Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(181)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Асанова Ф.Л. КРЫМСКОТАТАРСКИЙ АНСАМБЛЬ «ХАЙТАРМА» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 11(181). URL: https://sibac.info/journal/student/181/244301 (дата обращения: 29.12.2024).

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ АНСАМБЛЬ «ХАЙТАРМА» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМА

Асанова Феридэ Лимаровна

студент кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

CRIMEAN TATAR ENSEMBLE «KHAYTARMA» IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF CRIMEA

 

Feride Asanova

student of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье описана история создания и деятельности крымскотатарского ансамбля «Хайтарма». Проанализировано творчество коллектива в социокультурном пространстве Крыма. Проведен анализ стилевых особенностей, репертуара ансамбля, определяющий его значение и место в регионе. В статье рассматривается вопрос актуальности концертных программ ансамбля и его востребовательность в настоящее время в регионе.

ABSTRACT

The article describes the history of the creation and activity of the Crimean Tatar ensemble "Khaytarma". The creativity of the collective in the socio-cultural space of the Crimea is analyzed. The analysis of the stylistic features, the repertoire of the ensemble, determining its importance and place in the region. The article discusses the relevance of the ensemble's concert programs and its relevance in the region at the present time.

 

Ключевые слова: «Хайтарма», ансамбль, музыка, балет, оркестр, культура, Крым, песня, крымскотатарский.

Keywords: «Haitarma», ensemble, music, ballet, orchestra, culture, Crimea, song, Crimean Tatar.

 

Ансамбль крымскотатарской песни и танца был создан в 1938 году и до настоящего времени претерпел многие изменения в стране с политической, экономической, социальной и др. сторон. Вместе с народом долгое время находился в депортации.  В местах, удалённых от Родины продолжал работу по сохранению крымскотатарского фольклора и поппуляризации народной музыки. В то тяжёлое для народа время, нация стала терять свои обычаи и культуру так как, на первый план выдвигалась задача – выжить. Но, несмотря на это, культуру приходилось сохранять благодаря самоотверженным действиям деятелей крымскотатарского искусства старшего поколения находящихся вместе с народом в изгнании. Самый главный способ сохранить культуру – это сохранить веками собранный фольклор. Несмотря на смену местонахождения нации, культуре все же было суждено возродиться. В чужой стране крымскотатарская культура стала вновь набирать творческий потенциал, который в будущем дал старт для возрождения нации после возвращения на Родину. В девяностые годы двадцатого столетия в Крым вернулся коренной народ и крымскотатарская культура приобрела возможность возродиться и наметить, пути для дальнейшего развития [1].

Благодаря деятельности талантливых крымскотатарских композиторов, артистов, музыкантов крымскотатарская культура стала интенсивно развиваться. Ансамбль «Хайтарма в свое время был единственым звеном связывающим все этапы развития крымскотатарской культуры, который существенную роль. Все известные деятели музыкального и хореографического искусства служили в этом ансамбле и внесли большой вклад в культуру крымскотатарского народа. Ансамбль занял значимое место в развитии культуры Крыма [2].

На сегодняшний день, «Хайтарма» является одним из самых известных ансамблей в Республике и является «визитной карточкой» крымскотатарского народа.

Актуальностью данной статьи является возросший интерес общества к национальной музыкальной культуре разных народов проживающих в Крыму. Ансамбль крымскотатарской песни и танца «Хайтарма» является самым первым и единственным созданным до войны и действующим по сей день.

В статье осуществлена попытка осветить историю ансамбля и показать его деятельность в разные периоды. Материал раскрывает специфику и стиль данного ансамбля, а так же, в целом раскрывает сущность крымскотатарской культуры.

В 1938 году в Крыму был создан ансамбль народных татарских инструментов Дома народного творчества, руководителем которого стал композитор, заслуженный деятель искусств Крымской АССР Ягъя Шерфединов. Позже, этот ансамбль был объединен с Симферопольским крымскотатарским танцевальным ансамблем Усеина Баккал и Ялтинским ансамблем песни, музыки и пляски крымских татар. В конце 1939 года ансамбль был передан в ведение Крымской государственной филармонии. Художественному руководителю ансамбля Ягъе Шерфединову удалось объединить все имевшиеся в Крыму крымскотатарские творческие ресурсы в единый яркий коллектив. Музыкальным руководителем ансамбля был назначен Ильяс Бахшиш, заслуженный деятель искусств Крымской АССР, балетмейстером Усеин Баккал [3].

В 1944 году депортация крымских татар прекратила развитие крымскотатарской культуры. Всё крымскотатарское, в том числе и культура вытравливалась и запрещалась.

В 1957 году под неустанным напором многих общественных организаций Узбекистана был создан крымскотатарский ансамбль в городе Ташкент, вскоре он обрел статус государственного. Художественным руководителем стал композитор Ильяс Бахшиш в это время в трупе ансамбля было 30 человек: танцоры, певицы, музыканты.

В 1964 году художественным руководителем становится композитор Эдем Налбантов. Балетмейстером ансамбля приглашают выдающегося крымскотатарского хореографа – Усеина Баккал. В 1964 году художественный руководитель ансамбля композитор Эдем Налбантов дает имя ансамблю «Хайтарма», в честь крымскотатарского народного танца «Хайтарма».

В 1965 году Крымскотатарский ансамбль песни и танца «Хайтарма» впервые за годы депортации выезжает на гастроли по республикам Средней Азии и Казахстана, республикам Закавказья и Северного Кавказа [4].

В 1966 году художественным руководителем ансамбля становится вновь Ильяс Бахшиш. Музыкальным руководителем стал Февзи Алиев.

Долгие годы балетмейстером в ансамбле работал Аким Джемилев. В 1970 г. ансамбль «Хайтарма» удостоен звания Ленинского комсомола Узбекской ССР и стал дипломатом Всесоюзного смотра художественных коллективов. Художественным руководителем стал Февзи Белялов.

Шли годы, менялась политика, в начале 90-х появилась возможность народу вернуться на Родину и ансамбль «Хайтарма» вернулся в 1992 году. Новая страница коллектива в Крыму ознаменовалась большим духовным подъёмом народа и творчество ансамбля, вернувшегося после депортации на Родину, было в огромной степени востребовано. За период изгнания народа «Хайтарма» выполнила основную задачу – сохранения сокровищницы музыкальной культуры крымских татар.

В 1993 году художественным руководителем ансамбля «Хайтарма» становится народная артистка Таджикистана, балетмейстер – Ремзие Баккал. Под ее руководством были подготовлены концертные программы: «Степные узоры», «Бахчисарай Хансарай», «Дружба» и другие.

26 лет Ремзие Баккал была художественным руководителем ансамбля, за значительный личный вклад в развитие крымскотатарской культуры она удостоена Государственной премии Автономной Республики Крым. Она является самым выдающимся хореографом крымскотатарского народа [2].

Более 20 лет оркестром ансамбля возглавлял Рефат Аширов.

В 2000 году ансамбль награжден Почетной грамотой Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым.

В 2016 году ансамбль возглавила заслуженная артистка Украины, народная артистка Республики Крым Эльмира Налбантова. Балетмейстером ансамбля стала Зарема Османова, а дирижером оркестра – заслуженный артист Автономной Республики Крым Нариман Умеров.

В 2017-2019 годах «Хайтарма» представила новые концертные программы: «Алтын бешик», «Халкъ нагъышлары», «Мост дружбы», «Гонъюль лялезары», «Мелодия наших сердец», «Ватан седасы», «Янъы арзулар», «Легенда черного моря», «Маленький принц».

Музыкальные сказки: «Заколдованный замок», «Новая сказка о царевне лягушке», «Сказка о хрустальной туфельке», «Снежная королева».

Крымскотатарский ансамбль песни и танца «Хайтарма» сохранил многонациональный состав ансамбля, где красоту крымскотататарского фольклора воспевают не только крымские татары, но и русские, украинцы, буряты, абхазы. Ансамбль своей творческой деятельностью наглядно показал, что представители разных национальностей способны плодотворно объединять свои усилия в решении созидательных задач, вписывать свои неповторимые краски в яркую палитру искусства народов мира [1].

Ансамбль так же востребован во многих уголках за пределами Крыма.

За последние годы ансамбль «Хайтарма» гастролировал: г. Москва, Дни культуры Республики Крым 2017 г.; Краснодарский край (Новороссийск, Крымск, Анапа, Тамань) 2017 г., 2018 г., 2019 г, 2021 г.; Чеченская Республика (г. Грозный, г. Гудермес, ст. Наурская, г. Ханкала, г. Моздок), 2017-2018 гг.; Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказа», г. Славянск на Кубани 2017г., г. Ростов, 2018 г.; г. Пятигорск 2018; Турция, г. Анкара, Дни культуры крымских татар, 2018 г.; Республика Адыгея, фестиваль «Мир Кавказа», 2019 г.; Турция, г. Стамбул, «Фестиваль крымскотатарской культуры», 2019 г.; Ингушетия, фестиваль этнической музыки «Золотая зурна» (г. Магас, г. Назрань) 2021 г.

 

Список литературы:

  1. Ансамбль «Хайтарма» – 80 лет на службе искусству – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://krtmuseum.ru/ansambl-hajtarma-80-let-na-sluzhbe-iskusstvu/ (Дата обращения 17.03.2022).
  2. Ансамблю «Хайтарма» – 60 лет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://goloskrimanew.ru/ansamblyu-haytarma-60-let.html (Дата обращения 17.03.2022).
  3. Крымскотатарская энциклопедия. В 2 томах / Авт.-сост. Р. Музафаров. – Cимферополь: Ватан, 1993 — 1995. – 433
  4. Хайтарма (ансамбль) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://racechrono.ru/stati/15841-haytarma-ansambl.html (Дата обращения 17.03.2022).
  5. Эмирова А.М. Крымскотатарская универсальная энциклопедия по специальности «Языкознание и литературоведение» / А.М. Эмирова. // Крымское историческое обозрение. – Симферополь, 2015. – С. 274-282.

Оставить комментарий