Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(183)

Рубрика журнала: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Тимерханов Р.И., Папулов С.В. ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 13(183). URL: https://sibac.info/journal/student/183/246566 (дата обращения: 26.11.2024).

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тимерханов Рустем Ильмирович

курсант, кафедра философии и гуманитарных наук, Уральский Государственный Противопожарный Институт МЧС России,

РФ, г. Екатеринбург

Папулов Станислав Валерьевич

курсант, кафедра философии и гуманитарных наук, Уральский Государственный Противопожарный Институт МЧС России,

РФ, г. Екатеринбург

ISLAM IN THE MODERN WORLD

 

Rustem Timerkhanov

cadet, Department of Philosophy and Humanities, Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

Stanislav Papulov

cadet, Department of Philosophy and Humanities, Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрено развитие материальной культуры ислама с появления ее как религии, и до современности. А также, здесь освящены вопросы влияния мусульманской культуры на мировую в целом.

ABSTRACT

This article examines the development of the material culture of Islam from its appearance as a religion to the present. And also, the issues of the influence of Muslim culture on the world as a whole are highlighted here.

 

Ключевые слова: религия, ислам, общество.

Keywords: religion, Islam, society.

 

Ислам является третьей и самой молодой мировой религией. Возникнув в VII веке нашей эры на перекрестке цивилизаций Востока и Запада, он собрал в себя черты различных по уровню развития и содержанию культур. Это во многом предопределило историю и географию распространения ислама в мире. Основанная на межкультурной коммуникации, диалоге, взаимообмене и взаимоуважении мусульманская религия предоставила верующим возможность компромисса как залог нового мира, в котором разные по этническому происхождению люди равны в единой общности исламской уммы.

 Ислам в современном мире исповедует терпимость и готовность к компромиссам, отрицает крайности, экстремизм и сепаратизм. Мусульманство является религией, которая в силу исторически сложившихся условий довольно быстро адаптировалась к ситуациям. Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама: в догматике, социальной доктрине, культе, Шариате происходит «очищение» от различного рода архаичных элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. Отчасти именно по этой причине ислам становится самой массовой религией в мире: «По заявлениям социологов, за последние 50 лет численность населения земли выросла на 137%. При этом среди христиан пророст составил 46%, а среди мусульман 235%. Только в США каждый год около 100 тысяч человек принимают ислам» [2].

Мусульманство в современном мире многолико. В ХХ – начале XXI вв. во многих исламских странах проводились социально-экономические реформы, к власти приходили демократические движения. Характер происходящих в мусульманском мире перемен различен. Несмотря на это наблюдается изменение религиозного культа и бытового уклада в направлении усиления строгости соблюдения религиозных норм и влияния религии на все сферы жизни общества. До последнего времени, например, в Турции, в религиозном отношении господствовала достаточно либеральная линия, но в последние годы ситуация в данной стране стала меняться: «Признаки возросшего значения ислама особенно заметны на бытовом уровне. На улицах крупных городов сейчас можно встретить множество девушек, головы которых покрыты платками по мусульманскому обычаю, и юношей, носящих бороду, чего практически не наблюдалось в течение всего республиканского периода развития Турции. Повсюду возникают и активно развиваются религиозные ордена, мусульманские благотворительные общества, а также массовые организации и коммерческие структуры, непосредственно связанные с исламскими партиями». Это связано с тем, что в начала 90-х гг. ХХ века Турцию охватил затяжной экономический кризис. Жители страны разочаровались в пути, выбранном представителями светских партий.

Ислам изменил ход истории, социальной, политической и культурной жизни огромного ареала на всех континентах [3]. При этом в каждом из регионов сохраняется своя специфика, обусловленная особенностями распространения, эпохой и формами исламизации населения. Этим объясняется большое количество направлений, школ и религиозных групп в современном исламе, различия между которыми кроются в теоретических вопросах теологии и обрядности: «Основные теоретические проблемы мусульманской теологии близки к спорам, волновавшим христианское богословие: о природе Аллаха; о соотношении веры и разума; о свободе воли человека и Божьем предопределении его судьбы; о посмертном суде над умершим и его загробной жизни; о соотношении Корана и «Сунны» (т.е. Писания и Предания); о принципах толкования священных текстов; о взаимоотношениях религии и общества (в развитие принципа слияния религиозной и политической общин, провозглашенного Мухаммадом). Специфически мусульманские догматические проблемы связаны с вопросом о сотворенности или несотворенности «Корана» [1]. Теологические дискуссии отражаются на реализации на практике религиозных догматов. В частности, на формах религиозной обрядности. Таким образом, в настоящее время в мире наблюдается тенденция повышения строгости к отправлению религиозного культа в исламе при простоте и доступности вероучения. Он требует от правоверного мусульманина лишь неукоснительного подчинения воле Аллаха, переданной пророком Мухаммадом и выраженной в относительно немногочисленных и понятных предписаниях и запретах. Направленность протекающих в мусульманском мире процессов изменилась в результате набирающей обороты глобализацией. С этим связано изменение культурных и религиозных устоев и тенденция усиления традиционализма. Несмотря на то, что исламские теологи подчеркивают неизменность вероучения, культовых предписаний и установок, перемены, происходящие в общественной жизни и мировоззрении верующих побуждают давать современное толкование многих проблем и вносить изменения в Шариат. Это делается в целях осовременивания религии, придания ей привлекательности, создании ей позитивного образа универсального средства решения социально-экономических проблем. В нашей стране идет процесс приспособления религиозного культа к условиям жизни и современности, обуславливающей то, что значительная часть верующих не имеет возможности выполнять все предписания ислама. В связи с этим служители культа приводят различные аргументы, направленные на минимизацию трудностей исполнения религиозных обрядов. Давая послабления верующим, духовенство тем самым облегчает человеку возможность считать себя исполнившим религиозные предписания.

 

Список литературы:

  1. Зиннурова Э. «Ислам легок – не усложняйте его!» // Сайт ВХИДЖАБЕ. URL: https://vhijabe.ru/islam/islamlegok-ne-uslozhnyajte-ego/ (дата обращения: 10.04.2022).
  2. Панкин С.Ф. «Духовная броня» исламской теологии // Сайт X-files.org.ua. URL : http://x-files.org.ua/articles. php?article_id=1824 (дата обращения: 10.04.2022).
  3. Джамааты Турции и Эрдоган // Сайт Общероссийское информационное агентство мусульман URL: http:// www.info-islam.ru/publ/stati/statji/dzhamaaty_turcii_i_ehrdogan/5-1-0-16910 (дата обращения: 10.04.2022).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.