.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М. 1905. — С. 24.
- Масловский В.М. Веберовская концепция патримониализма и ее современная интерпретация // Социологический журнал — 1995. — № 2. — с.79-87.
- Рудаков М.В. Протестантизм как феномен культуры XX века: Автореф. дис. канд. культ. наук. — Москва, 2001. — 254 с.
- Чистозвонов А.Н. Нидерландская буржуазная революция XVI века. М.: Проспект. 1958. — 191 c.
Оставить комментарий